Как SpaceX тренирует астронавтов NASA для полета на капсуле Dragon

17 Августа 2018 в 20:00, Илья Хель 7 615 просмотров 111

Первая пассажирская команда SpaceX собрана, дата полета — назначена, и теперь настало время подготовить ее к путешествию в космос. В понедельник президент SpaceX Гвинн Шотвелл показала первым четырем астронавтам NASA, которые поедут в космос на новеньком пассажирском космическом аппарате компании, сам Crew Dragon, построенный для программы коммерческих пилотируемых полетов NASA. Также компания рассказала, какие инструменты будут использовать астронавты для подготовки к этим полетам.

Теперь, когда экипажи сформированы официально, в ближайшие месяцы и годы им придется поработать вместе с SpaceX над подготовкой к полетам. Crew Dragon — это аппарат SpaceX (не NASA), поэтому SpaceX и будет обеспечивать астронавтов необходимым для подготовки обмундированием. В него входят два набора модельного оборудования, которые познакомят астронавтов с недрами капсулы.

Когда астронавты полетят на аппаратах SpaceX?

Первый набор — для командира и пилота. Он состоит из двух центральных сидений, которые будут внутри капсулы, а также кнопочного интерфейса и сенсорного экрана, с которым космонавты будут взаимодействовать во время полета. Все выполнено в фирменном стиле SpaceX, гладкое и обтекаемое. Есть лишь несколько десятков физических кнопок, которые астронавты могут нажимать, большинство из которых можно использовать только во время аварийных сценариев. Например, космонавты должны нажать реальную кнопку, чтобы включить систему пожаротушения.

 

Все другие взаимодействия должны происходить на трех сенсорных экранах капсулы, которые будут реагировать на касание экипажа в перчатках скафандра. Основная цель экранов — обеспечить отслеживание орбитального полета. Астронавты смогут настраивать дисплеи, чтобы менять виды Земли, показывающие, где именно находится их капсула на пути на орбиту. У них также есть возможность переключаться в режим управления ориентацией на этих экранах, что позволит им вручную управлять экипажем Crew Dragon в космосе. Простое нажатие запускает двигатель аппарата, слегка изменяя его курс. Впрочем, делать это не обязательно, поскольку Crew Dragon предназначен для автоматической стыковки с космической станцией. Вариант на всякий случай.

Однако есть ключевая часть интерфейса, которая не является ни кнопкой, ни командой тачскрина. Это большая ручка в центре консоли со словом EJECT (выброс). Есть надежда, что астронавтам никогда не придется ее трогать. Но если ракета, несущая Crew Dragon, получит повреждение или сломается во время полета, астронавты должны будут провернуть и потянуть эту ручку, зажигая двигатели на борту капсулы, которая унесет их от опасности. Этот рычаг предназначен для последней линии защиты астронавтов. SpaceX запрограммировала бортовой компьютер аппарата на обнаружение любых аномалий, которые потребуют скорейшего побега, в надежде избавить астронавтов от необходимости вмешиваться.

На самом деле, кажется, что цель Crew Dragon — почти полная автоматизация. Если во время полета все будет хорошо, астронавты будут большую часть времени сидеть сложа руки и наслаждаться поездкой. Тем не менее, космический полет требует подготовки к самым мрачным сценариям, и в этом поможет другой важный инструмент SpaceX: симулятор, который по сути воссоздает все внутри капсулы, от сидений до окон. Внутри астронавты тренируются в любых ситуациях космического полета, от обычного полета до необычного и экстремального. SpaceX помещает астронавтов в различные сценарии поломок и отказов оборудования, вроде разгерметизации, и людям придется связываться с наземным контролем, чтобы узнать, нужно ли им что-то чинить в капсуле. Есть даже симулятор солнечного света — лампа — который светит через окно, имитируя вид Солнца во время полета.

Единственное, чего не может симулятор — это передать, каково астронавтам будет в ракете. Поездка на Falcon 9, которая понесет капсулу с экипажем в космос, будет не самой мягкой: астронавты подвергнутся перегрузкам и воздействию мощной вибрации. Для имитации этого астронавтам приходится сидеть на гигантской платформе, которая заставляет аппарат вибрировать.

NASA выбрало четырех астронавтов в 2015 году для первых полетов в рамках программы Commercial Cres. Однако вопрос о том, на каком аппарате астронавты будут летать, оставался открытым. Boeing и SpaceX разрабатывали капсулы для этой программы, CST-100 Starliner и Crew Dragon, соответственно. В этом месяце NASA объявило о назначении экипажа для каждого из космических аппаратов вместе с новыми целевыми датами, когда они выйдут на орбиту.

В команду астронавтов SpaceX входят три летчика-ветерана и один новичок. Первый пилотируемый испытательный полет компании, в ходе которой Crew Dragon отправится на Международную космическую станцию в двухнедельный полет, будет проходить под командованием Дуга Херли и Боба Бенкена, двух бывших членов экипажа космического шаттла, хороших друзей. Полет запланирован на апрель 2019 года и станет важным шагом в начале регулярных поездок Crew Dragon на МКС и обратно. Как только Crew Dragon будет сертифицирован, первый операционный полет понесет команду из четырех человек на МКС, где те останутся на много месяцев. В эту команду войдут астронавт NASA Майк Хопкинс, который летал на российском «Союзе», и Виктор Гловер, который выйдет в космос впервые.

