Таблетки будущего: «успокоин», «полюбин», «антискандальная вакцина»

Ученые абсолютно серьезно считают, что лекарства, изменяющие сознание, могут быть лучшим способом перевоспитания преступников, нежели их отправка в места не столь отдаленные. Таблетки, которые меняют поведение, открывают большие перспективы, но насколько этично будет вмешиваться в человеческие эмоции? Наверное, так же этично, как пересаживать человеку голову.


В недавно выпущенной книге «Усовершенствование возможностей человека» (Enchancing Human Capacities) соавторы Джулиан Савулеску, Рууд тер Мейлен и Гай Кахане исследуют преимущества, которые получит общество, когда у нас появятся технологии для изменения настроения, улучшения или стирания памяти и повышения интеллекта. Также они предлагают задуматься — куда же без этого — об этических проблемах, которые возникнут вследствие такого переворота.

Лекарства, которые влияют на наше моральное поведение и мышление, уже существуют, но мы не воспринимаем их в таком ключе. Может только Рэй Курцвейл, который, по собственному признанию, принимает по 150 добавок ежедневно. Прозак снижает агрессию, делая людей более податливыми. Окситоцин повышает чувство социальной связи и эмпатии, одновременно снижая тревожность.

Гай Кахане определяет идеальное видение морального поведения человека так: «Быть полезным и отзывчивым к другим, чувствовать солидарность и справедливость». Исследователи современности создали широкий спектр психотропных препаратов, влияющих на поведение, отмечает Кахане, но некоторые из них делают нас более приятными, открытыми, социальными людьми; а некоторые обуздывают желания мести и насилия.

Ключевой вопрос звучит так: захочет ли общество кушать лекарства, которые сделали бы его морально лучше? Всем известно, что агрессия заставляет мозг работать лучше. Захотят ли люди, выкуривающие по три пачки сигарет в день, быть более доверчивыми, хорошими и менее агрессивными? Ведь это можно трактовать как слабость в нашем ощетинившемся мире.

Сторонники идеи считают, что выгоды слишком важны, чтобы игнорировать их. Все это улучшит личностные и карьерные взаимоотношения, повысит общий уровень удовлетворенности жизнью и снизит уровень насилия по всему миру — чего ж тут не хотеть?

Возьмем самое личное из всех человеческих чувств — любовь. Хотя мы склонны видеть в любви эмоции, недавние исследования показали, что влюбленность — это чуть ли не зависимость от алкоголя и наркотиков, по крайней мере диаграмма фМРТ показала так. Наш ум буквально тонет в эйфории чувств.

По мере достижений нейронауки, однажды ученые смогут точно определить химические процессы, которые происходят в нашем мозгу, когда мы влюбляемся, а затем разработать препараты, которые искусственно повторят опыт. Или снимут его, мало ли, какому из юных вертеров понадобится.

Мы сможем принимать пилюльки, чтобы влюбиться в кого-нибудь, а тот «кто-нибудь» сможет делать то же самое. Практически стрелы Амура направленного действия. А когда любовь пойдет на попятную, просто взять еще таблеток. Проблема разводов исчезнет.

Какая разница, полюбят ли два человека друг друга природным путем или с помощью таблеток? Сайты знакомств и «свидания вслепую» показывают, что не всегда искусственный метод сведения двух людей плох, а браки, по-видимому, не всегда заключаются на небесах.

При всем этом любовь остается самым красивым и таинственным из всех человеческих чувств. Огромный рынок ждет продавцов «таблеток любви», а их возникновение не заставит нас ждать.

В другой важной области занимаются разработкой препаратов управления памятью. Эксперты из Университета Лестера считают, что скоро разработают препараты, которые смогут затемнять или стирать болезненные воспоминания. Такие продукты обещают революцию в психотерапии. О процессе развития средств, стирающих или создающих искусственную память, мы писали подробно. Вместо того, чтобы с трудом преодолевать травмы прошлого, пациент просто сотрет все воспоминания о нежелательном событии, как будто этого никогда не случалось.

Прям как в стихотворении Александра Башлачева:

«Мелко тлеет костер… Наконец я спокоен.

Пыль надежд моих стер я холодной рукою.

И заснул до утра. А наутро приснилось,

Все, что было вчера, да со мной не случилось».

Еще более смелые технологии — загрузка знаний непосредственно в наш мозг — находятся в стадии активной разработки, если верить аспиранту Технического университета Джорджии Петеру Пассаро. Пассаро полагает, что интерфейсы разум-машина станут обычным явлением уже в ближайшие 20 лет, что позволит нам общаться с компьютерами непосредственно силой мысли.

Если мы когда-нибудь объединим искусственный интеллект с возможностью работать с техникой силой мысли, может однажды он станет писать статьи вместо меня, а я просто буду думать о том, что хочу написать? Машина будет сканировать мой мозг, сверяться с содержимым в Интернете, а после выдавать идеальный текст, который будет нравиться и мне, и вам, и моему работодателю.

Заменит ли этот искусственный интеллект меня? Нет. Мы уже обсуждали, каким работам настанет капут вместе с появлением цифровых бухгалтеров, и работа писателя туда не попала. Пока что. Но к середине 2030 года, или около того, многие полагают, компьютеры заменят человеческий интеллект полностью и превзойдут нас в мыслительных способностях (настанет технологическая сингулярность). Так может пришло время подумать о запасной карьере? Гамбургеры в Макдоналдсе продавать? Нет. Хоть эта профессия и стала популярной за последние пять лет, ей также предстоит быть ликвидированной автоматизированными системами.

Одно можно сказать наверняка. В двадцать первом веке мы станем лучше, мы станем веселее.