Обзор наушников Dunu DK-3001 — король горы

Я уже даже и не вспомню, когда Dunu объявили о своих планах выпустить несколько новых многодрайверных гибридов, если не ошибаюсь, то с тех пор прошло что-то около двух лет. В прошлом году нас порадовали DN-2002, а в этом наконец-то свет увидели 3001, не выпускать сырых версий — это принцип Dunu Topsound, поэтому доводка моделей занимает у них так много времени. Давайте посмотрим, что же в итоге получилось.


Конечно, Dunu не привыкать к решению сложных инженерных задач в области персонального аудио — помимо собственных продуктов, компания также активно занимается OEM-производством для именитых игроков рынка, но согласовать 4 разнотипных излучателя — задача весьма не тривиальная, а уж уместить их в эргономичный корпус — так и совсем тяжело. Хотя, пожалуй, интригу тянуть долго у меня не выйдет, скажу сразу, что Dunu смогли преодолеть все трудности и выпустить самые топовые наушники в своей истории. Ценник DK-3001 в магазинах переваливает за отметку в 500 долларов, хотя в данном случае стоит отметить, что не зря.

Технические характеристики

  • Излучатели: 1 х динамический (13 мм) + 3 х со сбалансированным якорем
  • Диапазон частот: 5 Гц – 40 кГц
  • Импеданс: 13Ω
  • Чувствительность: 110±2 дБ
  • Кабель: OCC медь, 1,2 м, сменный с MMCX коннекторами, в комплекте 2 штуки — обычный и балансный
  • Штекер: 3,5 мм TRS, 2,5 мм TRRS
  • Вес: 31 г

Упаковка и комплект поставки

Если в чём-то Dunu и поддерживают стабильность, так это в вопросах упаковки. Плотная коробка из чёрного картона, поверх — белая «обложка» с полиграфией и всё затянуто плёнкой, чтобы вы были уверены, что никто до вас наушники не использовал. Внутри лежат DK-3001, два провода (обычный и балансный), отличный пластиковый чехол-кейс, переходник на 6,3 мм, «авиационный» адаптер на 2 моноджека и насадки. Последние представлены парой пенок от Comply, стандартным пакетом SpinFit (4 пары) плюс ещё одна пара сразу надетая на наушники, 3 пары белых силиконовых насадок и 3 пары насадок серых (отличаются от белых по звуку). Как видите, комплект поставки даже больше, чем можно себе вообразить.

Дизайн и удобство ношения

После выхода DN-2002, вышибавших своей посадкой слезу даже у некоторых мотиководов со стажем, дизайнеры Dunu поняли, что так жить нельзя, и напрягли свою креативную железу, выдав в результате самые удобные наушники в истории компании и одни из самых удобных по посадке «универсалов» вообще. Иногда, глядя на корпуса тритысячипервых я не могу понять, где там размещаются 3 арматуры — настолько он маленький и компактный (конечно, относительно, ведь надо ещё где-то размещать 13-мм динамик). Форма, я думаю, понятна из фотографий: плоский диск с интересной фаской, из которого выходят угловые звуководы. Последние, к сожалению, не имеют никаких выступов, и, возможно, со временем наушники будут подвержены стандартной для гибридов Dunu проблеме — слетающим насадкам, остающимся в ушах. Впрочем, пока что 3001 в сочетании со SpinFit после 3 месяцев эксплуатации ведут себя идеально, то ли диаметр звуковода подобрали правильно, то ли SpinFit круты — не знаю.

Корпус гибридов сделан полностью из металла, по утверждению Dunu, это сталь и не верить им оснований, пожалуй, нет. Наушники чуть тяжелей обычного, но благодаря грамотной посадке проблем этот вес не доставляет. Созданы DK-3001 исключительно для заушного ношения, если те же DN-2002 можно было посадить и проводом вниз (а, судя по размещению надписей и логотипов, именно такой вариант и предусматривался изначально разработчиками), то DK-3001 вольностей в этом плане не допускают. На мой взгляд, это разумный шаг, удобные решения надо насаждать даже насильно. Разумеется, качество сборки достойно всяческих похвал, всё выполнено абсолютно идеально.