Официальная подготовка к миссиям уже началась в последние пару месяцев. Бенкен и Херли, которые стали частью Commercial Crew Program в 2015 году, провели много недель в штаб-квартире SpaceX и проведут еще больше по мере приближения даты полета.

Что касается того, будут ли соблюдены последние назначенные даты полета, Шотвелл говорит, что иногда появляются причины, приводящие к изменениям. Прогнозировать точную дату запуска бессмысленно. При этом наивысшим приоритетом, по ее словам, является безопасность.

«Мы не полетим, пока не убедимся, что ребята будут в безопасности», говорит Шотвелл. «Эта миссия будет похожа на любую другую миссию, потому что мы хотим, чтобы каждая ракета и каждая капсула были надежными, но в этот раз за системой будет следить еще 7000 дополнительных глаз».

Как SpaceX тренирует астронавтов NASA для полета на капсуле Dragon

111 комментариев

  1. Putnik1964

    > ... каково астронавтам будет в ракете. Поездка на Falcon 9, которая понесет капсулу с экипажем в космос, будет не самой мягкой: астронавты подвергнутся перегрузкам и воздействию мощной вибрации.

    Людей, это не картошку возить...

    • Sergey1964

      Putnik1964, Хёрли и Бенкен - ветераны. Хёрли летал на шаттлах в 2009 (STS-127, «Индевор») и в 2011 (STS-135, «Атлантис»). Бенкен - в 2008 (STS-123, «Индевор») и в 2010 (STS-130, «Индевор»). Так что к перегрузкам им не привыкать. Причём все полёты - в рамках строительства МКС. Так что дорогу к МКС тоже знают. )))

    • ELVIS

      Putnik1964, Какой же срач вы снова устроили и ведь даже выходного дня не пожалели... Могу только посочувствовать вашей ненависти ко всему, что связано с именем Илон Маск. Умели бы вы еще российские успехи указывать для сравнения, но нет...

  2. VERBA DARE IN VENTOS 123

    Виват!!! SpaceX !
    (отправлено из приложения Hi-News.ru)

    • Putnik1964

      VERBA, не знаю как у Вас в США, а у нас есть хорошая поговорка:
      Не говори гоп, пока не перепрыгнешь. ;-)

      • AMDRYZEN

        Putnik1964, Хорошая поговорка , когда роспилкосмос начнёт её соблюдать? (отправлено из приложения Hi-News.ru)

        • Putnik1964

          AMDRYZEN, почему ко мне этот вопрос? Я не Рогозин.

        • Putnik1964

          AMDRYZEN, и я что-то не заметил, чтобы Роскосмос, как и VERBA DARE IN VENTOS 123, начал поздравлять американских звёздонавтов с началом их учёбы...
          Причём здесь Роскосмос?

          Сели за парты, хорошо. Когда подымутся на Драгоне на орбиту, тогда и можно будет их поздравить.
          А пока с чем их поздравлять-то? :-)

          • VERBA DARE IN VENTOS 123

            Putnik1964, Rip. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

          • Fotnstar

            Putnik1964, "А пока с чем их поздравлять-то? :-)" А это не важно. Главное что Маск - Бог, Falcon 9 это божественное творение (звучит David Bowie-Space Oddity).

            • Sergey1964

              Fotnstar, Зависть - плохое чувство. :D

              • Fotnstar

                Sergey1964, SERGEY1964 Остается выяснить кто кому завидует.))))

                • Sergey1964

                  Fotnstar, "Остается выяснить кто кому завидует." - Тут и выяснять нечего. Вы завидуете Илону Маску, это видно невооружённым глазом. Единственное, что тут можно выяснять - это осознанно завидуете либо неосознанно, но само наличие этой зависти, повторюсь, видно просто невооружённым глазом. )))

                  • Putnik1964

                    Sergey1964, Было бы чему завидовать...
                    У него одни долги чего стоят. Врагу не пожелаешь такого.

                  • Fotnstar

                    Sergey1964, PUTNIK1964 Ему не объяснить. Он слепо верить в "американскую мечту", а любые, даже самые незначительные, подвижки в чем либо американцы превращают в шоу, в красивый фантик и раскручивают этот фантик по полной. А мы, русские, просто делаем лучше, дешевле и качественней в этом сегменте технологий.
                    Сейчас смотри, начнет с пеной у рта давать опровержение, при этом будет пытаться как то задеть, подковырнуть (соловей разбойник))) - SERGEY1964 ).

                    • Putnik1964

                      Fotnstar, в российском космическом сегменте тоже есть проблемы. Серьёзные проблемы.
                      И мы о них и болеем. Американцы нам в этом точно не помощники. :-)

                      А пропаганда их ценностей на наших ресурсах уже порядком надоела...

                      • Fotnstar

                        Putnik1964, PUTNIK1964 В этом сегменте у всех есть проблемы. Просто хотелось парня подзадорить, что бы он... ну он и выдал.))) Ожидаемо.

                        • Sergey1964

                          Fotnstar, "Ожидаемо".
                          Врёте. :P
                          1) Вы ожидали "с пеной у рта" и "пытаться как то задеть, подковырнуть". Но ни "пены у рта", ни "подковырнуть" в моём посте не оказалось. Оказался анализ ситуации, основанный на легко проверяемых фактах.
                          2) Вы не ожидали, что я имею некоторое профессиональное отношение к текущим и перспективным космическим исследованиям, так что знаю ситуацию более-менее изнутри. ;)

                          • Fotnstar

                            Sergey1964, SERGEY1964 "Да ты я вижу, холоп, не уймешься!" (С) Иван Васильевич. Да узбагойзя.))) Все, ты молодец.

