Заменит ли наука религию?

Так вышло, что на восьмой день рождения мне подарили детскую энциклопедию обо всем на свете и детскую Библию. Я прочла обе книги, но энциклопедия мне больше понравилась, потому что там были динозавры, а в Библии нет. Как раз в то время я практически не расставалась со своей любимой игрушкой – маленьким тирексом, поэтому мне было непонятно где жили Адам и Ева когда по Земле бродили динозавры (которые потом еще и вымерли). На самом деле подобные вопросы задают практически все дети когда узнают про гигантских ящеров, которые населяли нашу планету 65 миллионов лет назад. Взрослые, конечно, тоже хотят узнать ответы на эти и другие вопросы, однако вот уже не первое столетие лучшие умы планеты пытаются прийти к единому мнению о том, может ли наука заменить религию и если да, то почему этого не происходит. Неудивительно, что «вечный» конфликт науки и религии породил множество споров не только среди ученых, теологов и священников, но и между ними. Учитывая всю деликатность темы, в этой статье мы рассматриваем вопрос о замене наукой религии… с точки зрения науки. Ну что, поехали?

Действительно ли мы должны отделять науку от религии?

Сопротивление

В 1966 году, чуть более 50 лет назад, выдающийся канадский антрополог Энтони Уоллес уверенно предсказал глобальную гибель религии от рук развивающейся науки:

Вера в сверхъестественные силы обречена на вымирание во всем мире в результате растущей адекватности и распространения научных знаний.

Мнение Уоллеса не было исключительным. Напротив, современные общественные науки, которые сформировались в Западной Европе XIX века, взяли в качестве универсальной модели свой собственный недавний исторический опыт секуляризации. Напомню, что секуляризация – это процесс, в ходе которого роль религии в обществе постепенно снижается. В прошлом в основе социальных наук лежало представление о том, что все культуры в конечном итоге придут к чему-то похожему на светскую, западную, либеральную демократию. Но потом произошло нечто близкое к противоположному.Секуляризм не смог продолжить глобальное шествие по планете, а разные страны, например Иран, Индия, Израиль, Алжир и Турция либо сменили свои светские правительства на религиозные, либо стали свидетелями подъема религиозных националистических движений. Секуляризация провалилась. Но почему?

Как пишет в своей статье на Aeon Питер Харрисон, автор книги «Территории науки и религии» The Territories of Science and Religion и редактор журнала Narratives of Secularization, причина, вероятно, кроется в активном насаждении секуляризма, как например произошло в Индии и Турции, где секуляризм навредил науке.

Читайте также: Суеверия с точки зрения науки: почему мы верим в сверхъестественное?

Первый премьер-министр Индии Джавахарлал Неру отстаивал светские и научные идеалы и включил научное образование в проект модернизации. Неру был уверен, что индуистские представления о ведическом прошлом и мусульманские мечты об исламской теократии обязательно встанут на путь секуляризации. “Во времени существует только одностороннее движение” — заявил он. Но как убедительно свидетельствует последующий подъем индуистского и исламского фундаментализма, Неру был неправ. Более того, объединение науки и секуляризации привело к обратным результатам и наука стала “побочной жертвой” сопротивления секуляризму.

Теория эволюции – это доказанный научный факт

Турция – еще более показательный пример. Как и большинство первопроходцев Мустафа Кемаль Ататюрк, основатель Турецкой Республики, был убежденным секуляристом. Ататюрк считал, что науке суждено вытеснить религию. Чтобы убедиться, что Турция находится на правильном историческом пути, он отвел науке, в частности эволюционной биологии, центральное место в государственной системе образования молодой Турецкой Республики. В результате эволюция стала ассоциироваться со всей политической программой Ататюрка, включая секуляризм.

Исламистские партии в Турции, стремясь противостоять секуляристским идеалам основателей нации, тоже атаковали учение об эволюции. Для них эволюция ассоциируется со светским гуманизмом. Кульминацией этих настроений стало принятое в июне 2019 года решение убрать преподавание эволюции из школьной программы. Ничего не напоминает?

