#интервью | Как снимали «Гравитацию»

Всего за десять дней «Гравитация» Альфонсо Куарона отыграла стоимость в 100 миллионов долларов и побила рекорды октября. На момент написания статьи фильм собрал уже 123,4 миллиона долларов, а его еще не показывали в Китае. Сам факт того, что «Гравитация» вошла в список 34 голливудских фильмов, которые проходят по годовой китайской квоте, демонстрирует проявление кинематографической силы. Фильм привлекает чистыми эмоциями и визуальными эффектами. Как объяснил Куарон-старший, в основу сценария лег рассказ, написанный сыном режиссера Джонасом Куароном, «Desierto».


Хотя пыхтение Сандры Буллок и фразочки Джорджа Клуни придают фильму глубину, истинный подвиг актеров в преодолении силы невесомости. Куарон вспоминает мысли Дэвида Финчера («Бойцовский клуб», «Семь») по поводу своей затеи. Он сказал: «Вау, это круто! Но вам нужно ждать лет семь, пока появятся нужные технологии. Вы не можете сделать это». Он ошибался, потому что понадобилось всего четыре с половиной года, смеясь, объясняет Альфонсо Куарон. Режиссер Джеймс Кэмерон сказал: «Смотрите, технологии уже здесь, вам просто нужно изобрести набор инструментов». Также сообщил, что мы можем попробовать сделать это за 400 миллионов. В ответ на это Куарон сказал, что собирается сделать это за намного меньшие деньги.

Куарон наняли гуру визуальных эффектов Тима Уэббера, человека, который стоял за «Аватаром» и «Темным рыцарем» и который помог бы ему визуализировать эффекты отсутствия гравитации. Как же им удалось заставить Буллок и Клуни кувыркаться в космосе?

Начали с офисного стула

«Кристофер де Фариа, ответственный за визуальные эффекты в Warner Brothers, был нашим лучшим другом и злейшим врагом», — говорит Куарон в интервью DazedDigital. — «Он просто проталкивал проект в студию, ходил и убеждал всех поработать над ним, но был уверен, что затея будет стоить два бакса, и нам придется возвращаться и забирать сдачу. Но Крис держался за свои идеи, потому что думал, что фильм можно сделать проще».

«Он думал, что все можно снять на офисном стуле, да?», — спрашивает Тим Уэббер.

«Он говорил: всё, что нам нужно, это офисный стул с ручкой, которая будет его передвигать, и чувак, который будет бегать вокруг стула со светом. Поэтому нам пришлось успокоить его, и наконец, когда он увидел меня и мое лицо, он перестал давать какие-либо комментарии по поводу съемок. Тогда мы перестали снимать друг друга на офисном стуле».


Для создания «Космической Одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика использовалась обувь Velcro

Сходить на концерт Питера Гэбриэла

«Все лучшие идеи рождаются в самом неподходящем месте. А именно, на концерте Питера Гэбриэла. Когда мы столкнулись с камнем преткновения, с вопросом того, как мы будем подсвечивать своих персонажей в космосе, команда впала в ступор».

«Нам нужно было разработать способ осветить актеров со всех сторон и все еще быть в состоянии снимать на камеру, чтобы свет не мешал», — объясняет Уэббер. Главный оператор Эммануэль «Чиво» Любецки объяснил: «Свет в космосе не похож на любой другой свет, потому что он не проходит сквозь фильтры».

«Любецки был на концерте Питера Гэбриэла, и именно там его застал момент эврики. «Давайте попробуем фонарики», — говорит Куарон. — «Он пришел и сказал: мы можем сделать это со светодиодными огнями. Команда построила коробку 3 на 3 метра, которую можно было расширять как по высоте, так и в ширину. Два года и 1,8 миллиона светодиодных огней позволили «контролировать яркость каждого из них, чтобы получить нужный свет и цвет».

Предварительно визуализировать весь фильм


С таким сложным процессом съемок и твердолобым желанием Куарона сделать все как надо, троица Куарон, Уэббер и Любецки превизауализировали (читай: раскадровали и виртуально анимировали) весь фильм перед основными съемками.

«Чтобы иметь возможность использовать эти технологии, нам нужно было заранее запрограммировать все инструменты. Предварительная визуализация не только должна была вести нас по ходу съемок, она должна была быть абсолютно точной в плане движения камеры, хореографии, позиций, тайминга и света. Поэтому мы начали делать точную предварительную визуализацию, и главный оператор Чиво начал делать анимации, поэтому большая часть света была сделана на компьютере».

Нанять автомобилестроительного робота

Светодиоды остались далеко позади, но оставалась и другая загадка. Как вы создадите нулевую гравитацию? Для имитации свободного плавания в пространстве Куарон обратился за помощью к технологиям сборки автомобилей. Эти роботы обычно имели дело с автомобилями, а значит с легкостью подняли бы пять-семь Сандр Буллок. Они также были весьма точными (благодаря предварительному программированию и предварительной визуализации), и такую точность даже самое устойчивое крепление камеры не могло бы обеспечить.

«Мы сказали, что на это понадобится полгода, поэтому взяли на полгода», — говорит Куарон. — «Начали снимать, начали строить все это. По графику коробка должна была быть за две недели до начала съемок, но коробка не была готова за три дня до начала, а роботы вообще приехали в последнюю минуту. В ночь перед началом съемок не работало ничего. В ночь перед началом съемок у нас был «вася», который проводил испытания, и робот, который не мог ничего».

Подготовить актера к полной изоляции

Буллок часто оставалась в трехметровой, усеянной LED-фонариками коробке на протяжении часов и часто даже в перерывах, поскольку слишком много времени ушло бы на то, чтобы вынуть ее оттуда.

«Актер, в основном Сандра Буллок, был изолирован, поскольку у нас была коробка с освещением, которое работало бы неправильно, если коробку не изолировать», — объясняет Куарон. — «Полчаса, чтобы засунуть ее внутрь, еще двадцать минут, чтобы достать. Между дублями, как правило, она оставалась там, поэтому находилась в изоляции».

«Единственная компания, которая у нее была, это парень в черном капюшоне, который сидел в углу с кабелем и держал большую красную кнопку. Она сказала: «Знаете, я никогда не видела лицо этого парня». Он был на случай помощи. Он настаивал на том, чтобы быть полностью в черном, чтобы никак не влиять на освещение. Парень был наготове, и если бы что-то пошло не так, он нажал бы на кнопку. На самом деле, робот работал очень быстро, что-то пошло бы не так… Позже я понял, что все это было только для безопасности Сандры».

Заставить актера танцевать «будто никто не видит»


Хотя технология помогала Буллок плавать, много натуральных аспектов нулевой гравитации лежало на ней.

«Это было из разряда хореографии», — говорит Куарон о съемке движений Буллок. — «Речь шла не об оценках, а о тайминге. Раз, два, три (пауза). Четыре, пять, шесть. И все это на протяжении, как вы знаете, долгого времени. Я поражен тем, что сделала Сандра».

«Нам невероятно повезло с тем, что у нас был кто-то, кто а) хотел; и б) отлично справлялся», — говорит Уэббер. — «Я как-то услышал, что она говорит «я сильно волнуюсь по пустякам», но на самом деле она не волновалась».

«Гравитация» — одновременно технический подвиг и визуальный триумф, но Куарон хочет, чтобы когда кинолюбители смотрели фильм, в центре был сюжет и эмоции.

«Все эти технологии — просто инструмент. Мы не хотим, чтобы люди, которые собираются посмотреть фильм в первый раз, пытались понять, как снимался этот или тот эпизод. Я хочу, чтобы люди смотрели фильм для себя».