Админресурс как последний довод Яндекса

Сегодня произошло событие, равного которому еще не было в отечественном IT: компания Яндекс подала жалобу в ФАС на то, что Google якобы пользуется своим монопольным положением и запрещает вендорам устанавливать на устройства сервисы от Яндекс. В неуверенных попытках оправдать перевод борьбы из честной конкуренции в область, где используется админресурс, представители Яндекс прибегли к традиционной аргументации в стиле «а у них — негров линчуют», сделав отсылку к Microsoft, но уважения к данному шагу компании это явно не добавило.


Это — рейтинг поисковых систем на российском рынке, на котором Яндекс всегда был силен, но сокращение доли компании налицо. Думаю, если взять отдельную статистику по мобильным устройствам, падение будет еще ярче.

Добавляется к этому тот факт, что сервисы от Яндекса все-таки уступают качеством решениям Google, начиная с фильтрации спама в почте и заканчивая количеством приложений в мобильном магазине компании.

Ну и наконец, третьим фактором является постоянное падение акций Яндекс на бирже, обусловленное сложившейся политической обстановкой.

Поняв, что конкурировать в прямой борьбе у них не получается, в Яндекс решили пойти на крайние меры и привлечь к борьбе госаппарат в лице Федеральной Антимонопольной Службы. По словам Яндекса, Google пользуется своим «монопольным положением», для того чтобы не давать Яндекс переустанавливать свои сервисы. Представьте, например, вы построили фирменный магазин и продаете в нем свои товары, ваши товары популярны, и у магазина много клиентов. Тут приходит конкурент и пытается поставить свой прилавок в вашем магазине. Что вы будете делать? Конечно же, попросите конкурента удалиться. Конкурент идет в ФАС, и те заставляют вас торговать товарами конкурента в вашем магазине. При том что вы продолжаете платить налоги на землю, оплачивать счета за электричество и т. д., часть денег идет конкуренту, который не несет никаких расходов и поэтому может демпинговать. Именно так в понимании Яндекса выглядит «честная конкуренция».

В компании попытались объяснить свои действия, проведя аналогию с прецедентом запрета Internet Explorer и Windows Media Player в операционной системе Microsoft в Европе. Аналогия, в общем-то, верная, тем более что и в том случае мера была абсолютно протекционистской и не имела ничего общего с обеспечением честной конкурентной борьбы. И в случае Windows, и в случае Android — речь о монополии вести нельзя, поскольку конкуренты у них есть. То, что они не так популярны — не вина Microsoft и Google. Более того, даже на базе Android можно создавать полноценный продукт без вмешательства Google, что доказано Amazon. Просто это более дорогой и сложный путь, идти по которому далеко не все хотят.

Отдельно стоит отметить, насколько удачный момент выбрали в Яндексе. Сейчас, в разгар политической борьбы, компании достаточно провести пиар-компанию в стиле «защитим отечественного производителя в нашем лице», чтобы добиться успеха в своем начинании по выдавливанию конкурента нерыночными методами. Но попытки прикрыть эти действия заботой о пользователях и рассуждениями о «честной борьбе» не выглядят убедительно. Для заботы о пользователях надо улучать собственные сервисы, а честная борьба возможна только тогда, когда обе стороны несут расходы одинаково. Таким образом, обращение в ФАС четко показывает, что в честной борьбе Яндекс, к сожалению, проигрывает.

Новости партнеров
Эти функции подписки Алиса Про стали бесплатными для всех. Проверь у себя и забудь про ChatGPT
Эти функции подписки Алиса Про стали бесплатными для всех. Проверь у себя и забудь про ChatGPT
Samsung отказалась улучшать камеру своих смартфонов. Ничего хорошего не будет до 2028 года
Samsung отказалась улучшать камеру своих смартфонов. Ничего хорошего не будет до 2028 года
FATF обеспокоена ростом преступлений, в которых используются стейблкоины. Насколько всё серьёзно?
FATF обеспокоена ростом преступлений, в которых используются стейблкоины. Насколько всё серьёзно?