Обзор плеера iBasso DX200 — le roi est mort, vive le roi!

То, о чём так долго грезили аудиофилы по всему миру, наконец-то свершилось. iBasso в честь своего 10-летнего юбилея решили тряхнуть стариной и обновить свою топовую модель DX100. Конечно, после неё были и DX50, и DX90, и, что греха таить, DX80, но, естественно, все ждали флагман, и он явился во всей своей красе.


Ставший в наше время классикой DX100 был во многом революционным плеером, начиная с использования Android в роли ОС и заканчивая весьма свежим на то время ЦАПом ESS Sabre 9018. Конечно, обратной стороной медали стали высокая на момент выхода цена и весьма крупный размер. После этой модели iBasso решили играть в более доступном сегменте и выпустили серию плееров попроще. Они были весьма тепло встречены, но на звание культовых не тянули, что и решили исправить разработчики.

DX200 вобрал в себе весь многолетний опыт компании и во многом сделан «с заделом на будущее». В роли ЦАПов использовали пару новых чипов от ESS Sabre 9028, новинка получила 8-ядерный процессор, 2 ГБ ОЗУ и 64 ГБ встроенной памяти. В общем, «запас на будущее» сделан неплохой, даже новые версии ОС Android, на которой по-прежнему работает плеер, не будут проблемой, если разработчики решат обновить устройство. Для большей универсальности DX200 оснастили съёмными усилителями, что также позволит усовершенствовать возможности плеера без перевыпуска. Остальная обвязка тоже сделана на высочайшем уровне, начиная с высокоточных задающих генераторов и заканчивая качественными конденсаторами и резисторами. Для полноценной работы функции USB DAC использовали отдельный чип от XMOS, поэтому ЦАП работает без влияния ОС плеера.

«Завернули» всё это в корпус из алюминия, обеспечивающий защиту от электромагнитных наводок, а дополняет всё сенсорный экран разрешением 1280 × 768 точек.

Разрабатывался плеер больше года, первые публичные анонсы были сделаны в конце 2015, а на полки магазинов он стал поступать только в прошлом году. В плане ценообразования iBasso пошли интересным путём, они не полезли в сегмент «топов», но заняли верхнюю нишу «предтопового» эшелона, оценив плеер в сумму примерно эквивалентную 1000 долларов.

Технические характеристики

  • Процессор: RK3368
  • ЦАП: 2 × ESS Sabre 9028
  • Диапазон частот: 20 Гц – 20 кГц (–0,16 дБ)
  • Общие гармонические искажения+шум: <0,0002% (64Ω @ 3Vrms, балансный выход); <0,00032% (32Ω @ 1.8Vrms, обычный выход)
  • Разделение каналов: –122 дБ на балансном выходе, –118 дБ на обычном
  • Соотношение сигнал/шум: 125 дБ на балансном выходе, 122 дБ на обычном
  • Выходное напряжение: 6Vrms на балансном выходе, 3Vrms на обычном
  • ОЗУ: 2ГБ LPDDR
  • ПЗУ: 64 ГБ
  • Беспроводные интерфейсы: WiFi 5GHz, Bluetooth 4.0
  • Экран: 4.2″ IPS, 1280 × 768
  • Батарея: 4400 мА/ч, 3.8V Li-Polymer
  • Карты памяти: MicroSD
  • Поддерживаемые форматы: APE, FLAC, WAV, WMA, AAC, ALAC, AIFF, OGG, MP3, DFF, DSF, DXD
  • Поддержка плей-листов: M3U
  • Максимальное разрешение: до 384 кГц/32 бит, DSD512
  • Размеры: 128,5 мм × 69 мм × 19,5 мм
  • Вес: 240 г

Упаковка и комплект поставки

Вот где над коробкой поработали, так это в офисе iBasso. Конечно, это не трехстворчатый раскладной шкаф а-ля Lotto, но DX200 тоже интересно упакован. Сверху на бокс надета картонная защитная «суперобложка» с тиснением, поэтому для начала надо снять её. Основная упаковка из плотного картона открывается по диагонали, открывая доступ к закреплённому внутри плееру и плоской коробочке с аксессуарами, на которых тоже решили не экономить.

