Обзор Fiio K1 — микроскопический ЦАП с усилителем

Затеянное Fiio переименование своей линейки с присвоением отдельных букв разным категориям продуктов начинает немного запутываться. Только недавно я обозревал бюджетный портативный ЦАП/усилитель Q1, как они выпустили еще более бюджетную модель с индексом K1, хотя — по идее — в K должны были быть стационарные настольные ЦАП и усилители, а назвать K1 стационарным можно с большим трудом. Но, в общем, это не так важно, ведь K1 получился не только маленьким и недорогим, но и очень интересным устройством, и сейчас я про него расскажу.


Формат «ЦАПа-флешки» — уже далеко не новинка, развитие современной схемотехники позволяет разместить вполне неплохой по уровню ЦАП с микросхемой-усилителем в очень маленьком объеме, чем и воспользовались многие производители. У Fiio в этом сегменте еще не было наработок, те же E07K и Q1, несмотря на небольшой размер, все-таки значительно больше габаритами (в первую очередь из-за аккумулятора). Поэтому K1 призван стать первым продуктом компании в ультракомпактном форм-факторе.

Набор микросхем типичен для Fiio, в роли ЦАП выступает PCM5102, знакомый по множеству продуктов компании, от плеера X1 до ЦАПа E17K. Дополняют его усилитель TPA61332A и SA9023A в роли USB-интерфейса. Конечно, 9023 не поддерживает особо высокие разрешения, K1 ограничен 96 кГц и 24 битами, зато для работы этому малышу не требуются драйвера.

Ценник сделали очень доступным, устройство предполагается продавать примерно за 40 долларов.

Технические характеристики

  • ЦАП: TI PCM5102
  • ОУ: TPA61332A
  • USB интерфейс: SA9023A
  • Диапазон частот: 20 Гц ~ 20 кГц
  • Выходная мощность: 75 мВт @ 16Ω, 35 мВт @ 32Ω
  • Максимальное выходное напряжение: 3,25 Vp-p
  • Максимальный выходной ток: 35,93 мА
  • Общие гармонические искажения + шум: <0,01% (1 кГц)
  • Соотношение сигнал/шум: ≥100 дБ
  • Разбаланс каналов: <0,3 дБ
  • Разделение каналов: ≥70 дБ
  • Выходной импеданс: ≤1Ω
  • Вход: MicroUSB
  • Выход: 3,5 мм TRS
  • Питание: от USB-порта
  • Поддерживаемый сигнал: до 96 кГц/24 бит
  • Размеры: 50 мм × 20,5 мм × 8 мм
  • Вес: 11,3 г

Упаковка и дизайн

В этот раз Fiio решили использовать прозрачную упаковку из пластика, она позволяет сразу увидеть K1 со всех сторон. Несмотря на простоту, выглядит это неплохо. В коробке помимо устройства вы найдете короткий MicroUSB-кабель и инструкцию.

K1 достаточно неплохо собран, тут не пытались «экономить на спичках». Корпус сделан из алюминия с пластиковыми заглушками на торцах. Для K1 выбрали интересный титаново-серый цвет. На задней стороне устройства зачем-то прикрепили клипсу для крепления на ремень из прозрачного пластика. Я не совсем представляю, зачем кому-то может захотеться прикрепить K1 на пояс, но при желании эту клипсу можно легко отсоединить.

Fiio решили не делать USB-штекер, вместо этого они сделали MicroUSB-разъем и положили в комплект небольшой кабель, на мой взгляд, это удобней при работе с ПК и ноутбуками, чем постоянно торчащие из USB-порта устройства.

Интерфейс K1 предельно прост, проще просто не бывает. С одной стороны разъем USB, с другой — маленький светодиод, включающийся при работе, и 3,5-мм разъем для наушников. Нет даже регулятора громкости, предполагается, что за это будет отвечать компьютер-источник.

К сожалению, K1 не работает с большинством смартфонов, так как в момент подключения требует больше питания, чем дает устройство-хост, хотя для постоянной работы K1 достаточно того питания, что выдают смартфоны при подключении по USB. Судя по отзывам на форумах, с некоторыми смартфонами этот ЦАП все-таки заводится и работает. Сами Fiio сказали, что, возможно, в будущем они поправят эту проблему (как я понимаю, исправление будет аппаратным), но на данный момент совместимость K1 со смартфонами не гарантируется, так что приходится считать K1 устройством, предназначенным исключительно для ПК.

Звук

Для прослушивания устройства использовались следующие наушники:

K1 сразу подкупает размерами, сложно поверить, что в устройстве размером со среднюю флешку можно разместить прилично звучащую начинку, тем не менее Fiio смогли это сделать.

Для начала — кому это устройство не нужно. В первую очередь оно не подойдет любому обладателю ЦАП/усилителей ценой где-то от 100 долларов. Эти устройства будут однозначно лучше.

