SpaceX проводит испытания революционной ракеты

Надежда зарождающейся эпохи космического туризма и коммерческих космических перелетов кое-что показала в воскресенье. Но стоит отметить, что у SpaceX появился конкурент: компания Orbital Sciences из Даллеса, штат Вирджиния, состыковалась и доставила грузы на МКС — вторая коммерческая компания, проведшая такой трюк.


Тем временем в Хоторне SpaceX испытывает возможности новой многоразовой ракеты и запуск сцепленных спутников.

Для Orbital стыковка грузового дрона Cygnus в 7 утра по времени EST 29 сентября стала облегчением. Дрон появился на орбите 18 сентября, но его стыковка с МКС была задержана на неделю из-за путаницы в данных GPS, которая потребовала исправления программного обеспечения.

Успешная стыковка должна породить здоровую конкуренцию на рынке доставки грузов на МКС — ранее SpaceX была единственной коммерческой организацией, предлагающей эту услугу. Также это должно повысить надежность и гарантировать высвобождение дополнительного научного и человеческого потенциалов в отношении научной станции.

Неконтролируемая аэродинамика

Если учитывать госучреждения, Cygnus — это пятый тип беспилотного транспорта, доставляющего груз на МКС после российского «Прогресса», европейского ATV, японского HTV и Dragon от SpaceX.

Но что по-настоящему подчеркивает рассвет новой эпохи космических перелетов, так это второй запуск в тот же день. Спустя всего несколько часов после того, как манипулятор МКС вырвал Cygnus из пустоты, SpaceX выпустила последнюю версию своей ракеты Falcon 9 с авиабазы Ванденберг в Калифорнии.

Первые версии Falcon 9 донесли капсулу Dragon до МКС. А эта понесла канадский полярный спутник Cassiope и пучок спутников CubeSat на низкую околоземную орбиту. Кроме того, этот Falcon 9 стал первой попыткой проверки возможного повторного использования ракеты.

После того как вторая ступень освободилась, первая, которая в обычном случае сгорела бы и была потеряна навсегда, включила три из девяти двигателей. Это затормозило сверхзвуковой подъем, что позволило ей заново войти и свободно упасть в Тихий океан.

Именно тогда начала падать вертикальная скорость, по мере приближения к океану, в процессе чего можно было продемонстрировать жизнеспособность мягкой посадки — ранее SpaceX демонстрировала это с ракетой Grasshopper. Но в результате неконтролируемой аэродинамики топливо разлилось из резервуара, то есть ракета осталась без топлива на посадку. В общем, ступень завершилась ударом о воду.

Позитивный провал

«Ракета-носитель должна была активироваться дважды (при сверхзвуковом торможении и посадке), но из-за крутящего момента в воздухе топливо центрифугировало и мы сгорели», — написал в «Твиттере» основатель SpaceX Элон Маск. — «Между этим полетом и тестами Grasshopper мы, думаю, нашли все детали головоломки «доставь ракету домой».

И хотя в результате этого испытания повторное использование было провалено, Маск ранее предупреждал, что будет работать над этим — и сам факт, что это испытание произошло, вселяет надежду на хорошее будущее космических полетов.

«Провалы в процессе испытаний будут всегда», — говорит Грег Сэдлиа, космический аналитик из London Economics. — «Повторное использование — цель, заслуживающая похвалы, и SpaceX не нужно разочаровываться в попытках добиться своего».

Капсула Dragon разработки SpaceX уже стала единственным роботизированным средством, которое можно использовать повторно: в то время как Dragon заходит на орбиту и спускается с парашютом в океан, «Прогресс», ATV, HTV и Cygnus сгорают впустую, поджариваясь во время вхождения в атмосферу Земли.

Создание многоразовой ракеты значительно сократило бы отходы в дальнейшем и остановило бы рост объемов космического мусора. Есть много верхних ступеней ракеты, которые остаются на орбите после запуска, и именно они вызывают проблему замусоривания космоса. SpaceX делает благое дело. Сэдлиа считает так же:

«Разработка космического корабля многоразового использования будет ключом к широкому доступу в космос. Повторное использование изменит игру, поскольку у него будет потенциал реконструировать экономику космических полетов».

Новости партнеров
Что скрывают прямоугольные наушники Nothing Headphone (1), на которые вас будут разводить блогеры
Что скрывают прямоугольные наушники Nothing Headphone (1), на которые вас будут разводить блогеры
В iOS 26 появилась синхронизация Wi-Fi в отелях. Теперь не надо вводить логины, номера комнат и билетов
В iOS 26 появилась синхронизация Wi-Fi в отелях. Теперь не надо вводить логины, номера комнат и билетов
FATF обеспокоена ростом преступлений, в которых используются стейблкоины. Насколько всё серьёзно?
FATF обеспокоена ростом преступлений, в которых используются стейблкоины. Насколько всё серьёзно?