Смартфон от РЖД: очередной распил бюджетных средств

Российский бизнес по производству мобильных устройств лежит в глубокой… дыре. На все, что производит российский сектор этого рынка, невозможно взглянуть без слез и мыслей о том, что кто-то в очередной раз разбазарил деньги или влил их в трубу абсолютно бесперспективных проектов. Мы либо закупаем дешевые китайские телефоны и планшеты, адаптируя якобы под определенные «российские стандарты», либо просто распиливаем выделенный на производство «российской разработки, не имеющей аналогов на мировом рынке» (потому что такую дрянь не будут выпускать даже китайцы), бюджет. Забавно, но в одном из таких случаев фигурируют «Российские железные дороги», на прошлой неделе с фанфарами и плясками представившие собственный смартфон, который якобы должен будет упростить различные рабочие процессы сотрудникам компании: документооборот, учет грузов и тому подобное. Смартфон на массовый рынок не поступит, но это далеко не главный (хотя, это скорее плюс) из его недостатков.

По последним данным к данному моменту изготовлена первая партия из 600 РДЖ-телефонов общей стоимостью 28 200 000 (двадцать восемь миллионов двести тысяч) рублей. За партию из 330 штук общей стоимостью чуть больше 15 миллионов рублей уже заплатили. Та же партия из iPhone 5s обошлась бы дешевле. Но даже не это главное. Здесь следует сделать одну важную ремарку, стоимость профессиональных рабочих терминалов действительно очень высока — от тысячи долларов и выше. Но речь идет о качественной технике, а не о «ноунейм» устройстве, которое к тому же является полностью бесперспективным.

Взять хотя бы тот же стандарт защиты iP54, который преподносится производителем нечто за рамки выходящее. А если говорить по факту, то этим стандартом защиты обладает практически любой современный смартфон (и даже обычный сотовый телефон), представленный на данный момент на рынке. Производители просто не проходят нужных сертификаций, не видя в этом смысла. Просто потому что данный стандарт защиты способен по факту защитить устройство от дождя, брызг и небольших падений, но не в лужу. Для того чтобы иметь право хвалиться защищенностью своего устройства, производитель как минимум должен был обеспечить его защиту стандартом iP67, а лучше — IP68.

Если говорить о технической начинке этого аппарата — перед нами типичное китайское барахло, имеющее себестоимость около 150-170 долларов за штуку, без учета дополнительных функций, вроде считывателя смарт-карт, штрихкодов и емкой батареи, которая опять же по факту рассчитана на работу (прошу заметить профессионального рабочего инструмента, а не обычного смартфона) от 8 часов, при емкости 5000 мАч. Журналисты уже подсчитали, что стоимость замены этой батарейки составляет около 25 долларов, стоимость указанных сканеров составляет около 45-50 долларов. Даже накрутив цену, мы получим устройство не дороже 350-400 долларов в Китае, при условии заказа партии в 500 штук (минимальная оптовая партия). Вполне возможно, что стоимость создания специализированного программного обеспечения для сотрудников РЖД была заложена в стоимость терминалов, в таком случае цена на них может быть любой, но в это мало верится.

Обидно становится еще за то, что это никакая не «разработка устройства с нуля», а простая адаптация аппарата под свои нужды. Устройство, безусловно, со временем устареет, и деньги, потраченные на модернизацию (они, наверно, тоже включены в стоимость), не получится никак возвратить в будущем. Выход только один — бесконечно докупать эти кирпичи, а затем опять вкладывать свои деньги в чужие разработки для создания «своего» нового терминала.

Как обычно у нас и бывает: хотели как лучше, но получилось как всегда. Для тех нужд и задач, что есть у РЖД, подойдет любой (абсолютно любой) Android-смартфон с дополнительными сканерами. При таких затратах, денег бы хватило даже на беспроводные.

В Китае очень много компаний, занимающихся выпуском профессиональных терминалов, но их стоимость составляет всего около 400-450 долларов. В нашем же случае устройство обошлось почти в полторы тысячи долларов. Было бы желание, можно было создать такое же устройство на нашем собственном рынке, которое стало бы действительно нашей, а не китайской разработкой. Даже при малом объеме закупок таких аппаратов, вся затея оказалась бы рентабельной, что позволило бы создать в дальнейшем более крутое и даже уникальное устройство в своем классе. Но для этого нужно уметь и хотеть это делать. А у нас лучше всего пока умеют и хотят пилить.