Высадку человека на Марсе превратят в реалити-шоу

Как когда-то говорил ученый Вернер фон Браун, главное препятствие на пути освоения космоса – не сила притяжения, а бумажная волокита. Похоже, еще об одном препятствии он упомянуть забыл – о финансировании. Поэтому когда голландский инженер и предприниматель Бас Лансдорп более десяти лет назад начал мечтать о создании первой человеческой колонии на Марсе, больше всего внимания он уделял не вопросу преодоления технических трудностей, а составлению бизнес-модели.

По данным Google Analytics, сайт проекта, запущенный в июне прошлого месяца, за период своего существования набрал уже более 1,7 миллиона уникальных посетителей. Более 8000 человек из 100 стран направили электронные письма резюме, после того как в январе начался набор участников шоу. Группу экспертов, которые будут отбирать претендентов, возглавляет доктор Норберт Крафт – специалист по аэрокосмической медицине, успевший поработать в NASA, а также аэрокосмическими службами России и Японии.

«Дорога предстоит долгая, — отмечает Крафт. – Они должны быть к этому готовы не только физически, но и психологически»

Ожидается, что первоначальный состав участников сократится до нескольких сотен к 2014 году, когда шоу Mars One начнет транслироваться в нескольких странах. Лансдорп создал Mars One как некоммерческую организацию, которая в то же время является акционером коммерческой компании Interplanetary Media Group, обладающей эксклюзивным правом продавать права на трансляцию миссии и рекламу. Сколько будут стоить эти права, пока держится в секрете, но можно ожидать, что немало. При этом Лансдорп испытывает некоторую неловкость от того, что на его детище навешивают ярлык реалити-шоу.

«Я столкнулся с очень сложным компромиссом между целями проекта и способом финансирования миссии, — сказал он. – Ведь это не просто «Большой брат на Марсе». Важно, чтобы к этой идее относились как к очень серьезному проекту»

На следующей неделе, по заявлению Лансдорпа, будет объявлено о подписании первого контракта с американской аэрокосмической компании, которая согласилась поставлять оборудование для проекта Mars One. Однако вернемся к причине, по которой сам голландец не хочет лететь на Марс. Вот что он об этом говорит:

«Когда мне было 20 лет, я мечтал об этом и думал, что однажды мне удастся это совершить. Но по прошествии 15 лет я узнал себя получше и понял: я предприниматель по своей сущности. Я просто не приспособлен для всего этого. Я очень нетерпелив и не усидчив, а эти качества вряд ли будут оценены, когда длительное время нужно будет находиться в небольшой группе людей. И самое главное: у меня есть девушка, которая ни за что не захочет лететь туда со мной»

Как видно из всего вышесказанного, пока совершенно непонятно, чем обернется эта авантюрная затея. Помимо трудностей технического и финансового характера, неизбежно вылезет на поверхность и моральная составляющая. Ведь тот факт, что людей обрекают на пожизненное расставание с родной планетой, многими морализаторами может быть расценено как причинение физического и психологического вреда личности, пусть и при условии ее полного согласия.

В любом случае пожелаем удачи этому голландскому мечтателю в его увлекательном деле. И если оно выгорит, то на ближайшие годы мы будем обеспечены интереснейшим зрелищем, которое обязательно заставит вновь приобрести телевизоры тех, кто много лет назад от них избавился.

Источник: New York Times