Наушники весьма комфортны в ношении, особенно если вы подберёте подходящие насадки, проблемы могут быть только у обладателей совсем уж мелких ушей. Звукоизоляция — средняя, с одной стороны, сам корпус наушника отсекает часть шумов, с другой стороны — звуководы недлинные и посадка не самая глубокая. В общем, для обычного городского транспорта и шумных улиц DK-3001 будут хороши, а вот в метро, самолёте или стартовой площадке Space-X их будет недостаточно.

Разумеется, разработчики не могли облажаться и сделать модель данной ценовой категории без сменного кабеля. В DK-3001 используется совершенно стандартный MMCX, никаких выступов в коннекторах, как было в DN-2002, нет, поэтому провод можно подобрать любой. У Dunu есть свой собственный высококлассный кабель с MMCX, но на самом деле комплектные шнуры DK-3001 очень хороши. Конечно, они не витые, не прозрачные, лишены всего аудиофильского лоска, это просто очень качественные и удобные провода в стандартной силиконовой изоляции. Они оснащены большими участками с эффектом памяти, позволяющими сформировать удобные заушины, они не твердеют на морозе, практически не микрофонят и не запутываются. Кроме того, они оснащены фирменным резиновым язычком для смотки — что ещё надо для счастья? Отдельное спасибо разработчикам за включение в комплект провода с 2,5 мм TRRS, это сильно полезней, чем кабеля с микрофоном, которые продолжают пихать ко многим наушникам. Вот серьёзно, кто будет покупать наушники дороже долларов 200 для мобильного телефона?

Звук

Для прослушивания использовалось следующее оборудование.

Перед прослушиванием наушники были прогреты на протяжении 72 часов.

Согласование 4 излучателей — это, однозначно, задача не из лёгких, и добиться их когерентной работы получается далеко не у всех разработчиков (банальный пример — сонмище недорогих гибридных моделей из Китая, там стыки диапазонов излучателей слышны сходу). Но для Dunu подобные задачи проблемы не составляют, что и неудивительно с их опытом — DK-3001 звучат очень целостно и монолитно, вполне на уровне лучших по этому параметру моделей. Если же говорить в целом о подаче данной модели, компания продолжает движение по взятому вектору — уход от окрашенной подачи и переход к более нейтральному звучанию. Впрочем, DK-3001 всё-таки остаются немного вкусовыми, благодаря лёгкому акценту на НЧ.

Безусловно, важную роль в восприятии этой модели играют насадки, благо тут есть из чего выбрать. Comply по традиции немного приглушают ВСЧ- и ВЧ-диапазон на радость ВЧ-фобам. SpinFit — наоборот, подчёркивают концы частотного диапазона, придавая звук больше драйвовости. Стандартные однофланцевые насадки балансируют где-то между этими двумя полюсами, при этом серые чуть больше акцентируют ВСЧ. Естественно, это всё верно для моих ушей, ваш результат может отличаться просто в силу физиологии. Перебрав все варианты, я остановился на SpinFit-ах, просто из субъективных вкусовых предпочтений.

Бас у DK-3001 глубок, силён и массивен. Конечно, это не бассхедная модель, созданная для массажа барабанных перепонок, но когда надо, эти малыши могут прилично рявкнуть, удивив и силой НЧ, и их проработкой. Я для себя уже давно вывел некоторую дихотомию в подаче НЧ, грубо говоря, наушники по подаче этой части диапазона могут быть или хлёсткими, или массивными. Конечно, в идеальном мире надо сочетать и то и другое, но на практике для создания «массы» нужно слегка замедлить скорость, что повлияет на хлёсткость. Мы же не ждём от супертяжа скорости бойца-легковеса. У DK-3001 бас чуть-чуть смещён в сторону «массы», на мой слух, это лучший вариант, так как более естественно с точки зрения передачи реальных музыкальных инструментов. Впрочем, с разрешением и проработкой текстур у героев этого обзора всё практически идеально, если, конечно, это позволяет продемонстрировать источник. Бас отлично контролируется и придерживается своего места, не залезая на территорию других диапазонов.

