Первые компьютеры на базе российского процессора поступили в продажу

30 004 просмотра
Об авторе

Первые компьютеры на базе российского процессора Эльбрус поступили в продажу

Как там говорится в пословице? Лучше поздно, чем никогда. Российские компьютеры, созданные на базе процессоров Эльбрус-4С, поступили в продажу. В конце апреля в производство ушла первая партия серверов «Эльбрус 4.4», а теперь к ним присоединились ещё и персональные компьютеры «Эльбрус-401». Разумеется, эти компьютеры ориентированы прежде всего на нужды государственных предприятий и оборонного сектора, но никто не исключает, что в будущем появятся и компьютеры для рядовых потребителей.

Персональный компьютер «Эльбрус-401» создан на базе процессора Эльбрус-4С с тактовой частотой 800 МГц (пиковая производительность 50 Гфлопс) и предназначен для оборудования рабочих мест операторов, организации микросерверов и информационных терминалов, применения в промышленной автоматизации и в системах с повышенными требованиями к безопасности. В условиях информационной войны, разворачивающейся между крупными государствами в последние годы, именно вопрос безопасности ставится на первое место. Эксплоиты, содержащиеся в зарубежных процессорах, потенциально могут навредить любому государству, которое полагается исключительно на них.

Первые компьютеры на базе российского процессора Эльбрус поступили в продажу

Система снабжена 24 ГБ оперативной памяти с потенциальным увеличением этого объёма до 96 ГБ. В неё установлен жёсткий диск ёмкостью 1 ТБ и накопитель mSATA на 128 ГБ. Видеосистема в компьютере представлена картой ATI Radeon 6000-й серии. «Эльбрус-401» поддерживает подключение до 8 USB-устройств, исполнено в корпусе MiniTower, а его пиковая потребляемая мощность заявлена на уровне 450 Вт.

Первые компьютеры на базе российского процессора Эльбрус поступили в продажу

В серверах «Эльбрус 4.4» установлено четыре процессора Эльбрус-4С. Они поддерживают объём оперативной памяти до 384 ГБ. Работают сервера под управлением операционной системы «Эльбрус», которая была создана на базе ядра Linux. В комплекте поставляется необходимое для работы и диагностики оборудования программное обеспечение. «Эльбрус 4.4» поддерживает установку других операционных систем, включая Windows и различные варианты Linux.

Первые компьютеры на базе российского процессора Эльбрус поступили в продажу

Приобрести компьютеры и серверы пока могут лишь юридические лица, а когда в продажу поступят потребительские решения, представители компании МЦСТ пока не сообщают. Разумеется, стоимость вычислительных решений в открытом доступе не публикуют и предоставляют потенциальным покупателям лишь по индивидуальному запросу.

Первые компьютеры на базе российского процессора поступили в продажу

Приложение
Hi-News.ru

Новости высоких технологий в приложении для iOS и Android.

88 комментариев

  1. curious 2

    800МГц это мало, ошибки нет?

    • Сергей Грэй

      Нет. Ошибки, к сожалению нет.

      • Vlads

        Сергей, вы немного ошиблись в статье... Цена 200 тысяч это за 500гб. Жесткий диск без ssd накопителя. 128 ssd это за отдельную плату... То есть за 200тысяч получаем 24гб. Оперативной памяти, 500гб. Жесткий, процессор построенный на морально устаревшем техпроцессе 800мгц и корпус в подарок... И все это 50гФлопс... Для сравнения mac pro в минималке стоит 180 тысяч и у него мощность... 300гФлопс... По моему это развод на деньги. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

        • Fyodor

          250 тысяч, я уточнял цену, и там еще монитор Acer 23" и клава с мышкой.
          50 гФлопсов там нет, надо внимательно читать, это при одинарной точности (32 бит) а сейчас у всех 64-бит, при которых у них только 25 гФ, у core i5 для сравнения 200 получается. Если денег нормельно, можно 8-ядерник на Intel i7 5960x, это будет примерно 360 гФ, по цене от 110 тысяч рублей.

