10 фактов о поиске внеземной жизни

В 1950 году лауреат Нобелевской премии Энрико Ферми задал своим коллегам за обедом знаменитый вопрос: где все? Этот вопрос стал известен как парадокс Ферми. Ферми хотел знать, почему мы пока не встретили каких-либо инопланетян, если во Вселенной так много потенциально обитаемых планет?


По большей части игнорируя внешнюю Солнечную систему, мы тратим много ресурсов на исследование Марса, в надежде обрести инопланетную жизнь там. Вполне возможно, что на Красной планете мы что-то да найдем. Но ледяные луны — вроде Энцелада (Сатурн), Европы (Юпитер) и Ганимеда (Юпитер) — во внешней части нашей Солнечной системы могут иметь высокие шансы на содержание жизни. У многих этих спутников есть подземные океаны.

«В настоящее время пять орбитальных и два поверхностных робота исследуют Марс, — говорит Кори Пауэлл из журнала Discovery. — А вот сколько роботов исследуют четыре луны: Европу — 0, Ганимед — 0, Энцелад — 0, Титан — 0. Мы могли искать жизнь вообще не в тех местах».

Одна из причин, по которой мы игнорируем внешнюю Солнечную систему, заключается в затратах времени и денег, необходимых, чтобы добраться до нее. До Марса мы можем добраться в среднем за восемь месяцев. Но может понадобиться шесть-восемь лет, чтобы долететь до Юпитера и Сатурна соответственно. Впрочем, на Сатурн мы уже отправили космический аппарат «Кассини», тогда как Clipper будет запущен на Европу в 2022 году. Космический телескоп Хаббл и зонд «Галилей» также собирают информацию о Ганимеде и Энцеладе.

На текущий момент лучшим местом для поиска внеземной жизни может быть Энцелад. В дополнение к жидкой воде, которая имеется под ледяной коркой поверхности луны, ученые обнаружили свидетельства активности гидротермальных источников на морском дне спутника. Тепло и вода — важные детали жизни. Кроме того, подземный океан Энцелада должен контактировать с мантией луны, а значит вода смешивается с богатыми минералами вроде серы. И хотя щелочность такой воды довольно высока, с pH 11-12, на Земле жизнь может формироваться в похожих щелочных условиях.