Светский гуманизм противопоставляется религиозному мировоззрению, не признает существования сверхъестественных сил выше человека и природы.

Наука против религии

Вопреки ожиданиям ученых и интеллектуалов, распространение современной науки не привело к секуляризации, а наука и научный метод не встали во главе большинства обществ. К сожалению, мы оказались в том будущем, от которого многие предостерегали. Так, в 1997 году астроном Карл Саган в своей книге “Мир полный демонов, наука как свеча во тьме” писал, что на первый взгляд кажущиеся невинными увлечения религиозными, эзотерическими, астрологическими и прочими практиками и течениями, представляет собой опасность для будущего человечества.

Что такое сознание и как оно появилось, как связаны шизофрения и вера в теории заговора и что происходит с нами после смерти читайте на нашем канале в Яндекс.Дзен. Там выходят статьи, которых нет на сайте.

При этом во многих западных странах продолжается упадок религиозных верований. Например, последние данные переписи населения Австралии, показали, что 30% населения не причисляют себя ни к одной из существующих религий и этот процент продолжает расти. В 2018 году газета The Guardian опубликовала потрясающую статью под названием “Христианства больше нет?”, в которой приведены данные социологических опросов о религиозности жителей Европы. Результаты показали, что количество молодых людей, которые не исповедуют никакую из существующих религий, продолжает расти.

Более того, в ходе опроса выяснилось, что наименее религиозной страной Европы является Чехия – 91% опрошенных в возрастной категории 16-29 лет не причисляют себя ни к одной из религий. 70% и 80% молодого населения Эстонии, Швеции и Нидерландов также характеризуют себя как нерелигиозные. А самой религиозной страной Европы оказалась Польша, где лишь 17% молодых людей заявили о своей не религиозности, следом идет Литва, где атеистического мировоззрения придерживаются 25%.

А вы согласны с тем, что в России все обстоит именно так? Источник: Университет Святой Марии, Твикенхэм

Но существует множество вариантов развития событий. Так, по мнению Стивена Булливанта из университета Святой Марии в Лондоне, страны, которые находятся рядом друг с другом, с похожими культурными особенностями и историей, имеют разные религиозные профили. И все же в глобальном масштабе общее число людей, которые считают себя религиозными остается высоким, а демографические тенденции предполагают, что уже в ближайшем будущем мир столкнется с ростом религиозности.

Так, христиане еще четыре десятилетия будет оставаться крупнейшей религиозной группой, но ислам будет расти быстрее, чем любая другая из основных религий. Согласно данным исследовательского центра Pew Research Center, эти тенденции продержатся до 2050 года. Более того, атеистов, агностиков и всех, кто не причисляет себя ни к одной из существующих конфессий, станет больше в таких странах, как США и Франция, но в общем объеме жителей Земли их количество уменьшится. Все прогнозы основаны на охвате и географическом распространении крупнейших мировых религий, данных о рождаемости и смертности, возрастных различиях, миграции и пр.

Согласно прогнозам Pew Research Center, к 2050 году число мусульман (2,8 миллиарда или 30% населения) будет почти равно числу христиан (2,9 миллиарда или 31%), возможно, впервые за всю историю.

Корни религии

Если хорошенько подумать, у каждого из нас есть своя любимая теория о том, как появилась религия, откуда взялась и почему присутствует во всех человеческих обществах. Безусловно, религия сплачивает, успокаивает, удовлетворяет жажду познания и дарит жизни смысл. Однако рассматривать религию как нечто, отдельное от эволюции Homo Sapiens было бы неправильно.

Религия дарит утешение и готовые ответы на сложные вопросы

Как пишет в своей книге “Бог как иллюзия” эволюционный биолог Ричард Докинз, с точки зрения эволюциониста, религиозные ритуалы так же бросаются в глаза, как хвост павлина на залитом солнцем лугу. При первом рассмотрении хвост павлина кажется пустой забавой, которая не увеличивает его шансы на выживание. Однако именно обладатель самого пышного хвоста среди павлинов распространяет свои гены, в отличие от конкурентов. Хвост – это реклама, его существование эволюционно обоснованно, так как привлекает самок.