Помимо самого плеера вы получите: качественный MicroUSB Type C-кабель в матерчатой оплётке, чехол для плеера из коричневой кожи (похоже что искусственной, но могу ошибиться), переходник для коаксиального выхода и фирменную бобышку для прогрева. По утверждениям инженеров компании, плеер надо прогревать, для этого надо подключить к его балансному выходу комплектный проводок с нагрузкой и оставить его играть часов на 200, а лучше дольше. Для меня этот совет выглядит ну оооочень сомнительным, но ко мне плеер изначально попал после использования, так что проверить их утверждение я не могу.

Приятно, кстати, что чехол всё-таки положили в комплект, а не попытались заработать на нём ещё пару десятков долларов. Хотя фасон с кнопочкой сверху мне не очень нравится.

Дизайн

В iBasso к выбору дизайна подходили весьма тщательно, даже провели опрос в Интернете, посвященный выбору одного из трёх вариантов. Ожидаемо победил самый строгий и простой, я бы даже охарактеризовал его эпитетом «скучный». Это неудивительно, так как из остальных вариантов первый напоминал будущее, каким его рисовали в конце 60-х, а второй выглядел так, словно его вытесал из подходящей дощечки умелец-плотник из села Кукуевка, пытавшийся изобразить плод любви Astell&Kern и Onkyo.

Впрочем, это всё-таки высококлассный плеер, а не модный аксессуар, так что ему нет смысла щеголять супернавороченным дизайном, главное — быть удобным и функциональным, а с этим у DX200 всё очень хорошо.

Корпус плеера — практически ровный параллелепипед, к верхнему правому углу которого прикреплена чёрная вставка с регулятором громкости и кнопками управления. Плеер вышел довольно крупным, он заметно больше Fiio X7 и X5-3, но уступает размерами OPUS#2. В целом в кармане рубашки его не поносишь, да и в джинсах он хоть и помещается, но с трудом.

Качество сборки ожидаемо безупречно, всё аккуратно подогнано, нигде ничего не скрипит и не люфтит. Плеер практически цельнометаллический за исключением пластиковой вставки на задней стороне, закрывающей антенны. Основная часть корпуса сделана графитово-серого цвета, а задняя крышка — чёрная. Кстати, материал этой самой крышки долго вызывал сомнения. После длительного семейного совета с тщательным постукиванием было принято решение считать его металлом.

В iBasso решили не оставлять свободной ни одной боковой грани своего плеера. На левой находится слот для карт памяти, конечно, жаль, что всего один, но это слегка компенсируют 64 ГБ встроенной памяти. На верхнем торце находятся коаксиальный выход, он же при необходимости может быть и оптическим, MicroUSB C-коннектор и кнопка питания и блокировки. Справа, прямо под большим пальцем, находятся регулировка громкости и три кнопки управления воспроизведением. Все эти четыре элемента управления отличаются приятным тугим ходом, у регулятора громкости есть фиксация каждого шага, но она мягкая, что в сочетании с тугим вращением даёт приятный эффект.

В нижней части находится сменный усилитель. Меняется он по уже традиционной схеме: открутить два винта по бокам, снять этот модуль, поставить новый. iBasso уже анонсировали какой-то альтернативный модуль усиления, но пока непонятно, что он из себя представляет, сколько будет стоить и что изменит в звуке. Вообще, компании очень не хватает немного открытости в своих планах.

iBasso вынесли урок из дебюта Fiio X7 и сразу оснастили плеер достаточно мощным модулем усиления с балансным выходом, поэтому на нижней части модуля AMP1 находятся гнездо линейного выхода, обычного выхода на наушники и 2,5 мм балансного.

