Пьеса «4’33″»: самое спорное произведение XX века, которое не содержит ни одной ноты

В истории музыки есть множество произведений, которые шокируют масштабом, громкостью, сложностью исполнения, замысловатостью мелодий и т.д.. Но есть одно сочинение, которое стало революцией благодаря… отсутствию звука. В 1952 году композитор Джон Кейдж представил публике пьесу, в которой музыкант не извлекает ни одной ноты. Название этого произведения — «4’33″», и оно вошло в историю как одна из самых спорных и глубоких работ XX века.

Произведение «4’33″» не содержит ни одной ноты

Что такое «4’33”» и в чём его смысл

Пьесса «4’33″» (произносится как «четыре минуты тридцать три секунды») — это пьеса, которая состоит из тишины. Точнее, из трёх частей, в которых исполнитель сидит за инструментом, не прикасаясь к клавишам, струнам или кнопкам. В течение 4 минут и 33 секунд не происходит ничего. Ни единого аккорда. Ни одной мелодии. Только тишина.

Но это лишь на первый взгляд. Ведь в зале в это время звучат шорохи одежды, кашель зрителей, поскрипывание стульев, звуки с улицы, дыхание, напряженное ожидание. Именно это, по замыслу Кейджа, и является самой сутью произведения.

Сам автор говорил: «Тишина — это не отсутствие звука. Это просто другой способ слушать». Знаменитая идея Кейджа состоит в том, что тишина не существует в природе — даже в изолированных пространствах мы слышим биение своего сердца, дыхание, шум в ушах. Следовательно, любое восприятие звука — уже музыка, если слушатель готов ее таковой воспринимать.

Композитор и филосов Джон Кейдж, автор пьессы «4’33”»

Первая постановка «4’33″»

Премьера пьессы «4’33″» состоялась 29 августа 1952 года в городке Вудсток (штат Нью-Йорк), в Maverick Concert Hall. Исполнителем был пианист Дэвид Тюдор. Он вышел на сцену, сел за инструмент, закрыл крышку клавиш — и замер. Каждая часть пьесы начиналась с закрытия крышки и завершалась ее открытием. Между ними — полная тишина.

Реакция публики была неоднозначной. Кто-то смущенно переглядывался, кто-то нервно смеялся, а кто-то начал внимательно прислушиваться к любым звукам в зале. Многие восприняли это как провокацию или даже насмешку. Однако спустя десятилетия “4’33» стало признанным произведением концептуального искусства.

Почему это считается музыкой?

Критики и слушатели годами спорили, можно ли считать музыку без звука музыкой? Джон Кейдж дал четкий ответ: музыка — это не только то, что исполняется на инструментах, а любой опыт осознанного слушания.

Кейдж, вдохновленный восточной философией и особенно дзен-буддизмом, считал, что композитор — не автор, а медиатор. Он не должен навязывать слушателю эмоции и смыслы, а лишь создавать условия для восприятия мира как он есть.

К моменту создания «4’33″» Джон Кейдж уже экспериментировал с нестандартными формами: писал музыку для подготовленного фортепиано, использовал случайные последовательности звуков и элементы случайности. Его интерес к шуму, паузе и молчанию был естественным продолжением этих поисков.

Исполнение тишины — это тоже искусство

В концертных залах по всему миру «4’33″» исполняют симфонические оркестры, камерные ансамбли и сольные музыканты. Все они выходят на сцену, садятся с инструментами, устанавливают таймер и… молчат. И хотя кажется, что это просто, на самом деле исполнить «ничего» — невероятно сложно.

Требуется выдержка, дисциплина, абсолютный контроль над телом. Любой неловкий вздох или движение может «испортить» тишину. Музыкантам приходится бороться с внутренним импульсом играть, с волнением и вниманием зала.

Более того, каждый зал звучит по-разному. В одном — слышны капли дождя на крыше. В другом — шаги прохожих за окном. Именно эти различия делают каждое исполнение уникальным. Но самое интересное, что «4’33″» — это пьеса, в которой публика становится соавтором, ведь именно она наполняет пространство звуками.

Джон Кейдж утверждал, что даже в полностью изолированной комнате не существует тишины. Источник: artifex.ru

Влияние на современное искусство

Пьеса «4’33″» оказала влияние далеко за пределами академической музыки. Произведение стало символом концептуального искусства, в котором важнее идея, чем форма. Оно предвосхитило появление саунд-арта, работы с тишиной в кино, перформансе и даже архитектуре.

Композиторы, режиссеры, художники начали экспериментировать с паузами, молчанием, пустотой. Тишина стала инструментом выражения, способом привлечь внимание к самому факту восприятия.

Почему «4’33”» до сих пор актуально

В эпоху постоянного шума — уведомлений, подкастов, новостей, музыки на фоне — идея посидеть 4 минуты 33 секунды в молчании кажется почти радикальной. Это упражнение в концентрации внимания, замедлении и чистом восприятии.

«4’33″» становится не только музыкальным произведением, но и практикой осознанности. Оно приглашает нас не только слушать, но и слышать. Заметить, что за кажущейся тишиной прячется целый мир.

Обязательно посетите наши каналы Дзен и Telegram, здесь вас ждут самые интересные новости из мира науки и последние открытия!

В XXI веке «4’33″» исполняется не только на сценах, но и в наушниках — кто-то включает запись, чтобы сосредоточиться. Другие организуют флешмобы, где люди вместе молчат 4 минуты 33 секунды на улицах, в метро, в офисах. Кейдж создал произведение, которое не стареет, потому что оно всегда актуально — в любой обстановке и для любого человека.

Новости партнеров
Цены на игровые смартфоны рухнут. Qualcomm готова удешевить самый мощный процессор для Android
Цены на игровые смартфоны рухнут. Qualcomm готова удешевить самый мощный процессор для Android
Новые спотовые ETF заставят крупных инвесторов покупать альткоины, как это произошло с Биткоином. Почему?
Новые спотовые ETF заставят крупных инвесторов покупать альткоины, как это произошло с Биткоином. Почему?
Как добавить адрес электронной почты для получения кодов подтверждения в WhatsApp, если не приходят SMS
Как добавить адрес электронной почты для получения кодов подтверждения в WhatsApp, если не приходят SMS