«Большая гребаная ракета» SpaceX: большая полная история

В конце сентября Элон Маск взошел на сцену Международного конгресса по астронавтике и раскрыл первые реальные подробности «большой гребаной ракеты», над которой работает. Несколько месяцев назад, когда SpaceX впервые объявила, что это произойдет в конце сентября, меня вдруг осенило, что я могу получить особые привилегии от них, своего рода карт-бланш с тех времен, когда я работал с Элоном и его компаниями в 2015 году. Поэтому я добрался до них и спросил, могу ли узнать о «большой гребаной ракете» раньше остальных и написать статью.

Неизвестные факты из жизни SpaceX

Они ответили «да». Так говорит Тим Урбан, автор известного блога WaitButWhy, который посвящает свою работу разжевыванию крайне интересных тем. Например, на тему искусственного интеллекта. И да, вы не ошиблись, в этот раз он решил рассказать об амбициозном проекте Элона Маска — как доверительное лицо, заглядывая через плечо. Далее от первого лица.

Немногим позже мне позвонил Элон, чтобы обсудить ракету, сроки и большой план, который все это охватывает. Мы начали как обычно:

(по телефону)

Тим: — Ты Элон Маск.

Элон: — Я Элон Маск.

(молчание)

Тогда я перешел к ракете.

Тим: — Ракета для Марса большая.

Элон: — Да, весьма большая.

Тим: — Она повезет людей на Марс.

Элон: — Таков план.

Тим: — Я бы полетел, потому что я особенный мальчик.

Элон: — …

Вот и поговорили

Наконец, мы перешли к разговору об этой невероятной машине, которую строит SpaceX, и что собирается с ней делать.

А теперь, прежде чем мы перейдем к делу…

Эта статья — лишь часть Истории SpaceX, одной из самых удивительных историй наших времен, которую я писал три месяца. Если вы хотите понять ее целиком и еще не читали предыдущие части, рекомендую с них начать. Их шесть:

Для тех же, кто читал это все и хочет освежить память, либо кто и так уже все знает, небольшой возврат в прошлое.

Зачем нужна Big Falcon Rocket?

Чтобы понять, почему большая гребаная ракета (отныне мы будем называть ее именно так, хотя официальное название Маск давно уже сменил) имеет значение, нужно понять эту фразу:

«SpaceX пытается сделать человеческую жизнь многопланетной, построив самоподдерживающуюся цивилизацию из одного миллиона человек на Марсе».

Теперь давайте поэтапно.

Зачем лететь на другие планеты?

Причины две:

  1. Это весело и классно.
  2. Держать все яйца в одной корзине — не лучшая идея. Сейчас мы все на Земле, а значит если на Земле случится что-то страшное — по причине природы или наших собственных технологий — нам конец. Это как иметь драгоценный альбом с цифровыми фотографиями на одном ненадежном жестком диске. Очевидно, драгоценные воспоминания лучше хранить на двух дисках. В этом-то и смысл. Элон называет это «страхованием жизни для вида».

Почему человек хочет на Марс?

Венера — сволочь, ее температуры плавят свинец, атмосферное давление норовит раздавить, а с ветром невозможно бороться.

Луна — есть немного природных ресурсов, 28-дневные сутки, отсутствие атмосферы и никакой защиты от солнца, которое раскаляет все днем, а ночью все остывает до смерти. То же самое с Меркурием.

Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун ­— просто большие шары газа, претендующие на звание планет.

Некоторые спутники Юпитера и Сатурна, возможно, пригодны для жизни, но они дальше, холоднее и темнее, чем Марс, поэтому отбрасываем.

Плутон еще дальше, холоднее и темнее. Хватит спрашивать о Плутоне.

