Google. И это поисковый гигант?

Google. Как много в слове этом для сердца нашего нашлось. Вспоминая об этой компании, вы в первую очередь должны вспоминать пресловутую систему поиска, которой пользуются миллиарды людей. Учитывая то, что на Google приходится около 70 % всех поисковых запросов в Интернете (или около 85 % англоязычного мира), это не удивительно. В конце  концов, поисковая система Google настолько известна, что компания даже заслужила место в словаре повседневной речи. Все гуглят. Гуглят в Яндексе и Yahoo. Как термос, целлофан и ксерокс стали для нас обычными словами, так и гугл.

Вы, возможно, удивитесь, но у Google есть и другие продукты, вроде Maps, Google+ или Blogger, но они несущественны в общей схеме по сравнению с поиском. Да, Gmail и Android очень важные продукты, но будем честны, даже сотни миллионов пользователей Android это ничто по сравнению с целевой аудиторией поисковика Google. Утрата Gmail вызовет жжение пониже спины, но мы найдем альтернативу. Но если исчезнет поиск Google, будет намного больнее. Думаю, не будет преувеличением сказать, что общество, каким мы его знаем, без поисковика Google кардинально изменится.

Немного страшно осознавать, что у одного-единственного сервиса есть такое влияние. На ум приходит фраза «не клади все яйца в одну корзину». Во многом, точно так же, как у нас есть несколько водохранилищ, электростанций, больниц и школ, нам стоило бы обзавестись еще одной жизнеспособной поисковой системой. Ведь если Google захочет, завтра компания может отключить поиск.

Но — и теперь мы перейдем к сути дела — хотя поисковик остается важной частью нашей жизни, он практически в одно лицо представляет собой залог успеха и падения Google. Без поисковика Google уволила бы большую часть своей рабочей силы или теряла бы миллиарды долларов в год. На конец 2013 года 91 % от выручки Google было получено от рекламы, большая часть которой связана с платными объявлениями в результатах поиска. Оставшиеся 9 процентов приходятся на смесь источников, по большей части Google Apps (корпоративные версии Gmail и Docs/Drive). Все остальное — Android, Gmail, Docs, Blogger, Maps и другие — это глазурь на тортике. Выручать 91 % дохода из единственного источника — крайне опасная штука. Несмотря на бомбовские прибыли, Google ходит по лезвию ножа. Рынок показа онлайн-рекламы не будет существовать вечно. Поисковой компании нужно что-то делать и быстро.

Диверсификация

Если обозначить одним словом то, что нужно сделать Google, то это будет диверсификация. Компании нужно разработать новые источники дохода, в идеале не связанные с рекламой. Как нетрудно заметить, почти все веб-ориентированные ресурсы Google (кроме Apps) зарабатывают деньги на показе рекламы, которая управляется программами AdSense и DoubleClick (и да, обе программы принадлежат Google). Google Apps, продающие месячные подписки на бизнес-версии Gmail, Docs, Calendar и Drive — это хорошее начало, но компании нужно больше.

Чтобы вы поняли масштаб проблемы, позвольте привести несколько цифр. Доходы Google в прошлом квартале составили 14,9 миллиарда долларов. 91 % от них, то есть 12,54 миллиарда, выручены с рекламы. Другие 1,23 миллиарда долларов отходят к «остальной выручке Google», по большей части с подписок на Google Aps. Android, несмотря на отгруженные 200 миллионов смартфонов в 2013 году, приносит копейки. К концу 2012 года, по разным оценкам, Google выручил только 550 миллионов долларов с Android-устройств и почти 2 миллиарда с устройств на iOS. Эти цифры значительно изменились в 2013 году, но факт остается фактом — Android не приносит крупных денег.

Конечно, это не означает, что Google не пытается диверсифицировать. На самом деле, Google славится своим знаменитым подходом «давайте сделаем и посмотрим, что будет», что привело к тому, что компания управляет набором бесплатных продуктов и сервисов. Практически ничто из этого не дает денег, а содержание требует крупных вложений. После того как Ларри Пейдж стал CEO в 2011 году, многие сервисы позакрывались.

Куда это заведет Google?

Конечно, роботы

Google никогда не боялась использовать свои огромные денежные резервы (по разным оценкам — в пределах 60 миллиардов долларов) на приобретение новых продуктов и персонала. DoubleClick и AdMob, две большие дойные коровы, стоили Google немалых денег (3,1 миллиарда и 750 миллионов долларов соответственно). YouTube был приобретен за 1,65 миллиарда долларов. Motorola Mobility обошлась в 12,5 миллиарда долларов (но как показывает время, дело было скорее в патентах, чем в производстве устройств).

Исторически, однако, почти все эти приобретения укрепили основные приобретения Google (поиск, рекламу, карты, мобильную сферу). За последний год в привычках покупать Google наблюдается изменение. Google все так же поддерживает свои основные сервисы, но так же начала приобретать компании и таланты, которые в лучшем случае проходят по касательной с основной стратегией.