    • danilkinoff

      Частота, на сколько я помню, сейчас не показатель, нужно смотреть другие параметры. В другой статье читал, что этот процессов сопоставим с i3 Ivy Bridge

    • ken939

      Вообще не имеет значения, поскольку архитектура определяет все.
      Камушек, как сообщает производитель, выполняет до 23 операций за такт. А вот это очень серьезно.

      • Сергей Грэй

        Кстати, да. Я не большой специалист в микропроцессорах. Объясните мне, насколько это хорошо - выполнять 23 операции за такт? Можно сравнить этот показатель с другими процессорами мировых производителей?

        • MITKA

          В том то вся и прелесть, в то время когда АМД и Интел гонятся за мегагерцами (получают производительность "грубой силой"), Эльбрусы берут свое "логикой и архитектурой", распараллеливанием процессов из-за этого столько слотов оперативной памяти поддерживает 3-х канальный режим.

      • KRYPTO

        KEN939, архитектура и частота - взаимодополняющие (или взаимоисключающие) вещи. Хорошая архитектура и низкая частота не лучше плохой архитектуры и высокой частоты, и уж тем более хорошей архитектуры и высокой частоты.

        Архитектура у Эльбруса должна быть просто безупречной, чтобы нивелировать столь низкую, если не критичную, частоту.

        Другой вопрос, что процессоры предназначены для военных, где большинство операций, наверняка, проводится "реальным режимом" (т.е. однопотоковым аля DOS), для чего не нужна многопотоковая обработка информации. Поэтому такой компьютер, вполне возможно, для военных подходит, но не для гражданских.

        • casio

          Как рас наоборот. Эльбрус - это суперсколярный процессор, и однопоточные приложения будут выполнятся на нем крайне медленно (малая частота). У военных большинство задач многопоточны. (отслеживание множества целей одновременно например) им надо одновременно обрабатывать кучу несложных расчетов , поэтому нужно куча оперативки и куча ядер (не 4-6 как в интелах) а 20 или 50.

          • gutalien

            Эльбрус-4С четырехядерный же. В процессоре нет аппаратной аналитики для разбиения на потоки, все делает заранее компилятор, поэтому любая задача (программа) автоматом будет многопоточной. При этом эффективность компилятора можно повышать сколько угодно долго, без апгрейда аппаратной части, т.е. процессора. Т.е. теоретически возможно увеличить производительность за счет эффективности компилятора. Другой вопрос, что выйгрыш будет минимальный, теоретически.

            Если подходить к сравнению с другой стороны, то сейчас невозможно построить аналог с 4-ядерным процом на существующих комплектующих. Можно на 8-ядерном, но даже он не будет иметь такой резерв по апгрейду памяти например.

          • KRYPTO

            casio, ядерный щит, насколько я слышал служа в штабе, как раз обслуживается "реальным режимом". А если им и нужна многопотоковая обработка данных, то, вероятно, сгодятся и 800 Мц,

            Требования и задачи у армейского харда несколько иная, нежели у персонального.

    • ken939

      Для сравнения, интеловские процы (все тесты на 32 разрядах):

      Intel Core 2 Duo E6600 2,4 ГГц, 2 ядра (2006) — 19,2Гфлопс
      Intel Core i3-2350M 2,3 ГГц (2011) — 36,8 Гфлопс
      Intel Core 2 Quad Q8300 2,5 ГГц, 4 ядра — 40 Гфлопс
      Intel Core i7-975 XE (Nehalem) 3,33 ГГц, 4 ядра (2009) — 53,3 Гфлопс
      Intel Core i5-2500K (Sandy Bridge), частоты 3,3–3,7 ГГц — 105,6–118 Гфлопс
      Intel Core i7-4930K (Ivy Bridge), частоты 3,7–4,2 ГГц, 6 ядер — 130—140 Гфлопс

      • Сергей Грэй

        Вот спасибо за сравнительные цифры :) Очень наглядно видно теперь, что Эльбрус где-то на уровне i7 (2009) работает :) Весьма достойно для первого российского процессора, я считаю.