В общем, мощный усилитель и крутая начинка сказались на времени работы аппарата, и в моём стандартном тесте (MEEAudio P1, обычный выход, high gain, громкость на 60, FLAC 44,1 кГц/16 бит) плеер выдал 7 часов 20 минут. Результат в целом не рекордный, но для такого железа вполне приличный. В данном случае очень вероятным будет появление усилителя со сниженной мощностью для тех, кому хочется увеличить время работы.

Большую часть передней панели занимает экран. Он, естественно, очень качественный, с отличными углами обзора и запасом по яркости для ясного солнечного дня. Сенсор отзывчивый и чёткий, и, пожалуй, единственная придирка — не самое лучшее олеофобное покрытие: экран собирает отпечатки пальцев, хотя и легко оттирается. Возможно, с этим можно бороться, купив какое-то качественное защитное стекло вместо установленного на заводе протектора.

Управление

Интерфейс построен на базе Android 6, как и у сами знаете каких других плееров, тут есть два режима работы: чистый Android с фирменным плеером и режим, когда плеер является основным интерфейсом, назван этот режим Mango (собственно, так и называется вариация Android, на которой построены DX50-80-90). Переключаются режимы в меню выключения.

Разумеется, я сходу попробовал Mango и немного разочаровался. Интерфейс очень невыразительный, с чёрно-белыми иконками и замедленной реакцией на жесты. В общем, вариант исключительно для пуристов, сильно похожий на то, что было в DX80. Всё достаточно очевидно: с экрана воспроизведения свайп вправо ведёт в медиабиблиотеку, свайп влево — в настройки. Свайп сверху вниз открывает «шторку» быстрых настроек. В целом не вижу особого смысла описывать этот режим, тем более что идейно он похож на плеер, встроенный в Android, а на нём я остановлюсь чуть подробней. Главный (и, по-моему, единственный) плюс этого Mango-режима — он быстро загружается, у плеера уходит на него меньше 10 секунд.

Поискав, где же скрыта перезагрузка в обычный Android, я решил попробовать «полноценную» ОС. Кстати, грузится она тоже весьма шустро, секунд примерно 20, сказывается мощное железо. После перезагрузки оказалось, что 8 ядер и 2 ГБ ОЗУ, что называется «тащат», интерфейс отзывчивый, быстрый и вполне современный. Впрочем, iBasso не сделали поддержки Google Play, что немного охлаждает пыл, но это не беда, во-первых, уже есть сторонние прошивки с его поддержкой, а во-вторых, можно качать программы в APK и инсталлировать их напрямую.

В нижнем левом углу притаилась иконка фирменного плеера, я ожидал увидеть то же, что в Mango-режиме, но я был приятно удивлён. Над этим плеером потрудился дизайнер, не проведший последние 5 лет в анабиозе. При общей схожести концепции с «Мангой», плеер в Android выглядит современно и весьма стильно (ну, за исключением ползунка прогресса и фона экрана воспроизведения, их тоже взяли из 2011 года).

Интерфейс плеера также состоит из трех с половиной экранов, но он яркий, с интересными фонами и оформлен в стильной красно-чёрной гамме. Экран воспроизведения прост как двери и понятен как пивная открывашка. Из «скрытых» не совсем очевидных возможностей тут можно отметить тапы по обложке. Нажатие в нижней части отображает информацию о текущем треке (я довольно долго искал эту функцию), а тап по остальной площади картинки показывает дополнительное меню из трёх пунктов: удалить трек, добавить в плей-лист и просмотреть информацию.

Свайп вправо открывает медиабиблиотеку, тут всё традиционно, есть просмотр всех треков сразу, по альбомам, по жанрам, по исполнителям, по папкам и плей-листам. Также есть текущий список воспроизведения. Разработчики хорошо поработали, над оптимизацией управления для пальцев: все кнопки крупные, с легко различимыми значками. По каким-то загадочным причинам, расположение функций совершенно хаотично, поэтому первое время нужные кнопки придётся судорожно искать глазами.