                    • Sergey1964

                      Fotnstar, " А мы, русские, просто делаем лучше, дешевле и качественней в этом сегменте технологий."

                      Если говорить о доставках грузов на орбиту, то в этой фразе всё - неправда. Именно поэтому по числу коммерческих запусков Роскосмос уже безнадёжно проигрывает той же SpaceX. Не верите - посмотрите соответствующую статистику за последние годы, её легко найти. )))

                      Что касается пилотируемых запусков к МКС, то после завершения полётов шаттлов в 2011 г. Роскосмос временно оказался монополистом. Скоро эта монополия закончится, и контракты на пилотируемые запуски к МКС из Роскосмоса утекут. А там и сама МКС выработает После этого на российской пилотируемой космонавтике можно будет рисовать крест. Ещё немножко побарахтается, пока МКС не выведут из эксплуатации. А потом окажется, что "денег нет, да и вообще - зачем нам пилотируемая космонавтика?"... Автоматические межпланетные станции уже благополучно похоронили, никто и не заметил. И пилотируемую космонавтику похоронят, и тоже никто не заметит. Как обстоят дела с российскими космическими программами, я знаю не по-наслышке, так что могу делать подобные прогнозы.

                    • Reborn

                      Fotnstar, " А мы, русские, просто делаем лучше, дешевле и качественней в этом сегменте технологий."

                      Да, пока все кто делал не уехали, Израиль и Америку. А вы делайте, продолжайте.

  3. vahtang1961

    Вибрация и неприятные ощущения всегда присутствуют на любом РН+КА. Важно. чтобы они были в пределах, которые сможет выдержать человек на протяжении первых 10 минут взлёта. Посмотрим, удастся ли Маску начать пилотируемые полёты. Если это произойдёт, то подключатся Браззес и Боинг со своими кораблями, а это уже приведёт к началу конкуренции частников на орбите. Чеи их больше. тем нам интереснее)))

    • Putnik1964

      vahtang1961, Такую жёсткую вибрацию должна выдержать и система жизнеобеспечения.
      Плюс к тому, какая-нибудь микротрещина и следом разгерметизация. Железкам-то было бы это без разницы, но не людям.

    • Pendulumtm

      vahtang1961, Блин улыбнуло читаю "то подключатся Браззес и Боинг" - это Браззерс или все таки Бэзос. Разные мы с вами фильмы однакож смотрим;)

  4. Sergey1964

    "А пока с чем их поздравлять-то?" - С зачислением в экипаж первого космического корабля, созданного частной фирмой. Вообще-то в США всё делается частными фирмами, но у прежних систем была куча разных подрядчиков. А здесь - и корабль, и носитель разработаны и произведены одной фирмой. Так что полёт ожидается действительно исторический, новая веха в освоении Космоса. )))

    • Putnik1964

      Sergey1964, .
      > С зачислением в экипаж первого космического корабля, созданного частной фирмой

      С этим можно конечно поздравить.
      А у нас уже и с успешным подъёмом космонавтов на орбиту практически не поздравляют... Обычные будни. :-)

    • Putnik1964

      Sergey1964, .
      > Вообще-то в США всё делается частными фирмами, ...
      > Так что полёт ожидается действительно исторический, новая веха в освоении Космоса. )))

      Частные они порой чисто формально.
      ФРС у Вас там тоже частная компания. :-) Доллары как фантики без меры печатает.
      Но понятное дело, что частная она чисто номинально.

      SpaceX аналогично в чисто частном порядке тоже ничего бы не построила и сейчас никакие пуски бы не состоялись.

      Так что исторического ничего не намечается.
      Но конечно американцы не преминут из этого пуска устроить вселенское шоу... :-)))

      • Sergey1964

        Putnik1964, "ФРС у Вас там тоже частная компания." - Вас кто-то обманул по поводу ФРС, ФРС - не у меня.

        "SpaceX аналогично в чисто частном порядке тоже ничего бы не построила и сейчас никакие пуски бы не состоялись." - Ваше утверждение абсолютно ничем не подкреплено. )))

        "Так что исторического ничего не намечается." - Историческое уже свершилось. Раньше в Космосе соревновались государства, а теперь соревнуются частные компании. Это очень сильно повышает эффективность работы, что мы видим на примере фантастических успехов той же SpaceX. Но если до сих пор соревнование частников шло в области доставки грузов на орбиту, то теперь переходит и в область доставки людей на орбиту. Так что полёт - исторический, и знаменует собой новую веху в освоении Космоса.

        • Putnik1964

          Sergey1964, .
          > "ФРС у Вас там тоже частная компания." - Вас кто-то обманул по поводу ФРС, ФРС - не у меня.

          "у Вас там" означает местоположение, т.е. в США.

          > Раньше в Космосе соревновались государства, а теперь соревнуются частные компании.

          Раньше, это когда?
          Шатлы производила частная компания - United Space Alliance. И это производство потом отменили, после серии трагедий с шатлами.