        • pandorr

          Сергей, тут некоторые смотрят на цифры не понимая их сути. Во флопсах считаются операции с плавающей запятой. Тут же, судя по тому что на сайте - чистой воды кидалово с маркетинговыми циферками, а именно - выполнение команд. К слову - Z80 8ми разрялдный с 3,5 МГц умел в некоторых случаях 4 операции за такт делать, но вот с плавающей точкой ему от 2х до 10 тактов надо было на операцию. Понял разницу?

          • programmer78

            К слову, вы что-то путаете.
            Самые быстрые команды на Z80 выполнялись за 4 такта. Конвейера не было там. Т.е. следовать принципу "одну ягоду беру, на вторую смотрю, третью замечаю, четвёртая мерещится" и класть на каждом такте по одной ягоде в корзину (читайте выполнять по одной команде) там было нельзя. Про суперскалярность (возможность на микроуровне распараллеливать выполнение команд, которые не зависят друг от друга и от результатов предыдущей(щих) пачки(пачек) команд) речи вообще там не шло в принципе.

            Из известных плюшек, которым люди радовались, там были теневой банк регистров (позволяющих в обработчике прерываний не сохранять все регистры и не восстанавливать их при выходе), команды типа LDIR и LDDR, которые позволяли автоматизировать копирование больших блоков памяти не тратя время на циклы, да ПЗУ (применительно к ZX Spectrum), в котором всё было написано до нас.

            • pandorr

              Сколько умных слов для читателей которые знают что такое супер но что такое скплярность... В свое время я на асме под z80 писал много. Вы удивитесь, но их используют до сих пор и они есть даже 32разрядные не потеряв совместимости. Я не о том. Кто читал внимательно а не восхищался цифрами то что на сайте у производителя: 1-для чего ПРОЧТИТЕ, сравнение с Атомом (ими же написаным тестом) где он обгоняет Атом в 4 раза. АТОМ. Про какие коры вы говорите? Кассовые аппараты, лёгкие тонкие клиенты(кто не знает что это такое - гугл в помощь) ФСЕ.

              • programmer78

                Важно не то, сколько умных слов, а факт, что никаких 4 инструкций за такт в Z80 не было (это и есть суперскалярность). И даже 1 инструкции за такт не было. Было минимум 4 такта на инструкцию (для большинства инструкций больше тактов требовалось). И это в некотором смысле ситуация обратная той, о которой вы сказали.

              • gutalien

                На сайте производителя с Атомом сравнивается процессор Эльбрус-2С. В статье говорится о 4-ядерном Эльбрус-4С, в разработке сейчас Эльбрус-8С.

                Сравниваются однотипные решения. Для 2С это Атом и мобильный Пентюх. Вы ведь не будете сравнивать производительность i7 и атома, чтобы дать специалистам сертифицированные тесты для сравнительной оценки? :)

        • MITKA

          Немного не так 50Гфлопс это 32 разряда, в 64 уже 25...
          У процессора пока очень узкое применение - мощные вычислители, работа с массивами данных, для среднестатистического обывателя не пойдет. Будем ждать дальнейшего развития ;)

        • Fyodor

          Intel Core 2 Duo E6600 2,4 ГГц, 2 ядра (2006) — 19,2Гфлопс
          Intel Core i3-2350M 2,3 ГГц (2011) — 36,8 Гфлоп

          он между этими, у Эльбруса 25 гФ в 64 битных

      • curious 2

        флопсы уже устарели как эталон.
        Нужны тесты реальных приложений.

      • Geo

        Вот читаю все это и удивляюсь )
        Ну какие гигагерцы, дорогие пользователи, какие гигафлопсы?
        Операционки перегружены сейчас до безобразия: старые системы выполняются по несколько сразу в параллельном режиме на современных процах, в то время как современные восьмерки и десятки периодически задумываются и одному Биллу известно что там делаю! )))
        Такой мощи при нормальной операционке хватит еще на долгие годы развития такой системы!
        Даещь в народ новую российскую операционную систему "ЭльбрОС"!!! ))) Российский рынок электроники потихоньку возрождается (если его не придушат). Современные условия экономических воздействий реанимируют нормальную жизнь страны, надо просто всем немного постараться, как это было в начале-середине прошлого века!

