Ручное управление и один шанс на посадку: на SpaceShipTwo очень тяжело летать

Космический корабль SpaceShipTwo, принадлежащий Virgin Galactic и предназначенный для туристических поездок состоятельных людей на короткие дистанции в космосе, разбился во время испытательного полета над южной Калифорнией вчера вечером. Один из двух пилотов погиб, другой получил серьезные травмы и находится в больнице.


Это серьезный удар по сфере космического туризма и очень большая потеря для аэрокосмического сообщества. Погибший пилот, имя которого пока неизвестно, как и его коллеги, был одним из лучших на планете. Virgin Galactic нанимает только лучших пилотов, которые испытывали самолеты для ВВС США или выполняли задания NASA. Но одного таланта мало: летать на SpaceShipTwo чертовски тяжело.

Простой подход


Virgin Galactic использует два самолета, чтобы вывозить клиентов в космос. WhiteKnightTwo — это самолет с двойным фюзеляжем, который похож на катамаран, оптимизирован для большой высоты и обладающий хорошей подъемной силой. Он несет SpaceShipTwo, который, в свою очередь, везет шестерых пассажиров. Когда самолет достигает высоты 15 километров (пусковая высота, максимальная — до 140 км), WhiteKnightTwo сбрасывает меньший аппарат, который с помощью ракетного двигателя отправляется к самой границе атмосферы. Спустя четыре минуты пребывания в невесомости, SpaceShipTwo начинает скользить обратно к Земле.

Философия дизайна, стоящая за двумя самолетами, заключается в максимальной простоте. «У простой системы меньше шансов сломаться», — говорил шеф-пилот Дейв Маккей ресурсу Wired во время недавнего визита в штаб-квартиру Virgin Galactic в Мохаве. Маккей, бывший летчик-испытатель ВВС, летал на 130 видах самолетах. Он испытывал «Харриер» и летал на 1909 Bleriot ради удовольствия. У него отличные навыки, поэтому его посадили испытывать WhiteKnightTwo и SpaceShipTwo, у которых нет компьютеров для управления полетом. Все системы — с ручным управлением. Никакого автопилота: когда ваши пилоты — лучшие в мире, вам не нужен автопилот. Лучше дать им возможность летать самостоятельно.

Ключевая инновация в SpaceShipTwo, разработанная аэрокосмическим гением Бертом Рутаном, это решение вопроса о повторном входе в атмосферу. Есть два традиционных способа вернуться из космоса на Землю. Один — вернуться на крылатом самолете вроде космического шаттла NASA. Это даст вам свободу в приземлении, где вы захотите, но выйти в идеальный угол на посадке весьма сложно. Второй метод  — это капсула, которая весьма неуклюжа и прочна, но не предоставляет никакой возможности выбрать место для посадки. К тому же ее пассажиры испытывают серьезные перегрузки. SpaceShipTwo — это смесь первого и второго. Его хвост поднимается вверх и опускается вниз, изменяя форму аппарата, позволяя ему падать подобно капсуле и повторно входить в атмосферу подобно самолету.

SpaceShipTwo — это «небольшая, проворная и действительно высокопроизводительная машина», говорит Маккей. «Это самая замечательная штука, на которой я когда-либо летал». Дело в том, что ее характеристики кардинально меняются на разных стадиях полета. «Она ведет себя подобно самым разным самолетам».

Вместе с напарником, Маккей видел в этом только веселье, этакий вызов самому себе, и поскольку он на чем только не летал, изменение природы космического аппарата его вообще не волновало.

План полета


Как и было запланировано, полет в космос силами Virgin Galactic длится порядка 90 минут. Первые 45-60 минут WhiteKnightTwo летит в вертикальном штопоре, набирая высоту. На 15 километрах (50 000 футов), WhiteKnightTwo выпускает SpaceShipTwo, взмывает вверх, освободившись от груза, и уходит. После свободного падения в течение трех секунд, SpaceShipTwo запускает свой двигатель и взлетает вверх.

«Тебя вдавливает в кресло, ты чувствуешь вибрацию, за твоей головой все шумит, — говорит Маккей. — Но на самом деле все проходит более гладко, чем ожидаешь. Хотя ускорение действительно невероятное».

В этот момент пилоты Virgin попадают на неизведанную территорию, поскольку большинство из них не летало в космосе. Чтобы убедиться в готовности к высоким перегрузкам, они каждую неделю летают на акробатическом самолете Extra 300, который кувыркается и исполняет разнообразные фигуры высшего пилотажа в полете.

Спустя минуту полета на ракете, которая обеспечивает давление силы тяжести на грудь, двигатель отключается. Пилоты используют систему оперения корабля, чтобы перевернуть его с ног на голову, по одной простой причине: окна находятся в верхней части кабины, и Virgin Galactic уверена, что пассажирам будет очень интересно взглянуть на планету, которая осталась позади. В этот момент пассажиры и команда находятся на высоте 15 километров, почти за пределами атмосферы, и SpaceShipTwo продолжает лететь прочь, еще на тысячи метров, разогнавшись в три раза быстрее скорости звука.

