Microsoft раскрыла технические характеристики консоли Project Scorpio

Корпорация Microsoft, как и обещала, приоткрыла завесу тайны над своей новой игровой консолью, известной под кодовым названием Project Scorpio. Правда, случилось это не в формате открытой конференции, а на закрытом показе, куда пригласили специалистов из компании Digital Foundry, ведущих авторскую колонку на информационном портале Eurogamer. Они тщательно изучили железо новой консоли и поделились с нами подробной информацией о том, что же нас всех ждёт грядущей осенью. Ведь именно тогда приставка должна поступить в продажу.

Новая консоль от Microsoft

Что такое Project Scorpio

Специалистам из Digital Foundry оплатили перелёт и проживание в кампусе компании Microsoft, расположенном в Редмонде. Несколько удивляет выбор маркетологов Microsoft, ведь именно эти самые специалисты какое-то время назад в пух и прах разнесли неудачное железо предыдущей консоли Xbox One и вручили главный приз восьмого поколения игровых консолей японской PlayStation 4. Видимо руководство MS уверено в том, что у них получается по-настоящему мощное устройство, способное впечатлить даже видавших виды ребят из Digital Foundry. Что же нам стало известно о диковинной консоли?

Тот факт, что приставка будет выводить на экран игры в разрешении 4К – давно уже не новость. Делать она это будет честным способом, без использования ухищрений вроде «шахматного рендеринга», как в случае с PlayStation 4 Pro. Но обиженными не останутся и обладатели Full HD телевизоров, так как разработчики обещают улучшение графики и в традиционных режимах вывода изображения на экран.

Центральный процессор консоли носит название Scorpio Engine

«Для нас разрешение 4К означает сочетание нескольких важных параметров. Это не просто вывод на экран восьми с лишним миллионов пикселей, а нечто гораздо большее. Важно сделать так, чтобы вы видели не только эти пиксели, но и текстуры объектов в разрешении 4К. Важна поддержка технологии HDR для охвата максимального цветового диапазона. Важно выводить все эти пиксели без падения частоты кадров в сравнении с 1080р версией игры. Всё это действительно важно, когда мы говорим о 4К», — поясняет Кевин Гаммилл, руководитель подразделения по разработке ядра новой консоли семейства Xbox.

Характеристики Project Scorpio

Центральный процессор консоли носит название Scorpio Engine и представляет собой SoC, разработанный (ни для кого это не сюрприз) совместно с AMD. Он содержит в себе восемь кастомных x86-ядер, работающих на частоте 2,3 ГГц. Для сравнения, процессор Xbox One также содержал 8 ядер, но работали они на частоте 1,75 ГГц, а ядра процессора PS4 Pro работают на частоте 2,1 ГГц. Восемь ядер процессора разбиты на два кластера с общим объёмом кэш-памяти второго уровня равным 4 МБ. Площадь кристалла процессора составляет 360 квадратных миллиметров и насчитывает семь миллиардов транзисторов.

«Как только мы столкнулись с 4К, нашей команде пришлось провести серьёзные исследования. Мы разработали специальный софт, который называется PIX (Perfomance Investigator for Xbox) и позволяет нам понять, что именно требуется для того, чтобы игра в 900р достойно воспроизводилась на Project Scorpio в разрешении 4К. Не стоит думать, что создание нового процессора заключалось просто в телефонном звонке в AMD с просьбой сделать нам вот это и это. Мы проделали по-настоящему серьёзную работу по кастомизации этого процессора».

Следующим важным шагом стало проектирование графического ядра нового SoC. В качестве GPU выступают 40 вычислительных блоков Radeon, работающих на частоте 1172 МГц. В Xbox One было 12 вычислительных блоков, работающих на частоте 853 МГц (у Xbox One S их разогнали до 914 МГц), а у PS4 Pro – 36 блоков на частоте 911 МГц. Нужно сказать, что прирост производительности получился действительно очень серьёзным, даже если сравнивать с основным конкурентом в лице консоли Sony. Частота вычислительных блоков всего на 94 МГц ниже, чем у видеокарты RX 480, которая, правда, содержит на 4 блока меньше.