Наиболее заметным из этих приобретений была компания Nest Labs, небольшой производитель термостатов Nest и детектора дыма Protect. Покупка обошлась в 3,2 миллиарда долларов. Как нетрудно понять, это второе из самых дорогих приобретений поискового гиганта. В декабре 2013 года Google взяла под крыло восемь ведущих компаний в сфере робототехники, в том числе Boston Dynamics, сумма сделки с которой не разглашается. Еще в мае 2013 года Google прикупила Makani Power, стартап по разработке бортовой ветровой турбины, вырабатывающей электроэнергию. Тоже непонятно почем. Google также приобрела два крупных стартапа, занимающихся разработкой искусственного интеллекта: DNNresearch и DeepMind (500 миллионов долларов), назначение их пока остается за вуалью тайны.

Это приводит нас прямо к Google X. Почти все недавние приобретения Google были сложены в Google X, где трудится команда инноваторов и предпринимателей, возглавляемая соучредителем Google Сергеем Брином. Он будет превращать новоявленные технологии и таланты в деньги. Google X — это секретный объект, расположенный примерно в километре от основного кампуса Google, в котором разрабатываются научно-фантастические технологии, которые, в свою очередь, будут превращены в коммерческие продукты и решения. Самые известные проекты на сегодняшний день — это самоуправляемые автомобили, Google Glass и умные контактные линзы для диабетиков, которые могут измерять уровень сахара в крови прямо в глазу. Говорят, Google X работает над сотней проектов, которые практически никак не пересекаются с основным курсом развития компании. Короче, Google X охотится на следующий бизнес Google на миллиард долларов. Вопрос в том, каким он будет?

Будущее Google — не поиск


Хотя у Google много наличных денег, 3,2 миллиарда долларов, выложенных за Nest, — это весьма крупная сумма. Google вероятно не потеряет сон, если одно из небольших приобретений (от 50 до 500 миллионов долларов) придется списать, но Nest — это большое приобретение. Бренд домашней автоматизации Nest — это определенно то, чем заинтересовалась компания. Аналогичным образом, если вы покупаете восемь крупнейших компаний по производству роботов, вы становитесь мировым лидером на этой арене. Google определенно намекает, что гуглоботы появятся в скором времени. Мы можем игнорировать небольшие приобретения Google (хотя учитывая то, сколько энергии потребляют дата-центры компании, никто не удивится, если она выйдет в сегмент дешевой энергии).

И хотя из продажи умных устройств для дома определенно можно извлечь пользу, Google заинтересована в способности Nest собирать огромное количество информации. Некоторые считают, что сильной стороной Google является обработка больших объемов данных и превращение их в ценные услуги. Представьте, если каждый дом будет оборудован термостатом Nest, которые отсылают информацию обратно в Google. Если компания сможет обрабатывать эти данные, в частности то, как мы отопляем свои дома, она заработает миллиарды нужным компаниям.

Наивно полагать, что Google интересуется только термостатами Nest и детекторами дыма. Наверняка Nest работает над другими решениями, которые превратят глупые устройства в вашем доме в умные. Возможно, появится какой-нибудь энергетический узел Nest, к которому будут подключаться остальные устройства. Они будут сообщать, сколько энергии тратит ваш дом, благодаря чему вы сможете уделить этому пристальное внимание. Сфера применений решений Nest только кажется непонятной.

С такого рода данными Google будет знать практически все о нашей жизни, что позволит ему с легкостью превратить это в деньги за счет продажи рекламы или продажи информации.

Кроме того, не будем забывать о роботах. Есть два разных пути, по которым может пойти Google. Легкий и проверенный путь — промышленные роботы. Те, которые собирают машины и устройства, обкатывают марсианские долины, разбиваются о стены на высоких скоростях, автоматически обслуживают центры обработки данных и так далее. Сложный путь — потребительская робототехника. Робот-слуга, который встречает вас у дома и спрашивает, помочь ли вам чем-нибудь. Это будет совершенно новый и необычный сегмент, который, однако, крайне рисковый. В таком случае гуглоботам будущего может существенно помочь Nest и другие компании по созданию домашнего комфорта.

В будущем Google не только может стать властелином онлайн-мира, но также поселится у вас дома — и, конечно же, в скором времени и на рабочем месте. Если Google может зарабатывать много денег, будучи вездесущим в виртуальном пространстве, представьте, что будет, если Google будет заниматься вашим домом, офисом и машиной. Вы просыпаетесь, проверяете свой Google Now, гуглобот уже несет вам тапочки и костюм. Одеваетесь, спускаетесь по лестнице и дышите воздухом, кондиционированным Nest, поскольку ваша жена накануне нагуглила, что будет жарко. Гуглобот рассказывает важные новости дня, пока вы завтракаете. У ворот уже ждет самоуправляемый автомобиль Google, который отвезет вас на работу.

Вот вам и ответ на вопрос, вынесенный в заголовок: и это поисковой гигант? Пока да, но за несколько следующих лет многое может измениться. Если вы не заметили, Google уже занимает важное место в вашей жизни. Очень скоро это будет не только поиск. И мы будем продолжать кормить компанию, поскольку перед машинами, которые она нам предложит в будущем, будет просто невозможно устоять.