Как и любой объект, брошенный в воздух, SpaceShipTwo движется по параболе и падает обратно на Землю. У пассажиров остается около четырех минут, чтобы поплавать в невесомости по салону. Было бы дольше, если бы SpaceShipTwo летел быстрее, но Virgin пытается минимизировать действие перегрузки на клиентов. Вы, наверное, тоже подумали о том, как вернуть пассажиров в свои кресла? Бет Мозес, тренер-астронавт Virgin Galactic, объясняет: «Вы надеетесь, что у них сработает инстинкт самосохранения», и они последуют инструкциям пилотов привязаться к пятиточечным ремням до того, как появится гравитация. Пилоты привязаны всегда. Они тоже могут взглянуть в окно и убедиться, что вид прекрасен.

Пока SpaceShipTwo находится за пределами атмосферы, им можно управлять с помощью небольших струй сжатого воздуха на носу и крыльях. Цель, однако, заключается в минимальном их использовании, чтобы не мешать наслаждению пассажиров. Вне зависимости от того, под каким углом корабль снова входит в атмосферу, система оперения перевернет его в нужное положение относительно поверхности Земли. Тем не менее, пилоты планируют попасть в нужное положение до необходимости использовать струи, чтобы пассажирам было максимально комфортно. Таким образом, несмотря на все аэрокосмические трудности, с которыми сталкиваются пилоты Virgin, они в первую очередь думают о комфорте состоятельных джентльменов в задней части корабля.

Наконец, пилотам нужно вернуться на взлетно-посадочную полосу. У них есть ровно один шанс сделать это правильно, поскольку на данный момент у SpaceShipTwo нет топлива, с помощью которого можно будет взлететь и описать круг, если выбран неправильный угол захода на посадку. Опять же, когда вы нанимаете лучших пилотов планеты, в этом нет необходимости: эти ребята не ошибаются. И много практикуются.

Практика


На самом деле, обучение посадки на этом корабле проходит крайне неэффективно: вам нужно взлететь вместе с WhiteKnightTwo, поколесить по небу, отцепиться, и останется только один шанс на посадку. Поэтому, как и пилоты по всему миру, команда Virgin проводит много времени на симуляторе, два занятия по два-три часа каждую неделю. Они тренируются параллельно с WhiteKnightTwo и SpaceShipTwo, а садисты-операторы постоянно подкладывают им свиней, от отказавших двигателей до ужасной снежной погоды. Пилоты также проводят время на уроках, изучая учебники, некоторые из которых сами помогали писать.

Но симулятор — не самая адекватная замена полету в реальной жизни. Поэтому есть и другой способ практики: летать на WhiteKnightTwo. Система управления в двух самолетах почти идентична (вспомните основную философию Virgin), и отрегулировав воздушные тормоза, можно сделать летные характеристики самолета с двойным корпусом почти такими же, как у меньшего судна. Пилоты могут спуститься к взлетной полосе, будто они на SpaceShipTwo, а затем включить четыре двигателя Pratt & Whitney, вернуться в воздух и зайти на второй круг посадки. К тому же это можно делать в течение всего дня. К тому времени, как пилот Майк Марсуччи попытался впервые приземлить SpaceShipTwo (успешно), он сотни раз сделал это на симуляторе, и десятки — на WhiteKnightTwo.

Конечно, недавняя авария говорит о том, что независимо от мастерства пилотов несчастья случаются. Но без потерь не было бы прогресса. И Virgin продолжает работу над очередным космическим кораблем.

Почему разбился SpaceShipTwo?

Virgin Galactic сообщает, что перешла с твердого топлива на основе каучука к топливу на основе пластика. Предполагается, что это и стало причиной аварии, но данные сугубо предварительные.

«Мы приняли решение перейти к полиамиду, это такое особое название типа пластика», — рассказал Джордж Уайтсайдс NBC News в пятницу. Его заявление пришло спустя месяцы сообщений об использовании каучукового топлива, известного как HTPB, в некоторых испытаниях ракет на космопорте в Мохаве.

Твердое топливо на базе каучука и закись азота были основными пропеллентами для SpaceShipTwo. Уайтсайдс сообщил, что Virgin Galactic и ее партнер по разработке Scaled Composites испытывали как HTPB, так и топливо на базе полиамида годами.

«Честно говоря, у нас были хорошие показатели по обоим видам топлива, но для финальной стадии испытательных запусков мы решили использовать полиамидное топливо», — рассказал он. Топливо на основе пластика демонстрировало лучшую эффективность по некоторым параметрам, включая способность SpaceShipTwo подниматься выше.

Новости партнеров
Криптотрейдер потерял 12.5 миллиона долларов на восьми ликвидациях торговых позиций за неделю. Что произошло?
Криптотрейдер потерял 12.5 миллиона долларов на восьми ликвидациях торговых позиций за неделю. Что произошло?
2 функции iOS 26, которые Apple не анонсировала на WWDC 2025, но они все равно выйдут
2 функции iOS 26, которые Apple не анонсировала на WWDC 2025, но они все равно выйдут
У этого смартфона лучшая камера в 2025 году. Даже iPhone и HUAWEI снимают хуже
У этого смартфона лучшая камера в 2025 году. Даже iPhone и HUAWEI снимают хуже