Остается Марс. Марс переживает не лучшие времена. Если бы Марс был местом на Земле, его никто бы не хотел посещать. Но по сравнению со всеми другими вариантами, это сказка. Там холодно, но не очень. Темно, но не темнее, чем на Земле. Он далеко, но не слишком. Длина суток на нем почти такая же, как у нас, а это будет хорошо как для нас, так и для земных растений. Сила тяжести на поверхности не особо низкая и не особо высокая (примерно треть земной). На нем очень много замороженной воды и довольно много углекислого газа, которые крайне необходимы для первых попыток выжить, а также будут крайне полезны для дальнейших попыток «терраформировать» планету и превратить в место, более пригодное для жизни людей. Нам повезло иметь такую опцию, как Марс. В большинстве других солнечных систем вряд ли такое было бы возможно.

Сколько людей должны жить на Марсе?

1 000 000. Потому что Элон считает это грубой оценкой числа людей, которые должны жить на Марсе, чтобы цивилизация была «самоподдерживающейся» — и самоподдержание, как говорит Элон, это «даже если космические аппараты с Земли навсегда перестанут приходить, колония окончательно не умрет — а для этого нужна мощная промышленная база, которую будет намного сложнее построить, будучи не на Земле».

Другими словами, если жесткий диск #2 полагается на жесткий диск #1 для работы, то ваш фотоальбом на самом деле не сохранен. Нужно, чтобы жесткий диск #2 смог сохраниться, если жесткий диск #1 сломается навсегда.

И в то время как жесткий диск Земли может «сломаться» по самым разным причинам — астероид, ИИ, Трамп, биологическое оружие ИГИЛ — Элон также предупреждает и о менее драматической вероятности того, что земные корабли могут перестать ходить просто потому, что земная цивилизация утратит возможность их отправлять:

«Космические корабли с Земли могут перестать прибывать по другим причинам — Третья мировая война, Земля станет религиозным государством, может быть, просто просядет под собственным весом. Однажды египтяне могли строить пирамиды, а потом забыли, как это делается. А потом они забыли, как читать иероглифы. Рим тоже — у него был водопровод, продвинутые акведуки, а затем империя развалилась. У Китая в определенный момент был крупнейший в мире флот парусных кораблей, они плавали даже в Африку, но затем объявился какой-то безумный император и решил, что это плохо, что они должны все сгореть. Вы просто не знаете, что может произойти. Критически важно набрать нужное число людей и тонны грузы, чтобы все стало самоподдерживаться. Это примерно миллион человек и 10-100 миллионов тонн груза».

Короче говоря, хватит ждать.

Круто, но каким образом ты хочешь затащить 1 000 000 человек на Марс?

Вы создаете эту зеленую часть:

Синий круг: люди, которые могут позволить себе поездку на Марс. Желтый круг: люди, которые хотят на Марс. Зеленая часть: минимум миллион человек.

Все просто. Если мы дойдем до точки, когда будет миллион человек на Земле, которые хотят и могут позволить себе поездку на Марс, на Марсе будет миллион человек.

К сожалению, прямо сейчас желтый круг небольшой, а синий круг не существует.

Элон считается — и я тоже — что если синий круг станет достаточно большим, желтый круг сможет позаботиться о себе сам. Если Марс будет доступен и безопасен, а вы будете иметь возможность вернуться, к нему полетят многие. Но с синим кругом все сложнее.

В последний раз, когда Конгресс США сверялся с NASA, стоимость отправки экипажа из пяти человек на Марс составляла 50 миллиардов долларов. 10 миллиардов долларов на человека. Элон считает, что чтобы сделать синий круг достаточно большим, необходимо скостить ее до 500 000 долларов на человека. В 20 000 раз.

Это как посмотреть на автопром и сказать: «Сейчас новенькая Лада стоит порядка 20 000 долларов. Чтобы автопром ожил, нужно сократить стоимость новой машины до 1 доллара».

Какого черта?

Такого черта:

Представьте, если бы самолеты взлетали, долетали до пункта назначения, но потом не приземлялись, а сбрасывали всех пассажиров на парашютах на землю, а потом разбивались (самолеты) об океан. Каждый самолет летал бы единожды, а чтобы сделать возможным новый полет, вам пришлось бы строить другой самолет.

Билет на самолет стоил бы 1,5 миллиона долларов.