Свайп влево с главного экрана открывает настройки. Тут есть эквалайзер, переключение гейна, цифровой фильтр (аж целых 7 режимов, но хотя бы есть поясняющие графики), баланс каналов, gapless, включение USB-ЦАПа и выбор режима воспроизведения. Странно, что выбранные настройки никак не отображаются на значке соответствующего пункта, поэтому узнать значение конкретной опции можно, только зайдя в её подменю. Ещё один свайп влево из настроек открывает куцее меню «продвинутых» опций, тут можно настроить таймер сна, пересканировать файлы и посмотреть версию программы. Кстати, скорость сканирования, особенно внутренней памяти — впечатляет.

На экране воспроизведения ещё можно отдельной кнопкой открыть меню быстрых настроек, но там ничего интересного нет, точно так же это всё можно менять и на основном экране настроек.

Кстати, для выхода из этого плеера нужно сделать свайп сверху или снизу экрана, появятся строка состояния и стандартные кнопки Android.

В общем, софт оставляет какое-то ощущение недоработанности. С одной стороны, удобный дизайн, ориентированный под быстрое управление пальцами, с другой — множество досадных проблем с юзабилити и отсутствующих возможностей. Нет Google Play, нет поддержки DLNA, даже обновления по Wi-Fi — и то пока нет. В общем, надеюсь, в iBasso продолжат дорабатывать прошивку. Уже сейчас она очень и очень хороша, но у неё есть все шансы стать идеальной.

Звук

Для прослушивания устройства использовалось следующие наушники: iBasso IT03, Meze 99 Classics, Lear LHF-AE1d, Audio Zenith PMx2, Noble Kaiser K10AU, Campfire Audio Jupiter, 64 Audio U12, HUM Pristine и другие.

Ну в целом iBasso остались верны себе, и сделали именно тот звук, который я от них ожидал: взрослый, техничный, детальный, нейтральный, без приукрашивания и добавления отсебятины. Сомнений в том, что он будет именно таким, было мало, главной интригой было — насколько далеко они пойдут, достигнут ли безэмоциональности постигшего полный дзен, как в DX80, или всё-таки остановятся раньше, оставив в музыке нужный уровень вовлечённости. К счастью, оставили. Нейтральная и техничная подача данной модели является одновременно и сильной её стороной, и в некотором роде слабостью. Плеер практически ничего не добавляет от себя, оставляя пользователя один на один с записями, многие из которых являют пользователю свои огрехи.

Низкочастотный диапазон этой модели очень зависит от ваших наушников, данный плеер обладает огромнейшим потенциалом, но далеко не все наушники могут его раскрыть. Про подбор наушников я напишу чуть ниже, но в данном обзоре я буду рассказывать про максимально достижимый результат. Бас — глубокий, очень быстрый, чуть суховатый, но сохраняющий достаточно массивности для отыгрыша ударов. Именно из-за его глубины нужны адекватно передающие глубокий бас наушники, при проблемах с контролем этого диапазона, НЧ «плывут» и теряют детальность. Впрочем, с хорошими моделями наушников, проработка текстур у DX200 близка к идеальной для портатива. Разделение инструментов тоже очень хорошо, поэтому все инструменты нижнего диапазона звучат очень телесно и масштабно.

Среднечастотный диапазон очень детальный и лишён каких-либо попыток его изменить, будь то в сторону смягчения или, наоборот, в сторону большей резкости и псевдодетальности. Поэтому плеер играет именно то, что заложено в трек, а отсюда следует его критичность к материалу. Плохо записанные и сведённые треки будут звучать неинтересно, без эмоций и часто со странным построением сцены. Я видел в отзывах жалобы на то, что у DX200 воображаемая сцена недостаточно глубокая, хотя и широкая, но именно качество записи и определяет в данной модели глубину. Благодаря хорошей скорости и разрешению, DX200 успешно справляется с разделением планов, поэтому то, что записано, то вы и услышите. В целом этот принцип распространяется на весь средечастотный диапазон у DX200, если вам мало эмоций — значит их «не доложили» в записи, но если в треке они присутствуют, плеер преподнесёт их в идеальном виде. Этим, кстати, DX200 выгодно отличается от DX80, который звучал совсем уж отстранённо. Думаю, говорить о том, что у плеера всё великолепно с естественностью инструментов и голосов, смысла нет, это очевидно.