          Так что текущая ситуация со SpaceX в этом плане это всего лишь попытка №2.
          Причём с шагом назад - пилоты больше не будут располагаться в просторной кабине и не будут больше иметь огромное лобовое стекло для обзора.
          Их кабинка будет более тесной и более закрытой.

          Очевидно всем, что праздновать тут особо нечего. ;-)
          А исторического тем более ничего нет.

          У нас в России уже давно не празднуют взлёты космонавтов на орбиту. Ибо это давно стало обычным делом.

          • VERBA DARE IN VENTOS 123

            Putnik1964, У Вас нет паранойи случайно?
            Если человек поддерживает SpaceX и др., если ему нравится то, что делает Маск или Безос - то он живёт в Америке и является американцем, умно)))
            (отправлено из приложения Hi-News.ru)

            • Putnik1964

              VERBA, навязчиво.
              Проамериканская пропаганда на наших российских сайтах уже порядкам надоела.

              Вы на нашей территории.
              С какого пня россиянам болеть за американские команды и проекты?

              Это как на футболе, когда играют россияне с американцами.
              Вы болеете за своих, мы за своих. Это естественно.

              • Sergey1964

                Putnik1964, "Проамериканская пропаганда на наших российских сайтах уже порядкам надоела.
                Вы на нашей территории."
                На чьей это "нашей"? Если Вы, как и я, обитаете на территории РФ (бывшая РСФСР), то у Вас прав на эту территории ничуть не больше, чем у меня.

                "С какого пня россиянам болеть за американские команды и проекты?"
                1) Американские проекты рано или поздно приходят к нам в виде полезных товаров и услуг. Например, этот пост я пишу на персональном компьютере, вся начинка которого разработана американскими компаниями. И почти всё программное обеспечение (от операционной системы до специализированных программ для Data mining) на моём компьютере тоже разработано американскими компаниями. И Интернет, которым я очень активно пользуюсь, тоже имеет американское происхождение. И даже мой любимый поисковик Google, что интересно, тоже имеет американское происхождение.
                2) Я, сам будучи успешным человеком, вполне естественно болею и за успехи других людей. Вне зависимости от национальной принадлежности этих людей. Видите ли, наука - интернациональна, и мой американский коллега Mark Nelson или мой китайский коллега Fu Yuming мне куда ближе, чем Вы. Несмотря на то, что с упомянутыми коллегами у нас гражданство разное, а с Вами, судя по всему, одинаковое.

                • Putnik1964

                  Sergey1964, Это очевидно, гражданство у Вас не российское.

                  • Sergey1964

                    Putnik1964, "Это очевидно, гражданство у Вас не российское."
                    Гражданство у меня российское. Раньше было советское, а теперь - российское. :P
                    И для международного престижа России я сделал (и продолжаю делать) несравнимо больше, чем Вы. Разумеется, я работаю не для престижа России (на престиж России мне абсолютно наплевать), но по факту получается именно так. ;)

              • viewfromUSA

                Putnik1964, "Проамериканская пропаганда на наших российских сайтах уже порядкам надоела."
                Если честно, то многие новинки амерского ракетостроения узнаю из российских сайтов. Сами амеры на первых полосах об этом не пишут, а если и пишут, то где-то на дне Yahoo или на дне других новостей. Обычный технический успех в технически развитой стране - обычное дело. Вот если будет неудача, то напишут уже в середине, т.к. это редкое явление.
                А “проамериканская пропаганда” на российских сайтах могла, конечно, надоесть, т.к. у вас таки да много пишут об успехах/неуспехах в США. Почему так много пишут - не знаю, вернеее знаю, но не скажу.

                • Putnik1964

                  viewfromUSA, надоела не в текстах статей (её там почти нет), а в комментах к ним.

                  Госдеп похоже совсем не хило проплачивает всю эту карусель с восторгами по поводу всего американского.

          • Sergey1964

            Putnik1964, ""у Вас там" означает местоположение, т.е. в США." - А что, Сибирь уже присоединена к США? Ну надо же... А почему в местных новостях об это ничего нет?

            "Шатлы производила частная компания - United Space Alliance. " - Я уже сообщил Вам ниже, что United Space Alliance - это общество с ограниченной ответственностью, созданное под один конкретный проект. И это ООО было просто головным подрядчиком, в строительстве шаттлов были задействованы и другие (суб)подрядчики.