Космическое путешествие в настоящее время дорого, потому что мы разбиваем ракеты об океан (или сжигаем их в атмосфере).

Когда Элон начинал SpaceX, он намеревался решить эту проблему. Вызов был серьезный, учитывая, что никто не делал этого до него — даже США и Россия, которые тратили миллиарды пытаясь. Но SpaceX ставила перед собой эту задачу каждый год, и после ряда неудач и попыток, в конце 2015 года, проблема была решена:

Затем она была решена снова. И снова. И снова. На текущий момент она решалась чаще, чем нет. Смотрите, вот последнее приземление:

Вскоре, впервые, ранее использованная и посаженная, проверенная полетом ракета Falcon 9 отправится в новую миссию для SpaceX и официально сделает ракеты SpaceX «многоразовыми».

Чтобы осуществить миссию на ранее использованной ракете, вам нужно заплатить лишь за пропеллент (топливо и жидкий кислород) и за небольшое плановое техническое обслуживания. Это сократит стоимость космических путешествий в 100 или даже в 1000 раз.

В итоге нам останется сократить стоимость в 20 или 200 раз. Частично это решится отправкой 100 или более человек на Марс за раз, вместо пяти (по мнению NASA). Остальная часть решится несколькими простыми инновациями, вроде дозаправки космических аппаратов на орбите (что сократит стоимость в 5-10 раз) и производства пропеллента на Марсе, так что вам не понадобится везти с собой пропеллент (еще 5-10 раз). Об этом ниже.

Внезапно цена может не только опуститься до 500 000 долларов за билет — еще ниже. (Элон думает, что в конце концов она дойдет ниже 100 000 долларов за человека). Может, вы этого пока не заметили, что инновации SpaceX проводятся в рамках тотальной революции стоимости космического путешествия. Это изменение откроет нам двери, которые мы раньше и не мечтали открыть. И когда эта революция зайдет достаточно далеко, план SpaceX по отправке миллиона человек на Марс может на самом деле — серьезно, реально — осуществиться.

Мы летим на Марс. И в конце сентября SpaceX показала нам штуку, которая нас туда доставит.

Ракета Big Falcon Rocket

«Она невероятная. Она выносит мне мозги, и я вижу ее каждую неделю».

Элон, конечно, преувеличивает. И когда вы узнаете больше о большой гребаной ракете, которую он строит, вы тоже начинается проникаться.

Во-первых, давайте взвесим на руке задачу. Говорят, что космос — это трудно. До сих пор в космосе побывало лишь несколько сотен человек, не так много стран имели возможность запустить что-то в космос, а история космических путешествий устелена неудачными запусками. Запустить что-то тяжелое, хрупкое и полное взрывоопасной жидкости через атмосферу, чтобы все пошло по плану, очень трудно.

Но когда мы говорим о людях, которые летят в космос, мы говорим по большей части о людях, которые летят на низкую околоземную орбиту, слой космоса на высоте 150-2000 километров над землей. Обычно люди долетают до высоты 400-500 километров — там Международная космическая станция. Единственный период, когда люди заходили еще дальше, был в 1960-х годах, когда горстка американцев посетила Луну.

Когда Земля и Марс расположены ближе всего, Марс от нас в 58-100 миллионах километров — в 200 раз дальше, чем Луна, и в 200 000 раз дальше, чем МКС.

Луна от нас в одной световой секунде.

Марс от нас более чем в трех световых минутах

Марс далеко.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на нас в Google Новостях и Яндекс.Дзен, чтобы не пропускать новые материалы!

Элон любит сравнивать путешествие с Земли на Марс с пересечением Атлантического океана, отмечая, что по такой шкале добраться до Луны будет как пересечь Ла-Манш (а до МКС — отплыть от берега на 30 метров). Продолжая сравнение, он говорит, что «ракета, созданная для выхода на низкую околоземную орбиту или даже для достижения Луны, представляет собой по сути прибрежное рыболовное судно, в сравнении с системой колониального транспорта, который пытается уехать в 1000 раз дальше».

Как попасть на Марс?

