Ученые отследили эволюцию сказок

Британские ученые изучили древнейший сюжет, пожалуй, самой популярной в мире сказки «Красная шапочка», которая всегда считалась народной. В результате исследования выяснилось, что по мере того, как сказка распространялась из одного региона в другой на протяжении нескольких тысячелетий, она очень сильно изменилась.


Вообще детские сказки являются одним из сложнейших и неизученных видов творчества. Они развивались по тем же законам, что и весь живой и растительный мир Земли. Так, ученый-антрополог Джамшид Терани из Даремского университета проследил появление различных интерпретаций двух сказок — о Красной шапочке и семерых козлятах – и их взаимосвязь с помощью методов эволюционного анализа. Оказалось, что Шапочка «родилась» одновременно в Европе и Китае примерно в средневековье, а сказка о волке и его семи козлятах появилась в абсолютно другом месте, по другому поводу и на тысячу лет раньше — примерно в первом веке нашей эры, сообщает gazeta.ru. Процесс исследования Терани изложен в статье, опубликованной в последнем выпуске журнала PLOS ONE.

Рассказ о девочке в красной шапочке, отправившейся в путь через лес, чтобы отнести бабушке корзинку пирожков, и съеденной вместе с бабушкой волком, а затем спасенной чудесным образом, вышел в свет благодаря братьям Гримм в 1812-1814 гг. Однако ранее, в 17 веке и в несколько другой версии, эта история была рассказана Шарлем Перро. Хотя на самом деле, как выяснилось, различные варианты этой истории уходят в глубокую древность.

В документах исследователей происхождение сказок является предметом целого научного направления, в котором сказкам подобно звездам присваиваются каталогизированные имена. Так, сказка «Красная шапочка» известна под индексом ATU 333, а «Волк и семеро козлят» — ATU 123.Таким образом, видно, что ученые-филологи занимались изучением этих сказок вполне основательно и пришли к заключению, что обе эти истории находятся в близком родстве и перебрались по Шелковому пути из культуры Древнего Китая.

Поэтому Терани воспользовался филогенетическим анализом, который используют для выяснения связей между живыми организмами, и проанализировал 58 вариаций «Красной шапочки», известных в странах Европы, Африки и Китае, и выявил 72 переменных величины, в том числе пол главного героя, количество героев, вид «злодея» (волк, тигр или другие) и способ обмана, которым жертву безуспешно пытаются съесть.

Ученый же выяснил, что связь Красной шапочки и Волка с семью козлятами сродни связи между современным человеком и неандертальцем, то есть общий предок имеется, но далеко в древности, а в принципе представляют собой абсолютно независимые друг от друга истории и самостоятельные человечества. Кроме того, профессор Терани умудрился составить генеалогическое древо этих сказок, которое не похоже ни на что: «Красная шапочка» пришла по Шелковому пути не из Китая, а наоборот, в Китай, и родилась эта история вообще в самой Африке, причем дважды.

«Африканские сказки произошли сначала из сказки про волка и козлят, но со временем к ним добавилась история про Красную шапочку, после чего та же самая «Красная шапочка» пришла в Африку из Европы», — говорит Терани.

Китайская же версия «Красной Шапочки», по мнению ученого, возникла там одновременно со сказкой Шарля Перро — ее написал поэт Хуан Джин.

В настоящее время Терани ставит целью проверить происхождение других детских сказок. Интересно было бы, пожалуй, что у него выйдет относительно таких сказок, например, как «По щучьему велению» или, скажем, «Курочка ряба», споры о морали которой до сих пор не могут привести филологов к однозначному ответу.