Заброшенный атомный маяк «Анива» на Сахалине: почему сюда едут туристы и что с ним будет дальше

Есть на юге Сахалина место, которое выглядит так, будто его придумал режиссёр постапокалиптического фильма. Одинокая бетонная башня среди бурных вод, окружённая туманом и криками чаек. Когда-то здесь дежурили моряки, работала атомная установка, дававшая свет кораблям. Теперь маяк «Анива» заброшен, но продолжает притягивать туристов со всего мира своей суровой красотой и историей.

Заброшенный маяк на мысе Анива острова Сахалин. Источник изображения: mapcarta.com

Маяк «Анива» на Сахалине: история и уникальные особенности

На южной оконечности острова Сахалин, на скале Сивучья, возвышается маяк «Анива» — одно из самых загадочных сооружений Дальнего Востока. Построенный в 1939 году по проекту японского архитектора Миуры Синобу, он стал важным навигационным ориентиром в опасных водах пролива Лаперуза. Высота башни — 31 метр, а огонь маяка был виден на расстоянии до 17,5 морских миль.

Маяк Анива — заброшенный японский маяк на Сахалине. Источник изображения: sakh-tour.com

После Второй мировой войны маяк перешёл СССР. Сначала он работал на дизельном генераторе, но в 1990-х перешёл на радиоизотопный термоэлектрический генератор — автономный источник энергии, использовавший радиоактивный изотоп. Это позволяло обслуживать маяк крайне редко, но к началу 2000-х его эксплуатация стала экономически невыгодной, и объект был заброшен. Изотопные установки демонтировали в 2005–2006 годах.

Маяк «Анива» на скале Сивучья. Источник изображения: russiatrek.org

В башне девять этажей, цокольный уровень, пристройка и фонарь с линзой около метра в диаметре, внутри подвешивался 270‑киллограмовый груз, приводивший в движение оптический механизм.

Устройство маяка «Анива». Источник изображения: tourister.ru

Почему туристы едут к заброшенному маяку на Сахалине и как туда добраться

Сегодня маяк официально закрыт, но стал популярным местом для экстремального туризма. Добраться сюда можно только по воде: на катере или в хорошую погоду на моторной лодке; регулярные экскурсии предлагают местные операторы, но объект официально аварийный, внутри небезопасно. Да и подъём на башню требует осторожности.

Подъём на маяк. Источник изображения: youdrop.ru

Туристы приезжают ради контраста: величественная бетонная башня посреди бурных течений, остатки «атомной» эпохи, вид на пролив Лаперуза. Привлекает сочетание суровой природы, инженерной красоты и атмосфера «конца света».

Башня маяка. Источник изображения: brodyaga.ru

Интерьеры маяка сохранили спиральную лестницу, механизмы и остатки оборудования, что делает его своеобразным музеем под открытым небом. На скале часто можно увидеть лежбища сивучей, а вокруг — бурные течения и кристально чистую воду.

Атомный Маяк «Анива» внутри. Источник изображения: dzen.ru

Подписывайтесь на нас в Telegram и Дзен, чтобы знать больше!

Маяк «Анива»: планы реставрации и когда начнут работы

Власти Сахалина в последние годы обсуждают проект реставрации маяка. Ранее они надеялись завершить наружный ремонт до конца 2024‑го, но сроки сдвинулись. На данный момент специалисты завершают проектирование ремонтных работ, а сам ремонт маяка планируют начать в апреле 2026 года.

План включает укрепление конструкции, возвращение внешнего облика к историческому виду, восстановление внутренних помещений, создание безопасного туристического маршрута и небольшого музея «маячного дела». Цель — превратить объект в охраняемый историко-культурный памятник и сделать его доступным для массовых экскурсий без ущерба уникальной экосистеме.

Заброшенный маяк острова Сахалин скоро будет отреставрирован. Источник изображения: vasta-expeditions.ru

Про ещё одно необычное место с маяком: Мыс в Карелии стал самым загадочным местом на карте страны

Маяк «Анива» относится к числу немногих советских объектов, где использовался атомный источник энергии. Сегодня все такие генераторы в России демонтированы и утилизированы в целях безопасности.

Если вдруг вы задавались вопросом — как работает маяк и зачем он нужен в наше время, то у нас есть подробная статья об этом!

Почему стоит посмотреть маяк «Анива»? История на стыке Японии и СССР, редкая «атомная страница» навигации и дикая красота юга Сахалина — всё в одной точке. Честно, я бы хотела увидеть его до реставрации. Если поедете, берите тур у проверенного перевозчика и рассчитывайте на погодное окно: море здесь коварно даже летом.

Новости партнеров
Самый провальный Xiaomi внезапно стал лучшим смартфоном до 15 тысяч. Теперь его можно брать
Самый провальный Xiaomi внезапно стал лучшим смартфоном до 15 тысяч. Теперь его можно брать
Виталик Бутерин поддерживает накопление эфиров компаниями, но также видит в этом риски. Какие они?
Виталик Бутерин поддерживает накопление эфиров компаниями, но также видит в этом риски. Какие они?
Лучшие аксессуары для iPhone: мощный блок питания и повербанки с быстрой зарядкой
Лучшие аксессуары для iPhone: мощный блок питания и повербанки с быстрой зарядкой