Игрострой: от хаотичного кода к грамотной архитектуре игры

Продуманная архитектура игры экономит силы, время и определяет жизнеспособность проекта.

Архитектура компьютерной игры — система организации программы, которая определяет внутреннюю логику построения кода, выбор структурных элементов и определение связей между ними. Сложная система (а игры обычно таковыми и являются) состоит из нескольких подсистем — функциональных модулей, сервисов, слоёв, подпрограмм, соединённых в определённой последовательности. В этом случае разработчики получают не спагетти-код, а набор понятных элементов, взаимодействующих по простым правилам.

Разработку архитектуры кода нельзя отнести к азам, которые легко освоить самостоятельно. Для сторонников самообучения доступны учебники, форумы, статьи, в которых содержится огромное количество информации. Если нет времени и желания отделять зерна от плевел, освоить тонкости можно на курсах, которые готовят непосредственно разработчиков игр.

Признаки хорошей архитектуры кода

  • В него легко вносить правки. Новые фрагменты не требуют переписывания уже существующих.
  • Система эффективна. Код решает поставленные задачи и работает в любых условиях.
  • Срок разработки можно уменьшить, увеличив команду. Задачи легко дробятся и делятся между разработчиками.
  • Фрагменты кода можно повторно использовать в других системах.

Последнее условие соблюсти проще всего. Даже если вы работаете над суперэксклюзивным проектом, без паттернов проектирования обойтись будет сложно.

Все по шаблону

Паттерн или шаблон — готовое решение, которое применяется в проекте для устранения часто возникающих проблем. Разумеется, при использовании шаблонов разработчику нужно учитывать специфику проекта. Обычно паттерн прямо не преобразуется в код. Он даёт скелет конструкции, которая дорабатывается под задачи.

По направлению шаблоны делятся на:

  • фундаментальные;
  • порождающие;
  • структурные;
  • поведенческие;
  • частные.

Фундаментальные паттерны

Позволяют создать изначальную архитектуру проекта. Это высокоуровневые шаблоны, которые описывают взаимоотношения между функциональными составляющими системы. Пример — популярный фундаментальный шаблон MVC (model-view-controller). В программной парадигме «модель-графика-контроллер» графика отвечает за данные, которые отображаются пользователю, модель изменяет состояние в соответствии с командами контроллера, контроллер воздействует на модель и заставляет её менять состояние в зависимости от действий юзера.

Порождающие паттерны

Предназначены для создания объектов. При этом система остаётся независимой от процесса порождения и типов объектов. Порождающие шаблоны инкапсулируют данные о конкретных классах, система получает доступ только к интерфейсам, определённым с помощью абстрактных классов.

Структурные паттерны

Компонуют систему на основе классов и объектов. Структурные шаблоны позволяют добавить объектам больше обязанностей, группируют схожие объекты в древовидные структуры.

Поведенческие паттерны

Распределяют обязанности между объектами, определяют способы реализации взаимодействия объектов.

Частные паттерны

В этот класс попадают паттерны, которым не нашлось места в предыдущих пунктах.

Шаблон — не панацея

Использование паттернов увеличивает скорость разработки и снижает её сложность. Шаблоны упрощают общение между разработчиками за счёт унификации вариантов и снижают количество потенциальных ошибок.

При этом разработку игры не стоит начинать с обдумывания, какие паттерны можно применить. Это инструменты, которые применяются, когда проблема уже возникла. Так плотник берётся за рубанок, если доска недостаточно гладкая. Шаблон помогает программисту устранить острые углы в программе. Напротив, бездумное использование паттернов может необоснованно усложнить код.

Поэтому не стоит считать паттерны элементами конструктора, из которых собирается игра. Сначала придётся научиться писать код с нуля и до победного конца.

Осваивать игрострой в любом случае придется самостоятельно, в вузе такого не преподают. Если выбираете курсы, следите, чтобы в качестве учителей выступали разработчики из игровых проектов. Практики уже научились на своих и чужих ошибках и готовы передать знания. Такая система преподавания используется в GeekUniversity. И учителя, и наставники знают толк в разработке игр и готовы кратчайшим путем провести студента через тернии к пониманию игростроя.

Новости партнеров
Вышла iOS 26.2 beta 3 для разработчиков. Что изменилось в обновлении для iPhone
Вышла iOS 26.2 beta 3 для разработчиков. Что изменилось в обновлении для iPhone
Новые ETF обеспечат очередную волну популярности криптовалют. Как устроены эти инвестиционные инструменты?
Новые ETF обеспечат очередную волну популярности криптовалют. Как устроены эти инвестиционные инструменты?
iPhone 17 или Samsung Galaxy S25: какой флагман выбрать в 2025 году
iPhone 17 или Samsung Galaxy S25: какой флагман выбрать в 2025 году