В качестве GPU выступают 40 вычислительных блоков Radeon, работающих на частоте 1172 МГц

Память Project Scorpio

Говоря об оперативной памяти, здесь тоже произошёл серьёзный прирост в производительности. У Project Scorpio будет 12 ГБ 384-битной GDDR5-памяти, работающей на частоте 6,8 ГГц, в отличие от Xbox One с 8 ГБ DDR3-памяти. У PS4 Pro, как и у PS4 на борту 8 ГБ GDDR5. Пропускная способность оперативной памяти новой консоли составит 326 ГБ/с против 68 ГБ/с у Xbox One и 218 ГБ/с у PS4 Pro. Не стоит забывать о наличии в предыдущих консолях Xbox One и Xbox One S 32 МБ ESRAM-памяти, работающей с пропускной способностью 204 ГБ/с. В Project Scorpio от неё было решено отказаться, а необходимые 32 мегабайта для поддержки старых игр будут выделяться из общего пула сверхбыстрой памяти. Впрочем, ESRAM по-прежнему нельзя списывать со счетов, так как поддержку предыдущей консоли пока никто не отменял. Разработчикам придётся по-прежнему учитывать ESRAM при разработке своих проектов.

Консоль поддерживает звук 7.1 и технологию Dolby Atmos. В плане звуковой системы практически ничего не изменилось, да и стоило ли развивать этот аспект, если всё и без того работало замечательно? Разве что была введена поддержка собственного звукового формата Microsoft под названием HRTF, который был разработан командой, создавшей Hololens. В остальном же – всё осталось практически без изменений. Консоль, как и Xbox One S будет снабжена 4K Blu-Ray приводом и жёстким диском объёмом 1 ТБ.

Сравнение консолей

«Мы постепенно переезжаем на Direct3D 12, — рассказывает один из разработчиков графической системы новой консоли Эндрю Гуссен, — Мы встроили всё необходимое для этого в командный процессор GPU. Так что можно быть спокойным по поводу поддержки нашим железом самых передовых графических технологий».

В приставку будет интегрирован отдельный блок для записи игрового процесса в разрешении 4К с частотой 60 кадров в секунду. Для этого будет использоваться продвинутый кодек HEVC, позволяющий захватывать контент даже с учётом HDR. Также в консоли будет использоваться инновационная система охлаждения — так называемая Vapor-Chamber или «паровая камера». Нечто подобное используется в видеокартах GTX 1080 и GTX 1080 Ti для ПК. Суть системы заключается в том, что внутри медного радиатора залита ионизированная дистиллированная вода. Тепло поглощается водой, превращая её в пар. Пар поднимается вверх, оседая на более холодных поверхностях, после чего вновь становится водой, отдавая тепло металлу. Отвод тепла от радиатора будет осуществлять специально разработанный кулер.

Особенности и цена Project Scorpio

Впервые за долгое время блок питания консоли будет располагаться в её корпусе, а не вне его. Прощайте блоки питания размером с Аляску и активным охлаждением. Специалистам Digital Foundry продемонстрировали запущенную на консоли игру Forza Motorsport 6 (адаптированная версия игры с Xbox One), и те остались демонстрацией очень довольны. Картинка выводилась в разрешении 4К со стабильными 60 кадрами в секунду, причём железо было задействовано всего на 60-70% от его полной мощности. Впечатляет, не правда ли?

Создатели Project Scorpio готовят ещё немало сюрпризов, большая часть которых, наверняка будет раскрыта во время выставки Е3 в середине июня текущего года. Открытыми остаются два очень важных вопроса. Первый – это стоимость консоли. Руководитель подразделения Xbox Фил Спенсер утверждает, что удовольствие это будет не из дешёвых, так что следует ориентироваться примерно на 500-600 долларов (а в нашем случае — евро). Но, загадывать пока не станем. Вдруг Microsoft нас удастся удивить? Второй важный вопрос: если создатели консоли утверждают, что Project Scorpio сосредоточится прежде всего на играх, то где же эти самые игры? Вы их видите? Лично я – нет. Важно не только выпустить самое мощное на консольном рынке железо, но и обеспечить его достойным контентом. Без него вряд ли перед магазинами выстроятся длинные очереди.