Чтобы найти пришельцев, мы должны сами ими стать

Группа астрономов предложила новый способ поиска умной внеземной жизни, который кажется вполне очевидным, если на секунду о нем задуматься. Нам нужно самим стать пришельцам. Или по крайней мере поставить себя на их место и подумать о том, где именно они могут нас увидеть.

Обнаружение живых существ, по развитию интеллекта, скорее всего, превосходящих наш собственный, в буквальном смысле изменит мир. Но найти их, как оказалось, очень трудно даже при использовании самого новейшего научного оборудования нашей эпохи. Проект Search for Extraterrestrial Intelligence (Поиск внеземного разума, SETI) охотится за ними начиная с 1960-х годов. Однако за этот период времени ученые смогли просканировать на присутствие радиосигналов лишь крошечный участок неба. Астробиологи предлагали в свое время множество различных способов, благодаря которым мы могли бы сузить круг поиска. Одним из предложений, например, является отслеживание богатых шаровых звездных скоплений. Или же можно направить наши поисковые инструменты прямиком к галактическому центру, где повышенная концентрация звезд увеличивает возможность обнаружения обитаемых миров или, что еще более важно, где действительно очень разумная жизнь могла установить свои маяки.

Если попробовать посмотреть на вопрос с другой стороны, то мы должны в первую очередь постараться понять, откуда космическая внеземная жизнь могла бы нас увидеть. Если «там» кто-то, так же как и мы, пытается найти обитаемые миры, то где же им нужно искать мир на 70 процентов покрытый водой, с богатой азотом атмосферой, оборачивающийся вокруг звезды G-класса на расстоянии 150 миллионов километров, где-то между центром Млечного Пути и ее ободом?

Если наши космические соседи могут видеть Землю, когда та проходит мимо Солнца, то, по мнению Рене Хеллер и Ральфа Пудрица, опубликованному в научном журнале «Astrobiology», есть вероятность того, что внеземная жизнь нас уже нашла. И если это так, то возможно, она уже посылает нам сигналы. Именно поэтому Хеллер и Пудриц считают, что мы должны направить наши уши в сторону «транзитной зоны» Земли — кусочка космоса, содержащего примерно 100 000 потенциальных звезд.

«Сто тысяч звезд» звучит весьма внушительно, но, поверьте, это ничто, по сравнению со 100 миллиардами звезд, находящихся внутри Млечного Пути. Однако 100 000 — это именно та цифра, которая показывает возможности наших самых современных радиотелескопов. В прошлом году российский миллиардер Юрий Мильнер запустил проект Breakthrough Listen стоимостью 100 миллионов долларов, основной задачей которого является поиск разумной внеземной жизни. В общем и целом же это означает, что у проекта SETI появился достойный помощник.

Вопрос поиска пришельцев всегда содержал в себе множество нерешенных загадок и подводных камней. Во-первых, мы на самом деле не знаем, есть ли вообще эти пришельцы. Даже если разумная жизнь и существует в других мирах, то совсем необязательно (скорее даже вряд ли) она использует телескопы и радиоволны для изучения звезд, как это делаем мы. Многие философы, да и сотрудники SETI уверены в том, что любая внеземная цивилизация, которую мы, возможно, рано или поздно все-таки найдем, с большой долей вероятности окажется очень древней. Другими словами, технологический уровень разумной жизни, скорее всего, будет превосходить наш на несколько десятков, сотен, а возможно, даже тысяч поколений. Если подходить к этому вопросу с такой стороны, то желание наконец найти внеземную жизнь становится совсем уж спорным. Скорее даже недальновидным и неразумным. С другой стороны, возможно, сами пришельцы не хотят, чтобы их кто-то нашел. В общем, предположений может быть множество.

Поиск чего-то нового, желание открывать тайны и решать загадки, искать, узнавать и обогащать свои знания — все это заложено в нас природой. Мы просто не можем не попытаться ответить на все эти вопросы. И если пристальное наблюдение за транзитной зоной Земли увеличит шансы конца нашего космического одиночества и поможет открыть внеземную разумную жизнь, которая в технологическом плане приблизительно сопоставима с нами, то эта попытка стоит тех затрат, которые в нее вкладывают.