Кроме того, она может взять лишь несколько человек или один спутник и доставить их на НОО — но если вы собираетесь на Марс, вам понадобится много больше, чем это. Вам придется взять больше массы и лететь дальше. Умножив расстояние на полезный груз, Элон объясняет, что марсианская транспортная система будет «буквально в миллион раз более способной, чем нынешняя система запуска всего мира. Должна быть такой».

А еще она должна быть невероятно продвинутой. Элон говорит, что ей нужно быть не только больше, но и эффективней. «Существует фальшивая дихотомия, когда дело доходит до «маленьких и сложных» или «больших и тупых» ракет. Люди говорят о «большом тупом носителе» — но все устроено не так. Нужен большой умный носитель. Если вы хотите построить колонию на Марсе, у вас нет выбора — вам придется сделать его большим и эффективным».

Итак, все, что нужно, — построить ракету, которая в миллион раз более способна, чем лучшие современные ракеты, эффективна, умна и хороша в постели.

SpaceX строит ее. Встречайте Большую Гребаную Ракету.

По этой картинке сложно понять ее размер. Давайте добавим что-нибудь для масштаба:

Или как насчет этого:

Есть еще вот:

Это небоскреб. Или, как говорит Элон, «пока это самый большой летающий объект в истории».

На презентации Элон объяснил, что это не первые наброски ее вида, это не впечатление художника — она так и будет выглядеть. Это то, что они строят.

К сожалению, SpaceX, похоже, испытывает экзистенциальный кризис, когда дело доходит до придумывания названий. Сначала это был Mars Colonial Transporter, затем его переименовали (потому что он сможет выбраться и за пределы Марса) в Interplanetary Transport Syste. Также на презентации Элон отметил, что пока не выбрал окончательное название, но тот космический аппарат, который первым полетит на Марс, будет назван «Золотое сердце».

Именно поэтому — пока я не услышу обратное — я буду называть эту ракету, как когда-то ее называл Элон: Большая Гребаная Ракета (Big Fucking Rocket, BFR).

Большая Гребаная Ракета гребанно большая. Будучи 130 метров в высоту, это по сути 40-этажный небоскреб. Будучи 13 метров в диаметре, она будет также в три раза тяжелее и мощнее с точки зрения тяги гигантской Saturn V — ракеты миссии «Аполлон» — которая пока что остается самой большой ракетой, построенной людьми.

Вот так она выглядит рядом с другими ракетами:

Разница становится еще более разительной, если сравнивать ее с ракетами с позиции массы полезного груза (грузоподъемности груза и людей), которую они могут выводить на орбиту.

Для сравнения: ракета Falcon 9 сможет доставить 4 тонны полезного груза на Марс, а Falcon Heavy — самая мощная на сегодня ракета — 13 тонн. Элон считает, что БГР сможет сперва доставить несколько сотен тонн ценного груза на Марс, а впоследствии — 1000 тонн. Абсурд этой статистики — что гигант Falcon Heavy сможет поднять лишь 1% груза БГР — невозможно постичь.

Теперь, чтобы все прояснить — то, что называется Большой Гребаной Ракетой, по сути, является двумя вещами: Большим Гребаными Кораблем на верхушке Большого Гребаного Носителя.

Характеристики Falcon Heavy

Давайте обсудим носитель. 25-этажная первая ступень — по сути, ракета БГР — это «немножко монстр», как говорит Элон. Это самый большой носитель во все времена — пока что. По физическим размерам — определенно, по тяге — еще больше.

В статьях о SpaceX мы затрагивали девять двигателей «Мерлин» на Falcon 9, каждый из которых достаточно мощный, чтобы вывезти стопку из 40 автомобилей в небо. Двигатели Falcon 9 могут вытащить на орбиту 360 автомобилей. Falcon Heavy с ее 27 двигателями «Мерлин» сможет вытащить в небеса стопку из 1000 автомобилей.

Носитель БГР будет работать на другом двигателе: Raptor («Раптор»).

Двигатель «Раптор» похож на «Мерлина», за одним важным отличием: «Раптор» в три раза мощнее «Мерлина».