Средние частоты я бы, пожалуй, охарактеризовал эпитетом «прозрачные». DK-3001 обладают удивительно реалистичной подачей и очень объёмной воображаемой сценой, которая позволяет инструментам раскрывать свой характер очень естественно, закрывая глаза можно с лёгкостью представить точное позиционирование источников звука. Наушники не склонны приукрашивать подачу (микроскопический налёт теплоты в звучании СЧ можно считать лёгким оттенком, примерно как палочка гвоздики в чёрном кофе), поэтому они передают именно то, что заложено в трек. При этом наушники избегают излишней мониторной сухости, которая характерна для недорогих гибридных моделей. DK-3001 хорошо акцентируют вокал, подчёркивая эмоции исполнителей, а особенно они хороши в передаче характера тембрально богатых инструментов.

ВЧ тоже заслуживают добрых слов. Конечно, это не DN-2000J, но в DK-3001 разработчики постарались сделать передачу «верхов» максимально насыщенной, детальной и естественной. Совсем уж записным ВЧ-фобам подобный шаг не понравится, но люди, не поражённые данной болезнью, точно оценят то, как точно и скрупулёзно эти гибриды отыгрывают высокочастотный диапазон. Такая манера добавляет композициям воздуха, насыщает музыку сложными обертонами и раскрывает потенциал перкуссии в насыщенных треках. Естественно, для этого сами треки должны быть безукоризненно записаны, а источник — безукоризненно отыгрывать атаки и затухания.

По традиции несколько кратких сравнений. Сравнивать несравнимое я, естественно, не буду, поэтому вот те модели, которые выглядят рядом с 3001 логично.

Dunu DN-2000. Первая попытка Dunu сделать «серьёзные» трёхдрайверные гибриды увенчалась успехом. DN-2000 обладают приятной, немного окрашенной подачей с акцентами на НЧ и ВЧ. У DK-3001 схожие акценты выражены меньше, за счёт этого новая модификация звучит естественней и более вовлекающе.

Dunu DN-2000J. Небольшой шаг в сторону, гибриды с более сухим и светлым звуком. DK-3001 не такие яркие на ВЧ и более массивны в области баса, также СЧ 3001 более эмоциональны, в то время как 2000J звучат суше и контрастней.

Dunu DN-2002. Опять шаг в сторону, но на этот раз большой, 2002 делают главный акцент на СЧ, их глубокие НЧ и верхний край частотного диапазона намеренно опущены, что в результате даёт приятно расслабленную подачу с акцентом на центре диапазона. С другой стороны — у них нет эффектности, присущей 3001, а их неудобная посадка стала почти легендой.

Oriveti New Primacy. Ещё одни трёхдрайверные гибриды, отличающиеся отличным комфортом и хорошим тюнингом. DK-3001 превосходят их в глубине НЧ, эмоциональности СЧ-диапазона и протяжённости ВЧ, но разница в цене составляет почти 2 раза, так что New Primacy уверенно выступают в своей нише.

Campfire Audio Andromeda. Наушники, ставшие почти легендарными эталонами мира IEM. Если вынести за скобки удобство (а к Andromeda есть небольшие вопросы по этому параметру) и оценивать чисто звук, то Andromeda звучат суше, особенно на НЧ. Их бас быстрей, более хлёсткий, середина более нейтральная, а ВЧ — чуть ярче.

