Что станет с торговыми комплексами в эпоху Интернета?
Владельцы крупных европейских торговых центров ищут пути возвращения покупателей, выбравших для себя онлайн-шоппинг. Одним из способов привлечения старых и новых клиентов является предоставление услуг, которые нельзя продублировать в Web. Это могут быть как медицинские, так и государственные услуги. Чтобы выжить в условиях меняющейся среды, моллы должны полностью служить обществу, иначе их ждет не лучшая участь. Эти и другие вопросы обсуждались экспертами по недвижимости на ежегодной торговой ярмарке MIPIM в Каннах (Франция).
«Дни обособленных торговых комплексов сочтены»,
— говорит Дэвид Робертс (David Roberts), CEO Aedas, которая входит в пятерку крупнейших архитектурных компаний мира. Фирма принимала участие в разработке генеральных планов развития Европы, стран Азии и Ближнего Востока.
«Через 20 лет вы еще сможете найти магазины по продаже книг и DVD-дисков, что станет поводом посетить торговый центр. Это будут художественные галереи, образовательные центры, оздоровительные учреждения и СПА-салоны».
К примеру, в Бразилии уже есть молы с клиниками внутри, а торговый комплекс на юге Швеции разместил у себя библиотеку и местный муниципалитет.
«Мне посчастливилось побывать в одном из бразильских торговых центров, внутри которого находится клиника. Во время ожидания очереди вы можете прогуляться по магазинам. Учитывая старение населения в Европе, такая тенденция будет наблюдаться все чаще»,
— рассказывает Флоренцио Беккар (Florencio Beccar), руководитель европейского фонда торговой недвижимости CBRE Global Investors.
Владельцы других торговых центров идут по тому же пути. С целью удержания покупателей они увеличивают количество ресторанов и кинотеатров, а для частых гостей делают скидки и проводят специальные акции.
Эксперты советуют брать пример с таких развивающихся рынков, как Китай и Дубай, где торгово-развлекательные центры являются частью многофункциональных комплексов, в которых люди живут и проводят свое свободное время.
Посетители торгового центра Globetrotter во Франкфурте, например, могут опробовать оборудование и одежду для активного отдыха прямо на месте. Для этого в магазине есть все необходимые условия — гимнастическая стенка и велотрек.
«Магазины увеличатся в размерах и станут парками приключений, которые управляют эмоциями»,
— прогнозирует глава консалтинговой компании Jones Lang LaSalle Кристиан Ульбрих (Christian Ulbrich).
Источник: reuters.com