  2. Nail_64

    Ни хрена се оперативки))

    • Pendelf

      Я тоже не понял нафига столько

      • Сергей Грэй

        Наверное, чтобы работать с большими массивами данных. Компьютер-то предназначен для промышленного и военного использования прежде всего.

      • danilkinoff

        Например, большой объем оперативки нужен для работы с базами данных. Вы можете загрузить часть базы данных или всю базу в оперативку и значительно ускорить все операции, выполняемые с ней

  3. Dimmitrius

    Хотя бы так

    • Сергей Грэй

      Ну, если их спонсировать хорошенько в течение длительного времени, может быть однажды и выдадут что-нибудь массовое для отечественного потребителя. А пока хотя бы для оборонки безопасные процессоры без возможности взлома извне сделали - и то хлеб.

      • Dimmitrius

        Это да, но с другой стороны, более и не требуется скажем для минфина или других министерств и ведомств. Там требуется просто безопасное офисное оборудование. А количество МГц при их работе качественно не влияет на работу.

        • Hell-Fire

          У них не будет выбора, разрабатывать лучшее по любому будут иначе производство будет становиться сверхубыточным, а это закрытие разработки, на которую кучу денег влили и скорее всего будут искать виновных и сажать, а там любой может под раздачу попасть. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

      • Dimmitrius

        А для оборонки должны существовать специальные устройства, не думаю что увеличение количества МГц может составить проблему, если речь идет о таком уровне безопасности.

  4. Сергей Грэй

    Кстати, вот более подробные данные по процессору: http://www.mcst.ru/mikroprocessor-elbrus4s-gotov-k-serijnomu-proizvodtstvu

    • pandorr

      Кроме как лёгким сервером тут не пахнет. Реальная производительность чуть ниже pentium III. Так что пока да-только оборонка и распил бабла. И это... Есть в нем что-то от AMD K5 (ДИЗАЙН)

      • Сергей Грэй

        Главное про Украину опять не начинайте, как вы любите. Дизайн от АМД совершенно оправдан. Если я не ошибаюсь, часть оборудования для производства была закуплена именно у этой компании.

      • ken939

        Фэйспалм.
        Какой нах пень 3, если речь идет о совершенно иной архитектуре? Пень 3 с производительностью 50 гфлопс?))
        Это как сравнивать велосипед и бульдозер - скорость езды примерно одинаковая!

        • pandorr

          какая новая архитектура. Акстись :) это обычный Х86\Х64 совместимый проц. От того как он изготовлен набор основных команд не меняется. (Для не вседующих - винда станет ТОЛЬКО на Х86 и иже с ним), так как это не кросплатформенная вещь

          • Сергей Грэй

            x86 там эмулируется, насколько я понимаю. Архитектура уникальная.

          • Bleizard

            Сударь, а вы зашли на сайт глянули как там запускается винда? Вот вам цитатки, чтобы вам не пришлось искать: "Процессор Эльбрус-4С поддерживает аппаратно-програмную двоичную трансляцию кодов Intel x86 и Intel x86-64 в коды для исполнения на процессоре с архитектурой "Эльбрус"."

  5. i am

    Извините что не по теме, но почему вы напрочь оказываетесь публиковать новость о крушении Прогресса? (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

    • ohoho

      еще небыло крушения, он только завтра упадет, чо раньше времени паниковать-то.

    • Сергей Грэй

      Ну а чего про него писать? Рассказать вам, как он падает? :) Мне кажется, что эту новость сейчас и так все мусолят. Упадёт - может напишем по итогам. А сейчас просто не о чем говорить ещё.

      • Smith

        Напишите тогда научную статью о том, как Игорь Сечин зарабатывает 15-20 миллионов рублей в месяц (это только официальный оклад без премий) :)

        • Сергей Грэй

          Я политику терпеть не могу. Спасибо. Не надо.

        • Hell-Fire

          Спецом делают, чтоб воровать меньше стали и впринципе результаты какие-то есть, так что не лезьте в чужой кошель. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

          • KostyaKostya

            Нету у него своего кошеля, зато есть доступ к народному кошелю) хаха по поводу меньше стали воровать поржал) хотя да, если в валюту переводить то действительно меньше)) кстати офигенная схема- рубль завалили- коррупция в долларовом эквиваленте снизилась)))

        • Rambler

          Это не научит тебя зарабатывать миллионы рублей.