Один двигатель «Раптор» выдает 310 тонн тяги — достаточно, чтобы поднять 310 тонн, стопку из 172 автомобилей или целый самолет Boeing 747 в небо. На это способен один двигатель «Раптор».

У носителя БГР будет 42 двигателя «Раптор». 42 «Раптора», Карл. Вкупе они будут выдавать 13 033 тонны тяги. Это 7000 автомобилей или 50 авиалайнеров, которые уходят в небо.

Большой Гребаный (Космический) Корабль

Космический аппарат, как его принято называть, но в данном случае уже судно — для удобства окрестим его просто кораблем. SpaceX называет его Межпланетным космическим аппаратом (Interplanetary Spaceshio), но для нас это Большой Гребаный Корабль, потому что так смешнее. БФК — это большая и забавная на вид штука, сидящая поверх БФН, то есть корабль или аппарат, находящийся на вершине ракеты-носителя. Корабль повезет людей и груз на Марс. Собственно, он также будет взлетать самостоятельно с Марса и возвращаться на Землю с людьми.

БФК сам по себе высотой с 16-этажное здание и шириной в 18 метров в самом толстом месте. В дополнение к сотням или тысячам тонн груза, БФК сможет сначала доставлять по 100 человек, а Элон думает, что потом по 200, по 300 — как круизное судно.

С девятью двигателями «Раптор», у него будет очень много подъемной силы. Даже космический аппарат с грузом будет обладать невиданной мощностью.

Вот вам корабль в разрезе:

Ракета в разрезе

Я спросил Элона, каково было бы на нем прокатиться. Он ответил: «Ну, ты бы летел на гигантском космическом аппарате в условиях микрогравитации. То есть очень весело. Ты будешь плавать».

На презентации он также добавил: «Это будет весело и восхитительно, вряд ли скучно. Отсек для экипажа устроен так, что вы сможете поиграть в игры в нулевой гравитации, поплавать, посмотреть фильмы, послушать лекции, посетить рестораны — было бы реально весело».

И если вы согласны, вот как будет проходить поездка.

  1. Садимся на судно. БГР будет взлетать с площадки 39A на мысе Канаверал во Флориде — с того же места, с которого стартовали астронавты «Аполлона». Потому что площадку построили абсурдно большой — никто не знал, насколько большая ракета будет построена. Вы приходите и пересекаете мост, чтобы попасть в БГК.
  1. Взлетаем. Вы пристегиваетесь, и БГР взлетает. Через несколько минут первая ступень БГН отделяется и устремляется обратно к Земле. БГК выходит на орбиту Земли.
  1. Заправляемся на орбите.

Вернувшись на Землю, на БГН устанавливается новый БГК — в этот раз с топливом (жидкий кислород и метан). Ракета взлетает и оставляет второй БГК на орбите, где тот пристыковывается к нашему первому кораблю для дозаправки.

Это происходит несколько раз, пока космическое судно не будет загружено по самое не хочу. Это необходимо, чтобы снизить стоимость поездки и чтобы поездка протекала бодренько. Люди привыкли считать, что поездка на Марсе займет шесть-девять месяцев, но БГК управится за три.

  1. Летим к Марсу. Три месяца веселья в условиях микрогравитации и тошнотворного общения с другими людьми на борту. В процессе поездки аппарат будет поворачивать, используя холодный газ.
  1. Входим в атмосферу Марса. Активируем тепловые щиты.
  1. Приземляемся на Марсе, целуем почву. Точно так же, как первая ступень приземляется на Земле.
  2. Живем на Марсе как боги. Или как бог знает кто. Если процесс колонизации в самом начале, мы работаем и помогаем построить первую промышленность. Если в самом разгаре, это может быть что угодно — исследования, предпринимательская деятельность или просто приключения.
  3. Производим топливо на Марсе. Это будет одна из важнейших и первых отраслей промышленности. Пропеллент состоит из жидкого кислорода (O2) и метана (CH4), которые легко производить из огромного количества H2O (лед) и CO2 (основной газ марсианской атмосферы), которые уже имеются на Марсе. Это топливо будет загружаться в космические аппараты, которые готовятся к отбытию на Землю. Благодаря этому процессу, не понадобится тащить топливо на обратный путь с Земли.
  4. Умираем или возвращаемся. Если вы захотите вернуться, можно будет сесть на борту БГК и отплыть. Если нет, можно будет счастливо жить и умереть марсианином. Но мы улетели.
  5. Вертикально приземляемся на Земле. Точно так же, как это было на Марсе. Космическое судно пройдет легкий ремонт и будет готовиться к отбытию на Марс через два года.
  6. Становимся тем невыносимым человеком, который постоянно трещит о своем пребывании на Марсе.

