Элон Маск забраковал батареи самолета Dreamliner 787

Мощные литий-ионные батареи, используемые на борту самолета Boeing 787 Dreamliner попали под пристальное внимание за последнее время. Несколько пожаров, вызванных батареями, привязали самолеты всего мира в разных точках к аэропортам и сделали скидки на авиабилеты практически невозможными. И хотя японские инженеры обещают, что найдут любые заводские проблемы с батареями, глава SpaceX и Tesla Motors Элон Маск — конкурирующий с Boeing в коммерческом освоении космоса — считает, что проблема куда глубже.

«К сожалению, архитектура батарей, используемых Boeing крайне небезопасна», ­— рассказал Маск в интервью Flightglobal. — «Большие ячейки лишены достаточного пространства между ними, поэтому не могут изолировать ячейки от теплового эффекта домино. Это означает, что нужно только время, прежде чем начнут происходить аварии такого рода».

Что примечательно, автомобили Tesla используют литий-ионные аккумуляторы с тысячами крошечных ячеек по сравнению с восемью ячейками на борту 787 «боингов». Хотя в большинстве электромоторов используется гораздо меньшее количество ячеек, Tesla заявляет, что небольшие по размерам ячейки повышают надежность и обеспечивают эффективное распределение тепла.

«Когда тепло уходит из большой батареи, пропорциональное количество тепла высвобождается и по соседству, поэтому очень трудно предотвратить эффект домино, который подожжет всю конструкцию», — говорит Маск.

«Я бы сказал то же самое», — говорит Дональд Сэдоуэй, профессор химии материалов Массачусетского технологического института, эсперт в области батарей, связавшийся с Flightglobal. — «Я бы сказал то же самое. И я рад, что некто с такой репутацией выразил мои мысли. Он сработал батареи Tesla, чтобы предотвратить эффект домино, а вот у Boeing, похоже, нет таких инженерных возможностей».

Не так давно Сэдоуэй предложил Boeing включить активную систему охлаждения или перейти на другую технологию батарей — никелевых-гибридных.

Тем не менее, главный инженер проекта 787 уверен, что батареи были разработаны с должной щепетильностью и вниманием:

«Я разработал батарею, которая не подведет, и дал ей шанс, чтобы посмотреть, какие вопросы появятся дальше», — сообщил Майк Синнет (Mike Sinnett). — «Потом я разработал батареи, в которых отказ работы одной ячейки не затронет другую. Потом я понял, что ошибся, и что он затронет другую, и разработал особую структуру и систему безопасности, которая объединила все ячейки, и с которой должен справиться самолет».

Напомним, что SpaceX конкурирует с Boeing и Lockheed Martin, которые заключили правительственный контракт на доставку астронавтов на МКС, и с этой точки зрения критика Маска по поводу батарей 787 выглядит обоснованно.

«Они полагают, что все под контролем, а я вот уверен, что у батареи с крупными ячейками есть очень серьезная проблема с безопасностью».

Хотя все литий-ионные батареи используют крупные ячейки, батареи Dreamliner должны заменить систему гидравлики, доселе невиданную на самолетах. Маск не предлагает решение проблемы, но говорит о том, что Boeing отказалась от помощи Tesla и SpaceX. Темная получается история.

Источник: theverge.com