            "И это производство потом отменили, после серии трагедий с шатлами." - Вас опять кто-то обманул. )))
            1. Никакой серии катастроф не было. Две катастрофы (в 1986 и 2003) за 30 лет эксплуатации и 135 полётов на серию ну никак не тянут.
            2. Последний шаттл ("Индевор") начали строить в 1987 как раз взамен погибшего погибшего "Челленджера", а ввели в эксплуатацию в 1991. Так что первая из двух катастроф не затормозила, а, наоборот, стимулировала строительство.
            3. Вторая катастрофа (которая в 2003) никак не повлияла на строительство новых шаттлов, поскольку новые шаттлы к этому времени уже давным давно не строили, эксплуатировали те, которые были построены раньше. Не повлияла эта катастрофа и на дальнейшую эксплуатацию шаттлов, они успешно летали ещё 8 (восемь) лет, до 2011 г.
            4. Шаттлы сняли с эксплуатации не из-за мифической "серии из двух катастроф с интервалом в 17 (семнадцать) лет". Причины совсем другие, перечислю главные. Я немножко в курсе, поскольку общался на эту тему с американскими коллегами, работающими на НАСА.
            - Шаттлы оказались гораздо более дорогим удовольствием (как в процессе разработки-строительства, так и в процессе эксплуатации), чем изначально планировалось. А бюджет НАСА - не резиновый. Так что после окончания строительства МКС (где без шаттлов было просто не обойтись, других носителей под тяжёлые & крупногабаритные грузы в мире не было) программу прикрыли.
            - В НАСА длительное время шло перетягивание одеяла между теми, кто хотел сохранить пилотируемую астронавтику, и теми, кто хотел сосредоточить все ресурсы на беспилотных миссиях. Причём сторонники беспилотных миссий имели (и имеют сейчас) очень сильные козыри, перечислять не буду, они очевидны. С другой стороны, отказаться от пилотируемых полётов - это значит утратить опыт пилотируемых полётов. В итоге пошли на компромисс - пилотируемым полётам быть, но не по цене шаттлов, а гораздо дешевле. С целью радикального удешевления и кликнули клич частникам.
            - Ну и вообще, эксплуатировать космическую технику 30-летней давности - это не есть хорошо по американским понятиям. Она устаревает и морально, и физически (напоминаю, что последний шаттл был построен в 1991).

            "Так что текущая ситуация со SpaceX в этом плане это всего лишь попытка №2." - Нет, это принципиально новая концепция. Ключевые слова "принципиально новая", причём и в плане цены, и в плане технологий, и в плане общего подхода.

            "У нас в России уже давно не празднуют взлёты космонавтов на орбиту." - У нас в России взлёты космонавтов с высокой долей вероятности вообще прекратятся в обозримом будущем. Не то, чтобы совсем скоро, но дело идёт именно к этому.

            • Putnik1964

              Sergey1964, Сибирь здесь не причём.

              • Sergey1964

                Putnik1964, "Сибирь здесь не причём." - Но я родился в Сибири, всю жизнь живу в Сибири, и никуда из родной Сибири переезжать не планирую. Так, изредка летаю по приглашениям заграницу (в основном - как visiting professor), но в этой самой загранице не остаюсь, сразу возвращаюсь обратно. А Вы мне пишете, цитирую, ""у Вас там" означает местоположение, т.е. в США.". Вот я и подумал - может, Сибирь уже в США, а я не в курсе? :D

                • Putnik1964

                  Sergey1964, Может Вы и родились в России, но живёте и работаете Вы сейчас явно на другую страну.

                  • Sergey1964

                    Putnik1964, "Может Вы и родились в России, но живёте и работаете Вы сейчас явно на другую страну."
                    Я, вообще-то, работаю не на некие абстрактные страны. Я работаю на себя-любимого, а также на вполне конкретные коллективы. Причём по большей части эти коллективы чисто российские, хотя случалось работать и на китайцев (в их Yuegong-1 есть и мой вклад). А ещё я преподаю в российских ВУЗах, и выпущенные мной специалисты (от дипломников до кандидатов наук) по-преимуществу работают по специальности, и работают именно в России, причём именно в Сибири. И специалисты, надо сказать, неплохие. Я сужу по тому, что двух моих кандидатов наук (ещё до защиты ими диссертаций) приглашали в очень приличные зарубежные лаборатории, а двух других - в тоже очень приличные (хотя и российские) коллективы. Но они предпочли остаться в родной Сибири.

                    Видите, какой из Вас плохой аналитик? :D

                  • Sergey1964

                    Putnik1964, Ладно, на этом общение заканчиваю. Ваша психология мне уже более-менее понятна, и я могу Вам только посочувствовать. :)
                    Научное и технологическое отставание России даже не от передовых государств типа США и членов Евросоюза, а от государств типа Китая и Индии в ближайшее десятилетие (как минимум десятилетие, это я даю очень оптимистическую оценку) будет только нарастать. Причём нарастать нелинейно, а с ускорением. Так что Вам всё труднее будет гордиться Россией и её достижениями.

                    У меня таких проблем нет, поскольку я горжусь не строчкой в паспорте, а своими личными достижениями. Я бы посоветовал Вам тоже плюнуть на Россию и заняться личными достижениями, тем более, что эти достижения в любом случае будут идти на пользу России. Но если я правильно расшифровал номер в Вашем нике как год рождения, то Вам уже поздно что-то менять. Так что, повторюсь, могу только посочувствовать.

            • Putnik1964

              Sergey1964, Гадать о будущем Вы можете сколько угодно, но взлёты российских космонавтов на орбиту давно стали повседневностью.
              У нас эти события давно уже не празднуют.

              • Sergey1964

                Putnik1964, "Гадать о будущем Вы можете сколько угодно"
                Это не гадание, это взгляд человека, более-менее знакомого с ситуацией изнутри.

                "взлёты российских космонавтов на орбиту давно стали повседневностью"
                Если число в Вашем нике, как и у меня, обозначает год рождения, то Вы должны помнить - когда-то у нас в СССР повседневностью были не только запуски людей на орбиту, но и запуски автоматических межпланетных станций. А вот у нас в России технология запусков АМС утрачена. Было - повседневностью, а теперь - утрачено. Аналогия понятна? )))

                "У нас эти события давно уже не празднуют."
                А что праздновать? Тот факт, что советские космические технологии утрачены ещё не до конца? Вот когда (и если) вместо советских "Союзов" полетит российская "Федерация" - тогда можно будет праздновать.