  6. Temk@

    А разгонят можно его интересно. Да и рабочие температуры то что в России надо

    • Hell-Fire

      После разгона появляется водопроводное отверстие у радиатора и можно отапливать/давать гррячую воду на целый микрорайон. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  7. Pendelf

    А операционка на основе ядра Linux не беспокоит?
    Надо было и ось делать с нуля

    • Сергей Грэй

      Операционная система на базе Линукса куда безопаснее, чем, например, Windows. Она открыта и в ней сложно остаться незамеченным вирусам и различным вредоносным программам :) Они попросту не смогут незаметно внедрить свой код, не оставив следов. Так что выбор ОС вполне оправдан и правилен.

    • vinsanity

      только зачем? чтоб выкинуть пару лярдов и сделать че то дырявое... пусть берут проверенный вариант, что впрочем и сделали...

      • Pendelf

        А зачем тогда делать свой процессор, проще взять проверенный вариант
        Дичь какую то написали

        • vinsanity

          В чем дичь? где вы видели, что технологии про-ва процессоров кто то делает открытым? в отличие от UNIX ориентированных ОС, в частности Linux. Где исходный код открыт для всех и поднять свою ось можно быстро... Этот Эльбрус 30 лет пилили... и что то напилили наконец... Если было б так все просто, китайцы бы давно уже штамповали тоннами процессора, ну что то пока не штампуют особо...

  8. storm X

    Небось будет такая советская гудящая махина (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

    • Сергей Грэй

      Ну на фотографиях же изображён и компьютер и сервер :) Нормальных размеров машина, как вы можете видеть. Довольно стандартный корпус.

  9. 3DPascal

    Молодцы конечно, но это бесполезно, разве что военным пригодится, но войну я опять же не поддерживаю. Запад они не догонят, так как у них очень много опыта и свои системы они развивали несколько десятков лет, так что конкурировать на рынке и поднимать экономику страны это изобретение не будет.

    • Сергей Грэй

      Ну почему же не догонят запад? :) На это могут уйти десятилетия, но со временем мы таки можем нагнать и даже обогнать наших западных партнёров. Я в жизни усвоил только одно: в этом мире возможно всё.

      • 3DPascal

        То что возможно всё - это верно, даже телепортация возможна и мир без войны, но возможности при нынешней ситуации в стране не внушают оптимизма. Если бы миллиарды не увозили за границу, а вкладывали куда надо, тогда да, Россия была бы самая лучшая по всем параметрам, у каждого гражданина был бы золотой туалет;) Вот только жиды не хотят менять мир, им и так неплохо.

      • iot1.blogspot.ru

        Да не нужно это (МЦСТ имею ввиду), у госпредприятий другая задача все таки

  10. vinsanity

    Так архитектура какая? ARM? Судя по частоте и линуху... если так, то узкопрофильная вещь под оборонку сделали наверное, которую еще надо затачивать под что то конкретное... и смысла делать свое ОС нет, потому что она в любом бы случаи была бы на Linux, много чего уже на линукс слепили и лицензируется спокойно фэйсбэ. Сомневаюсь что это декстопная вещь для бабушек всяких ФГУПОВ)

    • casio

      Нет там архитектура "эльбрус" видимо что то на основе SPARC. На ARM при такой частоте не выдал бы и 1 Гфлоп/с. Соответственно обычный линух не заработает, вот и запилили свою. Да узкопрофильная вещь, ну а как же без этого.

    • pandorr

      написано же, что Вин стать может. Значит архитектура Х86\64

    • Nokiandr

      http://www.elbrus.ru/arhitektura_elbrus (отправлено из приложения Hi-News.ru)

      • KRYPTO

        О, интересно. Спасибо.

