#интервью | Элон Маск и его миссия на Марс

Когда человек говорит вам о времени, когда он будет выращивать овощи на марсианском огороде, вы начинаете беспокоиться о его психическом здоровье. Но если тот же самый человек отправил ряд ракет и все они достигли Марса, причем отправил их в лучших традициях Бонда, с небольшого островка в Тихом океане, — вам придется искать другой диагноз. В этом вся суть экстремального предпринимательства: есть очень тонкая грань между безумием и гениальностью, и вам нужно немного того и другого, чтобы действительно изменить мир.
Андерсон: Давайте поговорим о том, куда все это идет. Вы снизили стоимость запуска ракеты в десять раз. Допустим, вы сможете снизить ее еще больше. Как это изменит игру? Вы открываете новый рынок?

Маск: Именно.

Андерсон: Какие проблески нового рынка вы видите?

Маск: Например, спутники. Есть много применений для спутников, которые включаются в игру со снижением расходов: больше телекоммуникаций, больше вещания, лучшие прогнозы погоды, больше научных экспериментов.

Андерсон: То есть, обычный рынок спутников — но больше и дешевле.

Маск: Куда интереснее перспектива частных космических полетов.

Андерсон: Вы имеете в виду туризм?

Маск: Да, но как по мне, туризм — это уничижительное слово. Можно сказать, что большая часть государственных полетов была туризмом. Моя основная цель, в которую я верю, — основать жизнь на других планетах.

Андерсон: И Dragon, космический корабль, который пристыковался к МКС в мае, это один из многих шагов на пути к пилотируемому полету на Марс.

Маск: Да. Сила двигателей на Dragon такова, что они могут унести судно подальше — то есть оторваться от ракеты с очень хорошей силой. С такой же, которая сравнится по мощи со сверхзвуковым ретро-двигателем для посадки на Марс.

Андерсон: Вы могли послать Dragon на Марс вместо МКС?

Маск: Да, но он бы летел очень медленно, а когда прилетел, не смог бы сесть. Сделал бы кратер.

Андерсон: Проблема в остановке, когда вы добираетесь до пункта назначения?

Маск: Вторая версия Dragon, которая будет готова в три года, сможет это сделать. Но на самом деле, если человечество хочет произвести фундаментальный прорыв и стать мультипланетарным, должна появиться быстрая многоразовая ракета. Без нее космические перелеты будут в два раза дороже, чем должны.

Андерсон: Серьезно?

Маск: Представьте, что вам нужен был бы каждый раз новый самолет для перелета. Летать смогли бы немногие.

Андерсон: Насколько дорого обходится топливо?

Маск: Стоимость топлива на Falcon 9 составляет примерно 0,3% от всей цены. Посему, если ракета стоит 60 миллионов долларов, топливо обойдется в пару тысяч долларов. Это с реактивным ракетным топливом, которое стоит в три раза дороже обычного реактивного. Следующее поколение ракет могло бы использовать более дешевое топливо, а главное — использоваться повторно.

Андерсон: Вы делаете заявление прямо сейчас, что ли?

Маск: Я надеюсь, что мы сможем представить такую конструкцию в следующем году. Я хотел бы подчеркнуть, что это одна из целей SpaceX — я не говорю, что мы сделаем это. Но верю, что вполне можем. И для человечества это будет достижение, сопоставимое с тем, что сделали братья Райт. Это первое, что нужно сделать людям, чтобы стать космической цивилизацией. Америка никогда не была бы колонизирована, если бы корабли были одноразовыми.

Андерсон: А космический шаттл не многоразовый?

Маск: Многие думают, что он многоразовый, но в основном их выкидывают сразу после полета. Даже те части, которые остаются, настолько сложно переделать, что их перевозка обходится в четыре раза больше того, что за них можно выручить после модернизации.

Андерсон: Это как плыть на колумбовских кораблях, а назад возвращаться в спасательной шлюпке.

Маск: Мы начали тестирование кое-чего под названием Grasshopper Project, это первая стадия Falcon 9, на которой он сможет садиться и взлетать вертикально.

Андерсон: Огромная ракета, которая садится вертикально? Твою ж налево.

Маск: Да, налево. Выходит на орбиту, разворачивается, перезапускает двигатели, устремляется к земле, включает посадочные двигатели и садится вертикально.

Андерсон: Это прям какой-то «Незнайка на Луне». Похоже на то, какими должны быть космические полеты.

Маск: Совершенно верно.

Источник: wired.com