Как был снят самый знаменитый астроснимок 2025 года. Это не ИИ
Один из самых обсуждаемых астрофотоснимков 2025 года многие поначалу приняли за работу нейросети, но на самом деле это результат впечатляющего союза астрономии, математики, планирования и смелости. На фотографии, получившей название «Падение Икара», парашютист в свободном падении идеально выстроен на фоне кипящей хромосферы Солнца с её дугами и петлями плазмы. Выглядит завораживающе, а как это снимали еще более интересно.
В этом фото нет ни капли ИИ. Хотя, казалось бы…
Содержание
Самая красивая фотография Солнца
Автор этого снимка — астрофотограф из Аризоны Эндрю Маккарти, а в кадре его друг Габриэль Браун. Эта работа подчёркивает, насколько мощным остаётся человеческое творчество даже в эпоху ИИ: здесь нет генерации по запросу, есть недели расчётов, сложная координация и один‑единственный шанс поймать нужный момент.
Главная задача заключалась в том, чтобы парашютист в момент свободного падения оказался точно в пределах солнечного диска в поле зрения камеры, установленной на земле. Солнце кажется большим, но угол обзора телескопа и камеры весьма ограничен, а точка съёмки на земле фиксирована. Поэтому команда использовала калькуляторы положения Солнца, чтобы определить конкретное время и координаты, где траектория самолёта и линия на Солнце пересекутся.
Не забывайте о нашем Дзен, где очень много всего интересного и познавательного!
При планировании учитывали точное положение Солнца над горизонтом в нужный день, маршрут и высоту полёта небольшого самолёта, положение камеры и телескопа на земле, а также зону, в которой силуэт парашютиста должен пройти по диску Солнца. Так формировалась «геометрия сцены».
Прыжок выполнялся с небольшого самолёта с винтовым двигателем на высоте около 1070 метров. Расстояние до камеры на земле составляло порядка 2440 метров, что означало высокую угловую скорость — в кадре объект пролетает по диску Солнца за доли секунды. Любая ошибка во времени, высоте или положении превращала бы задумку в обычный прыжок без уникального кадра.
Снимку предшествовали долгие расчеты.
Команда должна была учесть мощность самолёта и его возможности планирования с выключенным двигателем, безопасную высоту выхода парашютиста, точный момент команды к прыжку, согласованный по трёхсторонней связи, а также направление и скорость ветра, влияющие на траекторию падения.
Самолёт пытались правильно выстроить по отношению к Солнцу шесть раз, но сам прыжок был только один: каждый повтор требует времени на сбор парашюта, новый набор высоты и подготовку. В итоге тот самый кадр удалось снять с первой и единственной попытки — с минимальным запасом по времени и огромным риском упустить момент.
Если ищите что-то интересное на AliExpress, не проходите мимо Telegram-канала "Сундук Али-Бабы"!
Солнце крупным планом
Чтобы Солнце на финальном изображении выглядело не просто ослепительным диском, а рельефной огненной поверхностью, использовалась отдельная астрофотосъёмка. Маккарти снял Солнце через телескоп со специальным фильтром, пропускающим узкий диапазон красного света (Hydrogen-Alpha или H‑альфа), соответствующий излучению водорода в хромосфере.
Снять такое в век ИИ — просто фантастика.
Этот фильтр позволяет увидеть дуги плазмы, протуберанцы и петли магнитных полей, выделить структуру солнечной поверхности и динамику газа, а также избежать полного «выбивания» деталей из‑за яркости Солнца. Затем изображения Солнца, полученные через телескоп, были аккуратно совмещены с кадром, на котором видно силует парашютиста на фоне солнечного диска.
Нужно было точно совпасть с тем участком Солнца, который увидела камера во время прыжка, а не просто «подложить» красивый фон. В результате получилась композиция, где реальная динамика человеческого тела в воздухе соединяется с детальной структурой звезды.
Почему мы чихаем на солнце — и причём тут наследственность?
Рождение идеи в астрофотографии
Идея «Падения Икара» появилась после совместного прыжка Маккарти и Брауна: сочетание экстремального спорта и астрофотографии показалось им логичным продолжением творческого поиска. К тому моменту Маккарти уже был известен своими сверхдетализированными солнечными снимками: в 2021 году он объединил около 150 000 кадров, чтобы создать 300‑мегапиксельное изображение Солнца.
Такой опыт пригодился и здесь, ведь требовались не только точные настройки и понимание поведения Солнца в H‑альфа фильтре, но и навык обработки большого объёма данных, совмещения кадров и работы с мельчайшими деталями. При этом человеческий фактор оставался ключевым — динамическая, практически «героическая» поза парашютиста в кадре не была заранее гарантирована, но её удалось поймать.
Эта история доказывает, что мастерство фотографа все еще может творить чудеса.
Почему этот снимок важен в эпоху ИИ‑картинок
На фоне стремительного развития генеративных нейросетей, способных за секунды нарисовать любое сочетание сюжета и стилистики, «Падение Икара» стало ярким напоминанием о том, что по‑прежнему захватывает воображение. Здесь реальный риск и физическое действие человека, сложные инженерные и астрономические расчёты, точное использование законов физики и оптики, а также всего один шанс, когда нельзя «сгенерировать ещё раз».
Присоединяйтесь к нам в Telegram!
Этот снимок показывает, что ценность фотографии сегодня всё ещё связана с усилием, смелостью и продуманностью. Астрофотография остаётся областью, где человеческое мастерство и научный подход позволяют создавать образы, которые зритель воспринимает как невероятные — и именно поэтому они вызывают такой отклик.