Миссия выполнена.

Собственно, в этом вся Большая Гребаная Ракета и как она будет работать.

Давайте теперь обсудим, к чему весь этот грандиозный план.

Сколько нужно полетов на Марс

Вернемся к реальности. Как нам перейти от «есть эта потенциально мощная ракета, которая, возможно, будет готова через пять лет» к «ура, мы процветающая многопланетная цивилизация и нас на Марсе миллион»?

10 000 полетов. Столько раз нужно отправить Большой Гребаный Корабль, по мнению Маска, на Марс, чтобы довести популяцию до миллиона.

Почему 10 000? Потому что будет по крайней мере 100 человек в большинстве полетов и это число будет расти со временем, но некоторые люди будут возвращаться обратно. В нижней части каждого БГК будет большой грузовой отсек. Элон думает, нам нужно доставить минимум 10 миллионов тонн груза на Марс, чтобы миллионная колония стала самоподдерживающейся, а это минимум 10 000 полетов, если SpaceX сможет быстро довести грузоподъемность ракеты до 1000 тонн.

Когда начнутся эти 10 000 полетов?

Давайте взглянем на синодический календарь Марса — Земли — в котором стоят даты, когда Земля и Марс находятся близко друг к другу (в оппозиции). Орбита Земли меньше марсианской, так что Земля вращается вокруг солнца быстрее — так что каждые 26 месяцев Земля догоняет Марс и они недолго находятся рядом. В этот момент можно осуществить переход с Земли на Марс.

Сейчас мы довольно близко к Марсу, поскольку оппозиция Марса — Земли была 22 мая 2016 года. Этот момент времени был также особенным, поскольку это последняя оппозиция, о которой никто не говорил. Почему? Потому что начиная со следующей оппозиции в июле 2018 года SpaceX начнет отправлять всякие штуки на Марс всякий раз, когда он будет в оппозиции с нашей планетой, и каждый раз мы будем об этом галдеть. Вот примерное расписание, если все пойдет согласно плану:

Грядущие платы по освоению Марса — и планы SpaceX

Декабрь, 2022: девственный вояж БГК на Марс. Только груз. Этот корабль Элон хочет назвать «Золотым сердцем»;

Январь, 2025: первые люди отправятся на БГК на Марс;

Прочитайте еще раз последнюю строчку.

Январь, 2025: первые люди отправятся на БГК на Марс.

Улавливаете?

Если все пойдет по плану, марсианский Нил Армстронг уже через восемь лет оставит свой след.

И об этом никто не говорит.

Но заговорят. Ажиотаж будет нарастать через пару лет, когда Dragon осуществит свое путешествие на Марс, и достигнет пика, когда БГК в 2022 году, наконец, взлетит, достигнет Марса и приземлится. Об этом будет говорить каждый.

Этот гул будет нарастать, когда будет объявлена первая группа космонавтов БГК. Каждый из них заполучит шанс сделать что-то значимое либо умереть, если что-то пойдет не так. В 2024 году они взлетят, пробудут три месяца в пути и будут показываться на главных полосах газет ежедневно. За их приземлением будет смотреть каждый житель Земли. 1969 год повторится.

Вот что будет.

