Рассказ очевидца: каково это — «жить на Марсе»?

Рассказывает Кристиан Хейнике. Я часть команды, имитирующей жизнь на Марсе. Наш дом на целый год представляет собой жилье диаметром 12 метров в месте, где осуществляется имитация космических условий на Гавайях, на марсоподобных склонах Мауна-Лоа. Мы пробудем здесь до следующего августа. Единственные люди, которых мы увидим за это время, будет наш экипаж из шести человек.

Праздничный ужин под куполом

И все же зачастую на погоду можно не обращать внимание, и больше задумываешься об условиях жизни: бывают времена, когда 40-минутная задержка связи между нами и центром поддержки тянется целую вечность, но именно столько вам придется ждать, если вы будете на Марсе, из-за большого расстояния между планетами. Нужна информация о том, как что-то починить? Придется подождать, потому что на Марсе не будет простого «загугли». У нас имеется обширная электронная библиотека, но любой запрос информации, которой она не располагает, приходится отправлять в центр поддержки миссии.

Обычно они отвечают быстро, но в случае с трудными запросами может потребоваться несколько вариантов писем, пока вы не объясните свою проблему так, чтобы получить полезный ответ. На Земле вам достаточно было бы взять телефон, и ваша проблема решилась бы меньше чем за час. Но на «Марсе» даже простые проблемы могут иногда потребовать целый день на решение.

А еще есть Рождество, дни рождения или просто события в жизни наших близких, которых нам не хватает. Я не тот человек, который постоянно тоскует по дому, оказавшись от него далеко, так что для меня это не в новинку. Но уровень совершенно другой: у меня даже нет выбора, лететь домой в Германию на Рождество или поздравить маму с днем рождения по телефону.

Здесь у нас весьма необычная жизнь. Конечно, мы обмениваемся фотографиями с семьей, делаем для них видеозаписи. Тем не менее лично я чувствую себя неловко, выступая на камеру. Это другое.

И хотя я не считаю свое окружение Марсом, я чувствую, что нахожусь далеко от моей предыдущей жизни, моей семьи и моей родной страны. Я живу в месте вдали от дома, где декабрьское солнце такое же яркое и горячее, как и летнее. Растительность вокруг меня кажется совершенно незнакомой, ведь я росла в других местах.

Дальше всего от «Земли» я чувствовала себя 13 ноября, в день нападения на Париж. Мы читали о нем с помощью нашего Интернета с задержкой, и события той ночи казались далекими не только из-за географического расстояния. Жизнь на «Земле» никак не влияет на нас, пока мы не вернемся. Мы следим за новостями и политическими сводками, но у нас нет никакой возможности узнать, что думают люди на улице. Это странное чувство — наблюдать за событиями в Европе издалека, пассивно. В этом отношении кажется, будто действительно живешь на другой планете.

Кристиан Хейнике, немецкий физик и инженер