Верхнечастотный диапазон, на мой вкус, является украшением подачи этого устройства. Я очень люблю качественные «верха», и редкие источники действительно справляются с этим диапазоном. У DX200 всё хорошо и с разрешением, и с атаками, и даже с затуханиями. Разработчики самую малость сгладили ВЧ, чтобы снизить склонность устройства к резкости на плохих записях, но сделали это очень аккуратно, что органично вписывается в подачу устройства. Впрочем, для тех, кто не любит ВЧ, звук DX200 может показаться излишне светлым, так как плеер подаёт этот диапазон детально и технично, не пытаясь отвести его на второй план.

Так как у меня тут накопилось изрядно плееров топового уровня, я не отказал себе в удовольствии посравнивать их.

Lotoo Paw Gold. Один из признанных лидеров рынка портативного аудио не собирается сдавать свои позиции. По сравнению с DX200 он предлагает больше драйва, больше эмоций, особенно в области низких частот, также у LPG лучшее построение сцены в глубину (точнее, результат меньше зависит от качества записи). Плюс стоит учитывать разный подход к эргономике устройств и их прошивке — LPG очень быстрый и всеядный плеер, но это даётся ценой отсутствия любых дополнительных возможностей. Ну и ценник, конечно, также играет свою роль.

Astell&Kern AK320. Недавно появившийся в моей коллекции «зверёк». После знакомства со всей линейкой плееров от корейских потомков iRiver я остановился именно на 320, из-за лучшего соотношения цены и качества звука (более того, звук 380 мне понравился меньше даже без учёта цены). В целом A&K безусловно выигрывает по эргономике и проработке прошивки, также на его стороне размер. По звуку всё немного неоднозначно, конечно, корейский плеер звучит музыкальней и более эмоционально, у него есть то самое фирменное окрашивание СЧ, дающее текучий и плавный звук (сложно описывать его, но я не могу подобрать другие эпитеты). С другой стороны, любителям максимальной нейтральности плеер от iBasso понравится больше.

theBit OPUS#2. Незаслуженно обойдённая вниманием «тёмная лошадка». Корейцы из theBit уверенно дебютировали в верхнем сегменте, представив вторую реинкарнацию своего плеера. OPUS#2 предлагает более слитное звучание, с чуть меньшей детализацией, но большей вовлечённостью и лучшим акцентированием эмоций. Плюс Опус-2 лучше строит сцену в глубину. iBasso отвечает большей глубиной и массивностью НЧ.

Fiio X7+AM2. Как бы там ни было, а бывший флагман от Fiio остаётся очень неплохим решением, особенно сейчас, с выходом новых прошивок на Android 5.0 и в свете снижения цены на Amazon до 380 долларов (реально отличная скидка). Скорее всего, обновление модели уже не за горами, но и первое поколение может за себя постоять. X7, конечно, хуже по разрешению, и его бас не так глубок и раскатист, но чуть смягчённые СЧ и меньшая критичность к записям для некоторых стилей пойдут на пользу.

Questyle QP1R. Плеер, который мог бы стать младшим братом DX200, причём братом-погодком, в подаче устройств есть определённая схожесть, оба играют нейтрально и технично, без добавления эмоций. Но DX200 делает небольшой, но заметный шаг вперёд по многим направлениям: глубина и плотность баса, проработка ВЧ, да и, в конце концов, у него банально больше мощности.

Остальные плееры из моей коллекции отстают от iBasso уже заметно больше (впрочем, они и дешевле), поэтому сравнивать их смысла нет. Почему-то многие пытаются сравнивать DX200 с новинкой Fiio X5-3, может, потому что они вышли примерно в одно время, но всё-таки это устройства разных сегментов (и различие стоимости в два раза на это намекает).