Вам будет интересно: Эволюция мозга объясняет веру в Бога и сверхъестественные явления

То же самое можно сказать о времени и силах, которые тратят птицы-шалашники на сооружение шалаша.; постройка является своеобразным “хвостом”, который сделан из веточек, ярких цветов, бусинок и безделушек, что удалось отыскать. Главная цель этого строительства – привлечь самку. В обоих случаях если бы птицы не вели себя так, их шансы на передачу своих генов уменьшились бы.

Религиозное поведение, пишет Докинз, это человеческий эквивалент строительства шалаша. На него затрачивается масса времени и энергии, а его проявление становятся не менее причудливыми, чем оперение райской птицы. Из-за религии жизнь верующих и окружающих может оказаться в опасности. История демонстрирует, что тысячи людей подвергались гонениям и мучениям и в целом, поглощаемые религией ресурсы бывают колоссальны.

Однако религия – нечто большее, чем своеобразная “гарантия” передачи генов. С точки зрения эволюции, польза религии заключается в предохранении людей от болезней, связанных со стрессом. Это похоже на эффект плацебо, о котором я писала в предыдущей статье.

Более подробную картину причин появления и распространенности религий описывает в своей книге “” Паскаль Буайе, французский эволюционный психолог, социальный и культурный антрополог. Он подробно рассматривает каждую общепринятую (и не только) гипотезу о необходимости религии, ее появлении и распространении. Если попытаться донести основную мысль в трех словах, то религия – точнее, магическое мышление – сопровождала человечество на протяжении всей его истории. Наш мозг будто бы “запрограммирован” верить в сверхъестественное и искать простые ответы на сложные вопросы.

Также важно понимать, что нельзя просто взять и “избавиться” от религии и религиозных практик. Как считает профессор Стэнфордского университета нейроэндокринолог Роберт Сапольски, ритуальные практики, от торжественных церемоний до крестного знамения, похожи на обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР). Согласитесь, не такое уж и неожиданное сравнение.

Обсессивно-компульсивное расстройство – это необоснованные мысли и страхи (обсессии), которые приводят к появлению навязчивого (компульсивного) поведения. У страдающих ОКР появляются ритуалы, например постоянное мытье рук или перекладывание вещей в определенном порядке.

Роберт Сапольски, нейробиолог, профессор Стэндфордского университета

Учитывая генетические, культурные и эволюционные предпосылки появления и выживания религий на протяжении всей истории человечества, взять и просто вычеркнуть религию из общества не получится. Кстати, лучше других это продемонстрировал Советский Союз, объявив религию и церковь вне закона. Коммунистическая идеология и культ личности Ленина и Сталина должны были занять место религии. Однако после краха СССР страну словно захватило мракобесие: вера в Бога (как и неверие) успешно сочеталась с астрологией, магией и «заряженной» от сеансов Кашпировского по телевизору водой. Что из этого получилось мы видим сегодня: союз церкви и государства привел к появлению закона о защите чувств верующих.

Это интересно: Почему женщины более религиозны чем мужчины?

Но что наука противопоставляет религиозному магическому мышлению? Учитывая, что применяя научный метод мы отправили человека на Луну, изобрели компьютер, интернет, построили самую настоящую цивилизацию, может показаться, что религия и правда должна отступить и в некоторых странах это действительно происходит. Более того, многие ученые и интеллектуалы по-прежнему убеждены, что развитие общества рано или поздно приведет все страны к светскому государственному строю. В их числе Стивен Хокинг, который считал, что «наука победит, потому что она работает»; Сэм Харрис уверен, что «наука должна уничтожить религию»; Стивен Вайнберг считает, что наука ослабила религиозную уверенность и многие другие деятели науки и искусства предсказывают, что наука в конечном итоге сделает религию ненужной.