Элон не любит, когда люди спрашивают его об этом первом путешествии и о Ниле Армстронге на Марсе. Он говорит, что это все ерунда, что человечество не должно вставлять перо многопланетности в свою шляпу как красивый жест, и напоминает о другом: «Вывести людей на Луну было суперкруто — но где наша лунная база?». Другими словами, побывать на Марсе, чтобы понюхать там почву, поиграть мышцами, не имеет значения — имеет значение лишь полная реализация видения Маска в виде самостоятельной цивилизации на Марсе.

И это, бесспорно, круто. Но для нас 2025 год будет очень веселым.

В любом случае Марс окажется в следующей оппозиции уже в 2027 году. На этот раз, если все будет идти по накатанной, Красную планету посетит сразу несколько БГК, которые будут нести больше людей, чем было изначально в группе 2025 года. И космический аппарат, который ушел в 2025, вернется на Землю, а вместе с ним и горстка марсианских первооткрывателей. Они вернутся героями, а легендарный космический аппарат будет стоять обезглавленным в Музее авиации и космонавтики.

Между тем, мы будем прикованы к мониторам, наблюдая за прибытием БГК на Марс. Вместе с ними на Красную планету прибудут люди, готовые продолжать изнурительную работу, начатую в 2025 году. Первым колонистам придется несладко (как обычно приходится первым колонистам). А этим «первым» придется труднее во сто крат. Мало того что они должны будут начать с нуля — вырыть шахты, рудники, карьеры, заводы, построить первые подземные жилища, первые больницы, школы, теплицы, водопровод, топливный завод, — им еще придется делать все это в скафандре, от которого нельзя избавиться. При этом все, кого они знали и любили, будут на бледно-голубой точке в ночном небе.

Будет трудно, но все окупится. Элон говорит: «Вы можете попасть в любую точку Земли за 24 часа. Здесь нет физических границ. Теперь космос — эта граница, поэтому она стоит на пути каждого с духом исследователя».

В апреле 2029 года SpaceX отправит еще более крупную группу космических аппаратов, людей и груз на Марс. На этот раз к ней будет приковано меньше глаз. К 2029 году мы уже свыкнемся с мыслью о том, что на Марсе есть люди и что каждые 26 месяцев происходит двусторонняя миграция.

Рост марсианской колонии будет продолжаться и привлекать авантюристов — вроде тех, кто читал о мореплавателях 15 и 16 века и хотел быть на их месте. Когда я спросил Элона о том, как будет расти и развиваться небольшая колония, он ответил: «Представь колонию Марса как организм, который начинается с зиготы и становится многоклеточным, а затем обзаводится органами — он будет меняться постоянно. Примерно так же, как первое поселение Джеймстауна ничего не говорит о Соединенных Штатах. С Марсом будет то же самое — Марс будет новым Новым Светом».

Оппозиции 2031, 2033 и 2035 годов принесут в Новый Свет намного больше людей. К тому моменту подающий надежды марсианский город уже станет частью нашей жизни. Мы подпишемся на Твиттеры самых успешных марсианских журналистов, чтобы оставаться в курсе происходящего. Мы будем смотреть все марсианские реалити-шоу. Некоторые из нас задумаются: почему бы не отправиться на Марс сейчас, прежде чем я станут слишком стар?

К 2050 году на Марсе будет более ста тысяч человек. Компания, в которой работает ваш сын, может открыть там филиал, и он будет прощаться с коллегами, которые соберутся в 52-месячную командировку на Красную планету. Он скажет, что не хочет лететь, потому что не хочет увозить свою дочь-девятиклассницу прочь от ее друзей и ее жизни. Но она отправится на Марс, когда ей стукнет 17, чтобы продолжить обучение. Вы переживаете, абсолютно понимая, что ваши переживания иррациональны. Просто вы помните дни, когда путешествия на Марс были рискованными и опасными, и какая-то часть вас дрожит и боится. А что, если она решит не возвращаться?

К 2065 году первые дни на Марсе будут казаться примитивными. Во время первых миграций на Марс лишь некоторые корабли могли перевозить по 100 человек за раз, это было дорого, путь занимал три месяца, а инфраструктура Марса оставляла желать лучшего.