    • Aladdin

      Sergey1964, Вы серьёзно насчёт новой вехи в освоении космоса? Все полёты пока что проходят на околоземной орбите,человечеству до освоения космоса как раком до Луны))

      • Sergey1964

        Aladdin, "человечеству до освоения космоса как раком до Луны" - Вероятно, Вы просто не в курсе. Освоение Космоса идёт полным ходом, начиная с 1957 г. Успешная передача задачи транспортировки грузов и людей на орбиту в частные руки - очередная веха на этом пути, причём очень важная веха. Просто посмотрите на результаты работы SpaceX, и поймёте, какие чудеса могут творить частники. )))

        • Putnik1964

          Sergey1964, Бред, уж прошу прощения.
          Частниками там все и прежде были и те известные трагедии что произошли, были также их делом рук. Что было, то было.

          Видимо от Госдепа инструкция легла на стол всем этим товарищам - раздувать из мухи слона, спамить словосочетания "очередная веха", "историческое событие" и т.п. :-)

          В этом и есть американцы, что не могут сделать на деле, делают на словах...

    • Putnik1964

      Sergey1964, Спейс Шаттл тоже делала частная компания - United Space Alliance.
      Так что всё это старо как мир... Ничего нового. :-)

      • Sergey1964

        Putnik1964, "Спейс Шаттл тоже делала частная компания - United Space Alliance." United Space Alliance - это Limited Liability Company, то есть Общество с ограниченной ответственностью. Которое было создано для решения 1 (одной) конкретной задачи в качестве prime contractor. Это, мягко говоря, не совсем то, что представляет собой SpaceX. Впрочем, Вы и сами прекрасно понимаете разницу. ;)

      • nubulla

        Putnik1964, Чувачёк, USA никогда Шатлов не делало! Их построила . Rockwell international. Она ещё построила более 100 штук B1. И много ещё чего. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

        • Putnik1964

          nubulla, .
          > USA никогда Шатлов не делало! Их построила . Rockwell international.

          ru.wikipedia.org/wiki/Спейс_шаттл

          • nubulla

            Putnik1964, Да задрал уже своими ссылками в никуда. Я ещё в 70 прошлого века знал, до интернетов всяких, что Шатл делает Rockwell! Журналы были такие специальные ДСП (для служебного пользование) и имея форму допуска из можно было почитывать. А интернет , особенно его русскоязычный сектор это вонючая помойка. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

            • Putnik1964

              nubulla, .
              > Чувачёк, USA никогда Шатлов не делало!
              > Я ещё в 70 прошлого века знал, до интернетов всяких, что Шатл делает Rockwell!

              Rockwell International Corp. также является частной компанией под юрисдикцией США. ;-)

              regional_studies.academic.ru/15719/Rockwell_International_Corp.
              en.wikipedia.org/wiki/Rockwell_International_Corp._v._United_States

              И кстати, по направлениям своей деятельности она очень похожа на группу компаний Илона Маска, при этом создана была ещё в 1919 году:
              Цитата:
              "Рокуэлл интернэшнл"
              Автомобилестроительная, авиамоторостроительная и аэрокосмическая корпорация. Образована в 1919 при слиянии нескольких компании, находившихся под контролем У. Рокуэлла [Rockwell, Willard], название "Рокуэлл интернэшнл" с 1973.

              • nubulla

                Putnik1964, И? (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

                • Putnik1964

                  nubulla, Что и?
                  Шатлы производила американская компания.

                  • nubulla

                    Putnik1964, А я что возражал? Или только полное наименование до мозгов доходит? United Space Alliance - сокращённо USA. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

                    • Putnik1964

                      nubulla, блин... Может Вы всё же прочитаете свои же посты? ;-))

                      • nubulla

                        Putnik1964, И где я утверждал что Rockwell не американская компания? (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

                        • Putnik1964

                          nubulla, Вы утверждали, что USA никогда Шатлов не делало.
                          Но это не так.

                          _____________
                          hi-news.ru/space/kak-spacex-treniruet-astronavtov-nasa-dlya-poleta-na-kapsule-dragon.html#comment-402041

                          • nubulla

                            Putnik1964, У вас там что в Ольгино разные люди под одним ником пишут? USA-United Space Alliance, а не США. Так понятнее? (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

                            • Putnik1964

                              nubulla, Так я не в Ольгино и никогда там не был. Это где и причём здесь?

                              Коль скоро Вы впервые используете здесь аббревиатуру типа USA (как название фирмы), то поясняйте что имеете ввиду... ;-) Будет понятнее, о чём Вы пишите...

                              • nubulla

                                Putnik1964, Если человек пишет об United Space Alliance и в ответ ему приходит абвеатура USA, то по контексту можно догадаться, что речь идёт именно об альянсе, а не стране. Или это сложно? А производителем техники будет тот из чьих ворот ее выкатывают. Иначе у нас не один ЛА не считался бы российским. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

                            • Putnik1964

                              nubulla, В общем, как итог этого отвлечения с USA.

