У NASA был план спасения на случай, если астронавты шаттла «застрянут» в космосе

Катастрофа космического шаттла «Колумбия» 1 февраля 2003 года, в результате которой погибли все семь членов его экипажа, поставила точку в американской программе запусков космических шаттлов. На днях портал Gizmodo опубликовал рассказ бывшего инженера NASA, который предлагал весьма радикальное (хотя и гипотетическое) решение по спасению астронавтов и шаттла в условиях космоса, случись такая необходимость.


Как отмечает Gizmodo, план спасения, принадлежащий Дэвиду Бэйкеру, не менее амбициозен, чем тот, что позволил экипажу «Аполлона-13» безопасно вернуться обратно на Землю. Первоначально разработанный еще в комиссии по расследованию происшествия с шаттлом «Колумбия», а затем ставший частью его исследования для презентации на лекции Британского межпланетного общества (занимается космическими исследованиями), этот план спасения подразумевал запуск и стыковку с вышедшим космическим аппаратом второго шаттла, роль которого должен был играть «Атлантис». Однако отмечается, что возможность воспользоваться этим планом спасения напрямую зависела бы от того, знает ли центр управления космическими полетами NASA всю серьезность поломка шаттла.

Gizmodo со ссылкой на BBC описывает то, как выглядела бы гипотетическая спасательная операция в космосе:

«На второй день космической миссии STS-107 астронавты шаттла «Колумбия» получили сообщение об опасности. Все системы корабля отключились. Была получена команда минимизировать любую физическую активность и потребление пищи, чтобы максимально снизить выделение углекислого газа на борту челнока. В это же время все мировые СМИ следили за тем, как второй шаттл NASA «Атлантис» готовится с экстренному запуску. С каждым часом, проведенным на борту «Колумбии», уровень углекислого газа повышался до опасной отметки. Но вот второй шаттл с четырьмя членами на борту готов к запуску и начинается спасательная операция.

Добравшись до поврежденного шаттла, пилоты «Атлантиса» расположили космический корабль перпендикулярно «Колумбии», чтобы избежать столкновения хвостового оперения обоих аппаратов. «Вам придется удерживать шаттлы на расстоянии 6 метров друг от друга в течение двух дней», — говорит Бейкер. «С этой задачей по силам справиться двум членам экипажа каждого шаттла».

Такие маневры определенно требуют выдающихся навыков пилотирования. В то время как оба космических аппарата летят вокруг Земли со скоростью семь километров в секунду, даже малейшая ошибка в расчетах и потеря концентрации может привести к катастрофе.

В это же время два оставшихся члена экипажа космического корабля «Атлантис» начинают первый в этой спасательной операции выход в открытый космос для доставки на «Колумбию» баков с гидроксидом лития, который снизит концентрацию углекислого газа на борту поврежденного шаттла. Помимо этого, астронавты доставляют два новых космических скафандра. После чего экипаж «Атлантиса» создает между двумя шаттлами зону безопасного радиуса передвижения. Это поможет астронавтам «Колумбии» перебраться на «Атлантис». Подготовив все необходимое, экипаж «Атлантиса» помогает двум членам экипажа «Колумбии» с открытием шлюзовой камеры и переходом в шлюзовой отсек «Атлантиса».

«После успешного перехода астронавтам необходимо снять свои скафандры и передать их экипажу «Атлантиса», чтобы те смогли помочь следующим двум астронавтам «Колумбии», — объясняет Бейкер.

Сорок восемь часов спустя (в конце концов, для того чтобы надеть и снять космический скафандр, требуется около часа), когда последний член экипажа «Колумбия» безопасно добирается до стыковочного шлюза «Атлантиса», центр управления космическими полетами берет управление шаттлом «Колумбия» на себя и направляет его в верхние слои атмосферы Земли, где он полностью сгорит. Теперь борт шаттла «Атлантис» с 11 членами экипажа готов совершить безопасную посадку и вернуть всех людей обратно домой.