Будущее науки и религии

Но почему наука и религия конфликтуют? Разве мы не можем разделить эти два понятия и не смешивать их? Ведь объективная истина существует вне зависимости от наших религиозных убеждений. Вы можете “не верить” в теорию эволюции, но это все равно не изменит того, что у человека и обезьяны был общий предок. Так или иначе, религиозные убеждения это очень непростая тема, как с точки зрения общества, так и с точки зрения науки, эволюционной биологии и развития мозга.

Финская система образования – лучшая в мире

Я думаю, что каждый человек должен сам решать во что и как ему верить и верить ли вообще. При этом очень важным моментом является именно право выбора: люди должны знать, что можно верить в Яхве, Будду, Зевса, Одина и еще в более чем 2000 богов, известных человечеству, а можно не верить вообще ни в кого из них. Может, не нужно бояться неизвестности? Да, на огромное количество вопросов сегодня нет ответов, но это не значит, что их не нужно искать или подменять ложными. А что вы думаете по этому поводу? Станет ли со временем мир более религиозным или наоборот? Поделитесь ответом в комментариях к этой статье и присоединяйтесь к участникам нашего Telegram чата чтобы обсудить эту и другие, не менее интересные темы.

Также, опыт некоторых стран, таких как Финляндия, Чехия и Швеция показывает, что ключом к секуляризации являются сразу несколько факторов: система образования (в Финляндии лучшая система образования в мире), доступ к информации, свобода слова, совести и вероисповедания приводят общество к процветанию. Недаром в этих странах представители самых разных конфессий прекрасно себя, посещают церкви и мечети и живут в свое удовольствие. Думаю, во многом это результат образования – никому в Финляндии, Чехии и Швеции не пришло в голову запрещать изучение теории эволюции в школе. А закончить эту статью хочу цитатами, отражающими разные точки зрения о «вечном конфликте»:

Вместе с Джоном Ленноном представьте мир без религии. Представьте: не было террористов-самоубийц, взрывов 11 сентября в Нью-Йорке, взрывов 7 июля в Лондоне, Крестовых походов, охоты на ведьм, «порохового заговора», раздела Индии, израильско-палестинских войн, истребления сербов, хорватов, мусульман; преследования евреев за «христоубийство», североирландского «конфликта», «убийств чести», нет облаченных в сверкающие костюмы, трясущих гривами телевизионных евангелистов, опустошающих карманы доверчивых простаков («Отдайте все до нитки в угоду Господу»). Представьте: не было взрывающих древние статуи талибов, публичного отрубания голов богохульникам, кнутов, полосующих женскую плоть за то, что узкая ее полоска приоткрылась чужому взгляду.

Ричард Докинз, Бог как иллюзия

Мы страдаем духовно-культурным параличом, мы не способны взглянуть в лицо бесконечности, смириться со своим периферийным положением и найти свое подлинное место в структуре природы. Мы обращаемся со своей планетой так, словно нам есть куда податься. Само занятие наукой — это уже проблеск здравомыслия. Однако нам недостаточно принимать эти представления умом, пока мы цепляемся за духовную идеологию, которая не только оторвана от природы, но и во многом презирает все природное и естественное. Мы можем сохранить искусно сплетенную ткань жизни, лишь пропуская научные открытия через сердце.

Карл Саган, Наука в поисках Бога

В ходе развития естествознания, начиная со знаменитого процесса против Галилея, снова и снова высказывалось мнение, что естественнонаучная истина не может быть приведена в согласие с религиозным истолкованием мира. Но должен сказать, что, хотя я убежден в неоспоримости естественнонаучной истины в своей сфере, мне все же никогда не представлялось возможным отбросить содержание религиозной мысли просто как часть преодоленной ступени сознания человечества — часть, от которой в будущем все равно придется отказаться. Так что на протяжении моей жизни мне постоянно приходилось задумываться о соотношении этих двух духовных миров, ибо у меня никогда не возникало сомнения в реальности того, на что они указывают.

Вернер Гейзенберг, профессор физики в университетах Копенгагена, Лейпцига и Мюнхена