Также не нужен K1 тем, кому важно получить действительно высокое качество звука, там затраты будут больше и устройства дороже.

Еще не подойдет K1 обладателям дорогих топовых наушников. Этот малыш на удивление неплохо справляется даже со среднетугими моделями, но для хороших наушников нужно устройство получше. Верно и обратное: для самых дешевых наушников K1 тоже не нужен.

K1 не подходит любителям НЧ, тут нет басс-буста, и баса больше, чем есть, он не добавит. Ну и, наконец, K1 не нужен людям, которых устраивает качество встроенного звука их компьютера, никакого вау-эффекта K1 не дает, поэтому если вы не уверены, что вам нужно улучшить разрешение и динамику звука вашего ПК (именно в этой области несет улучшения K1), то сэкономьте деньги на покупке.

С одной стороны, кажется, что устройство очень нишевое. С другой стороны — K1 это ровно то, что нужно большинству простых слушателей, желающих улучшить звук своего компьютера. Добавьте к нему хорошие наушники-затычки, потратив на это еще где-то от 40 до 80 долларов, и получите хороший набор для повседневного использования. Легкий, портативный, недорогой.

Ниже при описании звука K1 я буду делать скидку на его цену, учитывайте это.

В целом звук K1 — чуть светлый, тяготеющий к нейтральности. Он обладает неплохим разрешением и скоростью. По сравнению со встроенным выходом MacBook Pro (думаю, его можно считать более-менее хорошим решением в мире ноутбуков), K1 предлагает более собранный бас. Поначалу кажется, что его меньше, но на самом деле это не так, уменьшается размазанный гул, улучшается четкость и плотность. Средние частоты обретают больше телесности, они звучат более детально. Небольшой акцент на стыке СЧ и ВЧ делает звук легким и воздушным. ВЧ чуть ярковаты, но не запредельно, проработка неплохая для своей цены.

С K1 лучше передается характер инструментов, они звучат более натурально, воображаемая сцена становится шире, и источники звука располагаются на ней не так скученно.

В самых чувствительных наушниках-затычках можно услышать небольшой фоновый шум (например, в 16Ω Titan 3 с их чувствительностью в 110 дБ/мВт). Его слышно только в тишине, но во время музыки он слегка портит тихие моменты, размывая «черный фон» и ухудшая глубину сцены. Впрочем, уже на 32Ω моделях этой проблемы нет.

Ближайший и более дорогой конкурент K1 — Fiio Q1 предлагает более темный звук со слегка подчеркнутым басом и за счет большей мощности лучше подходит наушникам с невысокой чувствительностью.

Совместимость

Подбирая наушники для K1, лучше избегать двух крайностей — слишком тугих и слишком чувствительных моделей. Из любопытства, я подключил к K1 HiFiMan HE-400S, результат получился вполне приличный, хотя и не сравнимый с серьезными усилителями. Хорошо с K1 показали себя массовые модели в лице VSonic VSD3, Ostry 6 серии обеих модификаций, Lear LHF-AE1d. Особенно же мне понравилось сочетание с VSonic Gr01. Жанровых предпочтений у K1 нет, он более-менее хорошо отыгрывает большинство стилей, за исключением самых сложных.

Как обычно, несколько примеров

Led Zeppelin — Boogie With Stu. Очень удачно с K1 звучит ремастер одного из лучших альбомов Цеппелинов. Для ценителей исключительно правильного звука есть рипы с винилов-первопрессов и тракты ценой от 3000 долларов и больше. Но для настоящего наслаждения любимой музыкой вполне хватит этого маленького ЦАПа, который выигрывает от осовремененного трека, передавая большую часть нюансов.

Megadeth — A Tout le Monde. Удачный риф, хорошая мелодия, харизматичный вокалист. В общем, все, за что мы любим творчество товарища Мастейна в концентрированном виде. Fiio K1 показывает себя хорошо, бодренько отыгрывая этот трек, хотя для более брутальных жанров он будет, пожалуй, светловат.

Bruce Dickinson — Tears of the Dragon. Для меня сольное творчество Брюса — все-таки интересней, чем альбомы Iron Maiden, записанные без него. Конечно, «мейден» — это всегда «мейден», и альбомы с Блейзом очень интересны музыкально, но в плане вокала группе не хватало Дикинсона, который в это время записывал шедевральные вещи типа «Слез дракона». K1, конечно, немного не дотягивает с передачей басовой партии, зато он эффектно подчеркивает вокал, а это — главное в данном треке. Сами понимаете почему.

Выводы

Очень неплохое бюджетное устройство для тех, кто хочет улучшить звук, не потратив на это много денег. Такой себе пробник аудиофила, позволяющий понять, нужно ли вам вообще думать о более дорогих и высококлассных устройствах. Конечно, жаль, что K1 не поддерживает смартфоны (хотя я верю, что с определенного момента эту поддержку добавят), но и так он вполне хорош в роли дорожного спутника путешествующего меломана.