Noble Kaiser Encore. Конечно, сравнивать модели с почти 4-кратной ценовой разницей занятие не сильно полезное, но я не могу не отметить, что у флагмана знаменитых Noble и DK-3001 прослеживаются некоторые общие черты (хотя и отдалённые). Несмотря на превосходство Kaiser почти во всём, он также звучит с лёгким смещением в теплоту и подкрашивает эмоции.

iBasso IT03. Как и с New Primacy, ценник тут почти в 2 раза ниже, но всё равно попытки сравнивать IT03 с DK-3001 будут («ведь они тоже гибриды»). DK-3001 звучат эмоциональней, теплей и менее сухо, предлагая более музыкальную подачу там, где IT03 пытаются брать голой техничностью.

Совместимость

Вообще-то, DK-3001 можно не без удовольствия слушать даже с простых мобильных телефонов, они не занимаются максимальным акцентированием недостатков тракта. Но хоть раз послушав их с хорошим плеером верхне-среднего или топового сегмента, возвращаться к чему-то проще не хочется. Именно плееры типа iBasso DX200 или OPUS#2 — это то, что нужно данной модели. Конечно, невысокий импеданс и хорошая чувствительность налагают требования к источнику, но у классных плееров проблем с DK-3001 не будет.

Жанрово наушники весьма универсальны, но стили с живыми инструментами вызывают в них эффект максимальной эйфории: джаз, блюз, фолк, классический рок — эти и многие другие жанры обретают с данными гибридами новую жизнь. К качеству записи наушники умеренно толерантны, по 10-балльной шкале где-то на 7 баллов.

Несколько традиционных треков-примеров

Van der Graaf Generator — La Rossa. Как я писал уже выше, особенно эффектно звучат в этих наушниках треки, насыщенные перкуссией. Ну а кто у нас отличается активным использованием подобных инстументов? Конечно же, арт-рокеры. Использовать King Crimson было бы банально, поэтому я выбрал ещё одну мегапопулярную группу и их трек с альбома Still Life. Прекрасное сочетание гитары, ударных и духовых, разложенное DK-3001 «по полочкам» сразу же влюбляет в себя и завораживает.

Postmodern Jukebox — Sledgehammer. Похоже, Скот Бредли со своим проектом разогнался на полную мощность и всеми силами пытается выйти на скорость один альбом в квартал. На свежей пластинке «Fake Blues» он продолжает переигрывать всё, что подвернётся под руку в своём очаровательном стиле, сочетающем кабаре, джаз и буги. Не избежал подобной участи и мегахит Питера Гэбриела, впрочем ему немного веселья явно пошло на пользу. Кавер прекрасно сыгран и так же хорошо записан, поэтому высококлассные наушники вроде обозреваемых помогают ему раскрыться в полной мере.

Miles Davis — New York Girl (On the Corner). Большинство матёрых ценителей джаза, говоря о Майлзе, сразу же подразумевают «Kind of Blue», на худой конец что-то типа «Bitches Brew» или «Sketches of Spain», хотя дискография великого артиста намного многогранней и в ней присутствуют удивительные бриллианты вроде «On the Corner». Выпущенный в 1972 году альбом является попыткой смешать академичность джаза и бурлящие ритмы улиц, которые как раз в то время торили свой путь из андерграунда в мейнстрим. Судя по тому, сколько популярных хип-хоп артистов черпало потом с этого альбома сэмплы, Дэвису удалось совместить столь разные вещи в гармоничный и увлекательный сплав. Этот альбом полон живой энергии, эклектики и неожиданных поворотов «сюжета», насыщен перкуссией и другими инструментами, поэтому DK-3001 справляются с ним блистательно, подчёркивая всю его многогранность.

Выводы

Да, DK-3001 очень дороги по меркам Dunu, но их качество сборки, комплект поставки, комфорт ношения и, конечно же, звук — полностью соответствуют этому уровню цены и во многом даже его превосходят. Так что Dunu Topsound очередной раз доказали, что они умеют создавать сложные решения в мире IEM, а нам остаётся с нетерпением ждать ещё полгода или год до выхода следующей модели DK-4001.