                              Шаттлы как и F9 с драгонами также делала американская частная фирма.
                              Ничего нового, ничего эпического пока не намечается.
                              Праздновать особо нечего. :-)

                              • nubulla

                                Putnik1964, Так я праздника и не заметил. Просто сообщается, что ребята работают, хотя и с очень большим отставанием от графика. Просто пауза затянулась. Это как в энергетике - ГАЗОВАЯ ПАУЗА. Думали синтез вот-вот получиться, а пока на газе. И то и другое на пользу экономике РФ. Но надо помнить, что каменный век закончился не потому что закончились камни. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

                              • Dopamine

                                Putnik1964, Вы не патриот, вы - шовинист. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

                                • Putnik1964

                                  Dopamine, ну а Вы, очевидно что тролль... :-)
                                  Причём вполне конкретный, проамериканский.

                                • PROVOCATOR

                                  Dopamine, Не дотягивает до шовиниста. Скорее, просто ксенофоб. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

                                  • nubulla

                                    PROVOCATOR, Причём в самом примитивном его варианте - антисемит. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

                                  • Sergey1964

                                    PROVOCATOR, "Скорее, просто ксенофоб."

                                    Ксенофобия - вполне нормальная поведенческая программа у социально-территориальных видов. Направлена на удержание и (при благоприятном раскладе) расширение кормовой территории. Самыми ярыми ксенофобами, пожалуй, являются муравьи - они немедленно атакуют любого муравья, который пахнет не так, как родная колония. И своего атакуют, если ему поменять запах (в простейшем случае достаточно подержать в пальцах). Позвоночные, по-крайней мере, предупреждают чужака перед атакой, а муравьи - без предупреждения.

                                    Но у этой поведенческой программы есть важная особенность. Она работает на основе распознавания "свой-чужой". При этом если у муравьёв критерий для распознавания "свой-чужой" прошит в ПЗУ, то у продвинутых позвоночных (включая Homo sapiens) всё гораздо сложнее. Критерии для разделения "своих-чужих" изначально не заданы, они формируются в ходе индивидуального развития и могут гибко перенастраиваться в зависимости от приобретённого опыта. Человек, выросший в интернациональной среде (или много контачащий с иностранцами), не будет использовать национальную принадлежность в качестве критерия "свой-чужой", он сформирует другие критерии. А вот человек, никогда не общавшийся с иностранцами, запросто сформирует в качестве критерия "свой-чужой" именно национальную принадлежность.

                                    Среднестатистические советские люди в сравнении с американцами или европейцами, по моим наблюдениям - ужасные ксенофобы. Именно в силу того, что они (мы) выросли в изоляции от иностранцев, да ещё им (нам) постоянно внушали, что "Там, за гребнем лощины, коварный враг... Рычаги на себя и - вперед..." ((с) Стругацкие, Обитаемый остров). То же касается и значительной части современных россиян (малая частота общения с иностранцами в силу низкой мобильности, плюс всё то же "Там, за гребнем лощины, коварный враг" из каждого утюга). Так что ксенофобия некоторых отдельных товарищей вполне объяснима. )))

                                    Хотя, если сравнивать с советским периодом, то нынешние россияне (как выходцы из СССР, так и молодое поколение) - жуткие космополиты. Просто жуть берёт - ездят по заграницам без охраны, при виде иностранца не бегут сдавать его в милицию... В общем, никакого патриотизма. Можно ожидать, что со временем ксенофобия в России вообще станет уделом маргиналов.

                                    • ELVIS

                                      Sergey1964, Эх...) Я убежден, что уже сегодня могло бы не быть женщин в паранджах или платках, детей рабов (прим. Индия), болезней вроде рака, и много другого... Необходимо только время для ассимиляции культур и народов, а необразованность и войны лишь замедляют наше развитие как вида, а порой и во все разворачивают нас к примитиву, от чего мы снова начинаем испытывать отвращения и ненависть друг к другу.

                                    • PROVOCATOR

                                      Sergey1964, И не лень же было писать! :)
                                      Ладно, муравей, так муравей (отправлено из приложения Hi-News.ru)

                                      • Sergey1964

                                        PROVOCATOR, "И не лень же было писать! :)"

                                        У меня законный отпуск. За бортом - необычная для августа жара +32, на природу не сходишь, в тайге в такую погоду запросто хватит тепловой удар. До ближайшего места, где вода комфортная для купания, добираться как минимум 2 часа, и столько же обратно, нафиг-нафиг. Работать (я обычно в отпуске работаю дома) тоже не хочется, по причине всё той же жары. Остаётся только флудить в интернете. :)

  5. triodpentod

    в таком сложнотехнологичном деле и фатальные случаи
    будут неизбежны, без этого никак, на то он и космос, так
    что надо быть готовыми ко всему и настраивать себя на
    худшее в ожидании лучшего, меньше шапкозакидательства.

  6. Aaa-p

    Вообще-то в США вообще нет государственных предприятий, есть государственное агенство - НАСА, которое все и организовывает...