Совместимость

Благодаря достаточно мощному усилителю, плеер хорошо справляется с большинством наушников, которые вообще есть смысл использовать в портативе. Разумеется, топовые изодинамические модели он полностью не раскроет (хотя сочетание получается вполне нормальное), но всё остальное ему по плечу. Главное — выбрать наушники, которые не станут для плеера якорем, тянущем его на дно. Разумеется, одно из лучших возможных сочетаний, это наушники от самих iBasso — IT03. В паре с DX200 сочетание получается просто отличным — глубокий, плотный бас строит основу, на которую ложатся техничные средние и высокие частоты, что в результате даёт мощнейший эффект реализма. Ещё отмечу сочетание плеера с однодрайверными арматурами (да, в первую очередь Campfire Audio Orion), если вы любите нейтральный и техничный звук — это именно тот вариант. Из полноразмерных моделей хорошо показали себя Oppo PM-3 с посеребрённым балансным кабелем и Audio Zenith PMx2. Разумеется, есть много других очень хороших вариантов, но перечислять их все я не буду.

Жанрово плеер абсолютно всеяден, главное, чтобы записи были достойного уровня, и именно это и обуславливает подбор музыки для DX200: некоторые стили музыки просто не записывают с подобающим этому устройству уровнем. В общем, по критичности к качеству записи, этот плеер получает 9,5 баллов из 10 (полбалла из-за чуть смягчённых ВЧ, дающих шанс откровенно проблемным трекам).

По традиции несколько треков в роли примера

Jeff Beck — Brush with the Blues. Классика блюз-рока от виртуоза жанра — именно то, что хорошо подходит для DX200. Глубокие фоновые ударные, легкая перкуссия и гитарные пассажи — в общем, все сильные стороны DX200 раскрываются по максимуму. Сочетание разноплановых инструментов в подаче этого плеера даёт просто ошеломительный эффект, невероятно погружая в музыку.

Luciano Pavarotti — Nessun Dorma. Вот не люблю я классическую оперу, если брать её «в целом», видимо, не дорос ещё до понимания этой музыки. Но отдельные арии, особенно в идеальном и бескомпромиссном исполнении, в моей коллекции имеются. Естественно, в их число не могла не войти «Пусть никто не спит», не даром эта ария установила рекорд для классической оперы, заняв второе место в UK Singles Chart. Конечно же, нейтральная и детальная подача плеера как нельзя кстати подходит для этой музыки, ведь голосу Паваротти не нужны никакие дополнительные «украшения».

Genesis — Dreaming While You Sleep. Трек, достойный включения в любую тестовую подборку. Конечно, Genesis эпохи «We Can’t Dance» — это уже не та группа, что подарила нам все те иконы жанра арт-рока, но Фил Коллинз своё дело знает. Да, это поп-музыка, но поп-музыка интересная, сложная и многоплановая, со множеством интересных ходов. Тут нейтральный и техничный DX200 также показывает себя во всей красе, отыгрывая и глубокую бас-партию, и проникновенный вокал, и все богатство гитары, скромно прячущейся на втором плане.

Выводы

iBasso доказали, что они по-прежнему являются одними из лидеров рынка портативного аудио, по крайней мере если оценивать по звуку. Конечно, у плеера есть ряд программных недостатков, каковые, я думаю, будут решены в будущем, но уровень его звучания очень и очень велик. Это играет с плеером злую шутку, делая его очень критичным к качеству записей, но это неотъемлемая плата за тот звук, что он предлагает.

Update Кстати, если вы не чураетесь экспериментов и хотите выжать максимум из DX200 в области работы со сторонними плеерами — рекомендую вам эту кастомную прошивку. Помимо изменений в USB Audio там сделан ряд приятных добавлений типа Google Play и поддержки режима USB Mass Storage.