Винтокрылый авиалайнер из СССР: что произошло с самым большим пассажирским вертолетом в мире

В середине 50-х годов вертолетные перевозки приобрели в СССР чрезвычайную популярность, так как они оказались очень удобными. Благодаря появлению вертолетов появилась возможность быстро перемещаться в самые труднодоступные регионы страны. В результате количество и объем перевозок постоянно увеличивались, а вместе с тем росла потребность во все более вместительных машинах. К 1958 году самым большим пассажирским вертолетом был 16-местный Ми-4, а уже спустя менее 10 лет на пассажирских линиях работал Ми-8, который вмещал в два раза больше пассажиров. Однако к началу 60-х годов уже было недостаточно даже его. Поэтому руководство “Аэрофлота” запросило у ОКБ-329 имени М.Л. Миля еще более крупную пассажирскую машину, которую решено было построить на базе вертолета Ми-6

Ми-6П остается самым большим пассажирским вертолетом из когда-либо созданных. Источник фото: twz.com

Ми-6 — легендарный советский вертолет

Работа над вертолетом Ми-6 была инициирована Постановлением Совета Министров о разработке тяжелого транспортного вертолета от 1 июня 1954 года. В соответствии с этим документом, вертолет должен был перевозить грузы весом до 6 тонн при нормальной взлетной массе, до 8 тонн при перегрузочной массе и до 11,5 тонны при полете на укороченную дистанцию.

ОКБ-329, которое известно также другими своими вертолетами, такими как Ми-28, приступило к созданию Ми-6 сразу в трех вариантах — транспортном, десантном и санитарном. Причем основным предназначением вертолета была высадка десанта. Спустя всего 3 года первый готовый образец был готов к летным испытаниям, которые впервые состоялись в июне 1957 года. В 1960 году были созданы первые военные вертолеты Ми-6 для опытной эксплуатации, а спустя два года поступил на испытания первый гражданский вертолет.

Изначально Ми-6 разрабатывался как военный вертолет. Источник фото: techinsider.ru

Надо сказать, что вертолет получился очень большим — его длина составляла 35 метров, а высота на стоянке — 9,15 метров. Поэтому по сей день он остается одним из самых крупных вертолетов в мире. Кроме того, машина получилась чрезвычайно прогрессивный для своего времени. Ми-6 смог установить несколько мировых рекордов. В частности, он преодолел скорость в 320 км/ч, которая на тот момент считалась недостижимой для вертолетов. За это достижение ОКБ даже получило «Приз американского геликоптерного общества» Игоря Сикорского. К слову, эта скорость по сей день считается очень высокой для вертолетов. Например, Boeing работает над созданием самого быстрого вертолета, который будет разгоняться до 333 км/ч.

Самый большой пассажирский вертолет в мире

В 1963 году руководству “Аэрофлот” удалось добиться, чтобы ОКБ-329 включило в план разработки пассажирскую версию вертолета. К этому моменту уже несколько лет эксплуатировались военные и гражданские вертолеты Ми-6. Первый винтокрылый авиалайнер Ми-6П был построенный на базе грузового вертолета, был представлен в 1965 году. Фактически, это был изначально грузовой вертолет, переделанный под пассажирский.

Первый пассажирский вертолет Ми-6 был представлен в 1965 году. Источник фото: twz.com

Вместительный грузовой отсек длиной 12 метров и шириной 2,5 метра включал в себя 80 комфортабельных кресел по 5 в ряд. В результате по вместимости вертолет был практически такой же, как российский реактивный авиалайнер Sukhoi SuperJet. Вдоль бортов пассажиров располагались багажные полки, как в салоне самолетов. Над пассажирскими местами были предусмотрены персональные светильники и вентиляторы.

Салон пассажирского вертолета Ми-6. Источник фото: twz.com

Салон Ми-6П имел потолок высотой 2,65 метра, что значительно выше чем у самолетов того времени. Кроме того, у него были более крупные иллюминаторы, обеспечивающие хорошую обзорность. В этом плане вертолет был даже более комфортным, чем самолеты. В хвостовой части фюзеляжа располагался туалет. Дополнительный уровень комфорта обеспечивала тепло- и звукоизоляция салона.

СССР-58647 на авиавыставке в Париже. Источник фото: twz.com

Спустя еще два года с нуля был построен первый экземпляр Ми-6П, получивший бортовой номер СССР-58647. Он же стал и последним пассажирским Ми-6, который ушел в историю, но остался непревзойденным.

Почему Ми-6П не стали выпускать серийно

В 1967 году СССР-58647 был представлен на авиасалоне в Ле-Бурже в Париже, где, как сообщается, был крайне позитивно оценен публикой. Это не удивительно, ведь на западе ничего подобного на тот момент не существовало. Однако по какой-то причине от серийного пассажирского вертолета было решено отказаться. Что именно пошло не так, остается загадкой — ни один источник не сообщает этой информации.

Вертолет с бортовым СССР-58647 был передан в эксплуатацию минобороны СССР. Источник фото: twz.com

Вертолет с бортовым номером СССР-58647 не эксплуатировался по назначению, и в 1970 году был передан на баланс Минобороны СССР. Но несмотря на то, что проект фактически был свернут, потребность в большом пассажирском вертолете не исчезла. Поэтому в 80-х годах был создан большой пассажирский вертолет Ми-26П на базе машины следующего поколения.

Обязательно посетите наши каналы Дзен и Telegram, здесь вас ждут самые интересные новости из мира науки и последние открытия!

Но Ми-26П уступает в плане вместительности своему предшественнику — салон вмещает всего 63 пассажира. Правда, в 80-х годах также разрабатывался проект на 70 мест, однако он не был реализован. Тем не менее Ми-26П в настоящее время остается самым крупным эксплуатируемым пассажирским вертолетом в мире.

Новости партнеров
Что нужно знать о стандарте быстрой зарядки USB Power Delivery
Что нужно знать о стандарте быстрой зарядки USB Power Delivery
Биткоин впервые вырос выше 125 тысяч долларов. Что значит новый рекорд криптовалюты для буллрана?
Биткоин впервые вырос выше 125 тысяч долларов. Что значит новый рекорд криптовалюты для буллрана?
Шикарные товары с рейтингом 4.8 и выше с распродажи «Ниже рынка» на AliExpress
Шикарные товары с рейтингом 4.8 и выше с распродажи «Ниже рынка» на AliExpress