Обзор игры SOMA: как остаться собой?

Признаюсь, я не являюсь большим поклонником шведской компании Frictional Games — создателей игры, о которой мы сегодня поговорим. Несмотря на то, что их предыдущие работы Penumbra и Amnesia: The Dark Descent, а также несколько сюжетных дополнений к ним, были восприняты прессой и игроками очень положительно и превратили относительно молодую компанию в фактически мастеров horror-игр, меня эти игры не очень впечатлили. Мне они показались несколько скучными и однообразными. Поэтому подходил к новой игра SOMA поначалу без особого энтузиазма. Однако все дальше углубляясь в историю, я в корне поменял свое представление.

Сюжет

Обычная задача хоррора сводится к тому, чтобы напугать игрока. Вас помещают в некое пространство, населенное монстрами, и говорят, что они могут вас убить, а значит нужно бояться и избегать с ними встречи. В этом плане SOMA отходит от традиционного подхода и ставит во главе картины сюжет. То есть вам пытаются рассказать интересную историю и только потом сдабривают ее различными страшилками, чтобы вы не расслаблялись. Монстры тоже есть, но они отходят на второй план. От них так же по-прежнему нужно прятаться, но примитивность стелс механики, которую мы могли видеть во многих игр до SOMA, не создает в этом никакой сложности.

Игра начинается в 2015 году. Главный герой, обычный парень по имени Саймон, владелец небольшого книжного магазинчика, просыпается после кошмара, в котором он снова испытал ужасы пережитой им автомобильной аварии, в которой он чудом остался жив, но погибла его девушка. После аварии Саймон получил серьезную травму головы, и теперь ему необходимо пройти курс специальной терапии по восстановлению функций работы его мозга и избежать кровоизлияния, которое его вот-вот убьет. Ему предлагают сделать томографию мозга, и он отправляется в частный медицинский центр.

Приехав в назначенное место встречи, Саймон садится в кресло. После проведения томографии, он испытывает некоторую дезориентацию и не понимает, где сейчас находится. Из светлого кабинета он попадает в мрачное помещение, никакого доктора, делавшего ему томографию, рядом нет, а вокруг все запачкано какой-то непонятной жидкостью.

Выбравшись наружу и идя дальше по сюжетной линии, мы узнаем, что попали в подводный научно-исследовательский комплекс «Пафос II». На дворе теперь 2104 год, и с того момента, как Саймон уселся в кресло для томографии, прошло уже очень много времени. По ходу повествования сюжета мы выясним, что же произошло на самом деле с главным героем, почему он очутился на станции, а также почему по комплексу бродят какие-то непонятные монстры, а также роботы, считающие себя людьми. Дальше станет только интереснее, и к концу истории нас ждет весьма неожиданный, но очень логичный сюжетный поворот.

Игровой процесс

Игровая механика SOMA следует тренду предыдущих игры Frictional Game. Бродя по многочисленным коридорам и лабораториям комплекса, мы будет знакомиться историей станции, судьбой ее обитателей (Саймон будет мысленно вселяться в погибших и узнавать о последних минутах их жизни), знакомиться с дневниками и оставленными аудиосообщениями ее персонала, пытаться найти последних выживших, попутно прячась от неизвестного ужаса. Перед нами Survival Horror, если не забыли.

Признаться честно, как раз последнего здесь не так много. И истинных фанатов жанра это может сильно расстроить. Ходить по темным коридорам, заброшенным комплексам и океанскому дну (да, будут задания и снаружи станции) в некоторых местах бывает действительно физически страшно. Эффект усиливается благодаря очень грамотному звуковому сопровождению. Различные скрипы, писки и непонятные звуки нередко заставят вас задуматься о том, следует ли вообще идти за тот поворот. Но как уже говорилось выше, SOMA — это в первую очередь интересная история, а потом уже все остальное. Об этом не стесняются говорить и сами разработчики из Frictional Games, которые указывали в интервью на то, что в игре в большей степени место отведено самому сюжету, нежели страшилкам. Но как я указал выше, последние тоже присутствуют и не заставят скучать ни на минуту.

Огромным плюсом здесь является то, что ходить и прятаться нам придется не по одинаковым коридорам и комнатам. Станция состоит из множества разных комплексов со своими особенностями и деталями. В отличие от предыдущих игр, где все в большей степени сводилось к бесконечным блужданиям по мрачным пещерам и заброшенным замкам, в SOMA мы будет передвигаться по заброшенным научным офисам и лабораториям, которые действительно интересно исследовать.

Стрелять здесь совсем не нужно. Здесь нет оружия. Единственное ваше оружие — это ваше чувство самосохранения, которое поможет избегать встречи с неизвестными до поры до времени формами жизни, «поселившимися» на станции «Пафос II». Это же чувство самосохранения поможет вам найти и правильный дальнейший путь. Потому что карты здесь нет, и ориентироваться вам придется по окружающим предметам и обстановке.