        • pandorr

          если кому интересно : Для подсчета максимального количества флопсов для процессора нужно учитывать, что современные процессоры в каждом своём ядре содержат несколько исполнительных блоков каждого типа (в том числе и для операций с плавающей запятой), работающих параллельно, и могут выполнять более одной инструкции за такт. Данная особенность архитектуры называется суперскалярность и впервые появилась ещё в самом первом процессоре Pentium в 1993 году. Процессор конца 2000-х годов, Intel Core 2, также является суперскалярным и содержит 2 устройства вычислений над 64-разрядными числами с плавающей запятой, которые могут завершать по 2 связанные операции (умножение и последующее сложение, MAC) в каждый такт, теоретически позволяющих достичь пиковой производительности до 4 операций за 1 такт в каждом ядре[9][10][11]. Таким образом, для процессора, имеющего в своём составе 4 ядра (Core 2 Quad) и работающего на частоте 3,5ГГц, теоретический предел производительности составляет 4х4х3,5=56 гигафлопсов, а для процессора, имеющего 2 ядра (Core 2 Duo) и работающего на частоте 3ГГц — 2х4х3=24 гигафлопса, что хорошо согласуется с практическими результатами, полученными на тесте LINPACK.

          Более новые процессоры могут исполнять до 8 (например, Sandy и Ivy Bridge) или до 16 (Haswell) операций на 64-битными числами с плавающей запятой в такт (на каждом ядре)[11].

          Итого 4х16=64 умнодите сами на частоту?

  11. Pakrentos

    800 мгц и 96 гб озу... От крайности в крайность (отправлено из Android приложения Hi-News.ru)

    • Hell-Fire

      Сейчас не так всё просто как 10 лет назад, даже тогда честные мегагерцы амд и интела отличались сильно, где-то лучше где-то хуже. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  12. alexshmalex

    Микрокоманды вредоносные прошиваются в мостах. Какие там чипы?

  13. Сергей Грэй

    Тем временем, стало известно, что персональный компьютер "Эльбрус-401" обойдётся покупателям в 200 тысяч рублей. Позднее, когда компьютеры начнут производить серийно, ценник сильно снизится. Компания МЦСТ уже работает над следующим поколением процессоров Эльбрус-8С с производительностью более 150 Гфлопс. Они будут доступны для тестирования в конце 2015 года.

    • Hell-Fire

      Персональный, не есть массового потребления, так-что думаю цена себя оправдывает(с учётом, что сделано нашими) (отправлено из приложения Hi-News.ru)

    • Penetrator

      Intel Core i7-5960X (Haswell), частоты 3,0-3,5 ГГц (2014) — до 350 гигафлопсов (теоретический пик 384 ГФлопс на 3 ГГц).

      Если x86-64 эмулируется => делите проиводительность в n раз...

  14. Rambler

    Желаю производителям российских компьютеров творческих и финансовых успехов.

  15. badpandagu

    в то время как Сколково бороздит просторы бюджета...

  16. SoundKiller

    Многие (если не большинство), которые начинают сравнивать процессоры со всякими "корами" - очень сильно ошибаются. В статье несколько раз сказано - процессор предназначен не для обычного обывателя, а для военных и промышленных нужд, где нужна маскимальная безопасность и высокая скорость работы с массивами данных. Для того и такое количество оперативной памяти, а так же 4 процессора. Загвоздка в том, что военная промышленность благодаря таким нововведениям теряет зависимость от потенциального врага.

  17. snow1eopard

    Для того что бы избавится от закладок, нужно разрабатывать все свое, любая левая микросхемка - потенциальная закладка, любой левый порт - потенциальная закладка. Тот же жесткий диск - потенциальная закладка. Это конечно все правильно, нужно свое, но в данном случае свое тут должно быть, от А (свои контроллеры и железо) до Я (операционка и все программы в ней). Не так давно была выявлена потенциальная угроза при использовании USB в любом виде, по сути любой желающий через этот USB может входить и делать что угодно, просто потому, что данный узел никто, ничем и никогда не контролировал. Поэтому, все это справедливо только когда полностью свое, хотя и не спорю, нужно хоть с чего-то начинать.

  18. s1t1n

    А я очень рад за наших. Стелс древней ракеткой сшибли , ну а почему нельзя Эльбрусом по интеламдам ...

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.