В 2065 году каждая оппозиция Марса с Землей будет ожидать более 1000 кораблей, каждый из которых будет перевозить больше 500 человек и несколько тысяч тонн груза. Полмиллиона человек будут выходить в космос каждые два года, 50 000 из них — возвращаться. И вот поездка занимает 30 дней, стоит 60 000 долларов (по курсу 2016 года), а люди могут позволить себе оплатить билет с месячной зарплаты на Марсе (потому что на Марсе постоянная нехватка рабочих, ведь города постоянно расширяются).

Многие люди помнят те первые дни марсианской колонии, когда все вертелось вокруг SpaceX — финансировалось SpaceX, их грузовыми клиентами, подталкивалось амбициями компании, ее кошельком, изобретательностью ее гендиректора и инженеров. Но теперь десятки компаний специализируются на транзите Земля – Марс, а сотни компаний сосредоточились на развитии и предпринимательстве на Марсе. Транзит оплачивается так же, как сегодня люди оплачивают поезда, самолеты, такси — покупкой билетов.

К 2074 году популяция Марса достигнет миллиона человек. Обе планеты справят небольшой праздник. Но большинство людей даже, наверное, не заметит этого, как сегодня не замечает дня рождения Интернета или продажи миллиардного "айфона".

***

Все вышесказанное было записано со слов Элона во время моего телефонного разговора с ним. Некоторые числа он назвал сам — как в последнем абзаце, который родился после таких его слов: «Я надеюсь, что мы сможем достичь миллиона через 50 лет после старта». Местами я сам экстраполировал возможное будущее на основе полученных от него прогнозов. Все зависит от восприятия реальности Элона Маска. Он всегда осторожен, когда дело касается прогнозов, либо защищается так: «Это может быть, если все будет хорошо, но кто знает, очень многое может сорваться». Он подчеркивает, что «у SpaceX нет ответов на все вопросы даже приблизительно — мы просто хотим показать, что это возможно. Но это желаемое, а не действительное». Что касается причины срыва, он перечислил несколько (вроде Третьей мировой войны), и он очень переживает, что если умрет молодым, к управлению SpaceX может прийти кто-то, кто превратит компанию в дойную корову, а не будет целенаправленно двигаться к марсианской цивилизации.

Но если SpaceX сможет запустить этот механизм, это будет лишь малая часть общего процесса, который откроет новые возможности перед человечеством. Он объясняет:

«Общий план заключается не в том, чтобы создать резервное копирование жесткого диска, а чтобы действительно превратить человечество в многопланетный вид. По сути, мы устанавливаем регулярный грузовой маршрут на Марс. Вместе с тем, как экономика будет подталкивать межпланетную торговлю, будут ресурсы и стимулы для массового улучшения космических транспортных технологий, и тогда все выйдет совершенно на другой уровень».

Описанное мной может показаться безумным, но ведь это лишь малая часть того, что будет сделано в конечном счете, когда мы станем двухпланетной цивилизацией. Посмотрите на судоходные технологии в Европе. Когда всего-то и нужно было, что пересекать Средиземное море, корабли были дерьмовенькими — они не могли пересечь Атлантику. На плаву были суда малой дальности. Без экономики судоходные технологии не продвинулись бы далеко — ведь можно было плавать на одних и тех же кораблях со времен Юлия Цезаря и до Колумба. Спустя 1500 лет вы все еще могли бы пересечь Средиземное море. Но когда появилась причина пересекать Атлантику, судоходные технологии кардинально улучшились. Для этого потребовались американские колонии.

Люди в SpaceX верят, что как только они будут на Марсе, станет доступна и остальная часть Солнечной системы. Поэтому они делают не только картинки, где Большая Гребаная Ракета горделиво красуется на Марсе. Они рисуют, как она летает вокруг Юпитера.

Еще даже на Марс не прилетели!

Они готовятся к тем временам, когда любой человек сможет отправиться куда угодно в нашей гигантский Солнечной системе — и начнется новый золотой век исследований, с неизведанными физическими границами, куда ни посмотри.