Механика взаимодействия с предметами, если вы играли в предыдущие игры Frictional Games, вам тоже будет знакома. Нам нужно будет не просто давить на кнопки, а фактически физически имитировать открытие дверей и замков, крутить в руках предметы, рассматривая их детально. Кстати, о вещах. Игра не прощает невнимательности. При исследовании станции постарайтесь заглянуть в каждый доступный уголок и без фанатизма обратить внимание на каждую деталь помещения, в противном случае может случиться неприятность, в результате которой, вы, например, не сможете открыть ту или иную дверь.

В игре есть головоломки. Некоторые из них простые, некоторые сложнее и потребуют от вас еще больше внимательности. Тем не менее их решение, как и они сами, логичным и гармоничным образом вплетены в сюжет и совсем не раздражают. По крайней мере пока вы остаетесь сосредоточенными и внимательными при их решении. За всю игру я ни разу не испытал с ними трудностей, но тем не менее такая проблема может возникнуть.

Визуальная составляющая

Игра совсем нетребовательна к ресурсам. Несмотря на то, что она построена на новом, по сравнению с Penumbra и Amnesia движке, в визуальном плане она продвинулась не слишком далеко. Нет, графика здесь вполне себе симпатичная. Но не более. Кат-сцен здесь нет совсем. Любители посмотреть красивые ролики — извините, здесь вы этого не найдете. Анимация тоже ничем выразительным похвастаться не может. Местами она даже может оттолкнуть. Несмотря на это, наличие множества окружающих деталей, звуковое сопровождение и отличный сюжет компенсируют эту потерю полностью.

Не знаю почему, но мне SOMA почему-то напоминает серию Bioshock (и не только самим сеттингом подводного города, который присутствует в двух частях этой франшизы). Игра хоть и обладала неплохой графикой, но ценилась в первую очередь далеко не за нее, а скорее за интересную подачу сюжета, отличную историю, атмосферность и душевность, что ли. К счастью, SOMA (по моему скромному мнению) всеми этими качествами обладает. Станцию «Пафос II» действительно интересно исследовать.

Звук

Так как я очень люблю horror-игры, то обычно стараюсь максимально настроится на их атмосферность и поэтому предпочитаю играть ночью, когда никто не мешает, а отсутствие света только усиливает эффект погружения. Поэтому прохождением игры я занимался именно в такой обстановке. Уж не знаю, как вы, но я бы посоветовал играть в SOMA именно ночью, или по крайней мере вечером, без света и в наушниках. Эффект многократно усилится, поверьте. Эмбиент-шумы не заставят заскучать ни на секунду.

В ходе прохождения я настолько вжился в роль Саймона, что стал все больше и больше сопереживать вместе с ним о его прошлой, нынешней и будущей судьбе. Я постоянно думал о том, что он может испытывать, находясь совсем один в этом заброшенном комплексе. Поверьте, это чувство многого стоит, потому что далеко не многие игры способны его подарить.

Итоги

Несмотря на примитивность механики, наличие некоторых заезженных клише в сюжетной завязке и бедную графику, SOMA без труда способна держать вас в напряжении все те немногие часы, которые требуются для ее прохождения. Этому способствуют интересный сюжет, моральная дилемма, с которой приходится сталкиваться главному герою, и сама атмосферность происходящего. Игра гораздо взрослее, чем может показаться на первый взгляд, и способна заставить вас резко испытать эмоциональную встряску. Любителям жанра, а также любителям научной фантастики категорически запрещается игнорировать SOMA. Как, впрочем, и всем остальным любителям игр с хорошим сюжетом и историей.

Плюсы:

  • Интересный сюжет и сюжетные повороты;
  • Глубокая атмосферность;
  • Отличная звуковая поддержка;
  • Возможность погрузиться в персонажа и сопереживать происходящему вместе с ним.

Минусы:

  • Графика не уровня 2015 года;
  • Некоторая однообразность и малочисленность врагов;
  • Самого хоррора здесь все же меньше, чем того ждешь от игры;
  • Отсутствие карты и подсказок по заданиям могут смутить некоторых игроков.

Итоговая оценка: 9 из 10. В общем и целом перед нами один из лучших представителей сюжетных хорроров последних лет, который не даст вам заскучать благодаря интересному сюжету и в целом небольшой (и это скорее плюс) продолжительности. Игра проходилась в версии для PC. Багов и вылетов не замечено, однако владельцы видеокарт Nvidia и игровых консолей PS4 отмечали некоторую просадку частоты кадров. В первом случае проблема лечится установкой новых драйверов. Во втором — патчами.