    • Sergey1964

      Aaa-p, "Вообще-то в США вообще нет государственных предприятий, есть государственное агенство - НАСА, которое все и организовывает..." - Да. Но когда Space Shuttle оказался существенно более дорогим удовольствием, чем изначально планировалось - ничей личный карман не пострадал. Ну, если не считать карманов налогоплательщиков. А вот если бы Falcon'ы и Dragon'ы оказались слишком дорогим удовольствием - пострадал бы личный карман Илона Маска. Ключевое слово - "личный карман". Когда речь идёт о личном кармане, люди творят чудеса. Восстанавливают из руин народное хозяйство в отдельно взятой стране, ликвидируют товарный дефицит, создают уникальные многоразовые космические системы... )))

      Да что там далеко ходить за примерами. Я всю жизнь занимаюсь исследованиями не за деньги, а ради удовольствия. Но когда от объёма выполненных исследований зависит состояние моего личного кармана, я работаю гораздо эффективнее. Проверено практикой. ))

      • Putnik1964

        Sergey1964, Falcon'ы и Dragon'ы возможно по себестоимости тоже дорогое удовольствие.
        Маск ведь не раскрывает эту инфу, ссылаясь на не публичность его компании.

        Недобор по стоимости гражданских пусков F9 он вполне компенсирует двойной ценой пусков для Пентагона.
        Т.е. откровенно демпингует на рынке пусков, компенсируя потери за счёт государства.

        _______________
        Это ещё один пример, что частные компании такого уровня в США не такие уж и частные.
        Правильнее их для себя считать частно-государственными (хотя официально в США конечно нет такой формы собственности). ФРС пожалуй самый яркий пример такой компании.

  7. Aladdin

    Что-то Маска не видать среди первых,видать очкует)))

    • Sergey1964

      Aladdin, "Что-то Маска не видать среди первых,видать очкует)))" - Подозреваю, что у него просто нет соответствующей подготовки. Как-то так повелось, что новую авиакосмическую технику испытывают специально обученные испытатели, а не главы корпораций. :D

      Хотя, возможно, со временем слетает - в качестве пассажира, если по здоровью пройдёт. Может, даже порулить дадут. )))

      • nubulla

        Sergey1964, Если бы все летательные аппараты испытывали главные конструкторы, то ни одного бы не довели до ума. На это есть Чкаловы. У каждого главного конструктора есть маленькое кладбище, как и у врача. С этим приходится жить. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

        • Sergey1964

          nubulla, "Если бы все летательные аппараты испытывали главные конструкторы, то ни одного бы не довели до ума. На это есть Чкаловы." - И я про то же, см. "Как-то так повелось, что новую авиакосмическую технику испытывают специально обученные испытатели."

          Даже туалеты для орбитальных станций испытывают специально обученные испытатели. ))) Помнится, когда в 2008 на МКС поломался единственный на тот момент туалет, коллеги из Института медико-биологических проблем язвили по поводу квалификации соответствующего испытателя (они называли фамилию, но я, разумеется, забыл). В общем, сами можете представить, что в таком случае могут сказать подвыпившие доктора медицинских и доктора технических наук мужского пола. :D

          А касательно возможности Илона Маска в будущем слетать на Dragon'е в качестве пассажира - тут ведь ещё и от здоровья зависит. Не пропустят по медицинским показаниям на Dragon - и всё. Придётся ему покупать билеты на New Shepard. Кстати, интересно, как он поступит в таком случае? Полетит на туристическом суборбитальнике конкурентов, или создаст свой собственный туристический суборбитальник? )))

      • nubulla

        Sergey1964, Конечно слетает. Сейчас на Боингах в Америку все летают, а вот на борт May flower взошёл бы не каждый. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

    • Putnik1964

      Aladdin, Драгон спроектирован на 7 человек. В качестве пассажира Илон Маск вполне мог полететь вместе с назначенным экипажем. Но видимо действительно не хочет... :-)
      Даже известная сверхстрасть к самопиару почему-то в этот раз у него не сработала. :-)

      • nubulla

        Putnik1964, Из чего состоит летательный аппарат? Из материальной части и героя летчика. Конструкторы никогда не испытывают своих машин. Исключением пожалуй был Курт Танк. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

        • Putnik1964

          nubulla, Конструкторы не испытывают.
          Но Илон Маск не конструктор. ;-) Он просто директор.

          • nubulla

            Putnik1964, Директор, но не идиот. Вот есть такая штука как вертолёт - очень опасный аппарат. Те кто их проектировал это точно знает. Я на нем ни разу не летал, хотя 20 лет занимался их проектированием и производством. На самолётах летаю, там шансы есть. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

      • AMDRYZEN

        Putnik1964, Даммм Королёв тоже не спешил садится в свои произведения . (отправлено из приложения Hi-News.ru)

        • Putnik1964

          AMDRYZEN, Сергей Королёв не был таким пиарщиком, как Илон Маск.
          Испытания конечно дело опасное, ему бы и не разрешили в них участвовать, он был человеком подневольным.

          Другое дело Маск.
          Илон сам себе хозяин, ему никто запретить поучаствовать не может.

          • AMDRYZEN

            Putnik1964, Вообще-то нужно получить разрешение от властей США , не важно твоя ракета не твоя , тут как с машиной или самолётом , нет прав сиди дома ,нет лицензии не дадут взлететь , можно купить себе в собственность любой самолёт или машину но без прав и лицензии никто никуда не поедет и не полетит
            А про Королёва отмазка , если бы хотел то полетел ,ему дали полный карт бланш . (отправлено из приложения Hi-News.ru)

        • nubulla

          AMDRYZEN, У него по молодости был печальный опыт с планёром. Так что лучше уж собачки, обезьянки, космонавты... (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

  8. WEST117

    А я все жду, и МЛМ и дрэгон крю и цст 100 и запуск JWST ! Это мечта, это будущее!

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.