Принято считать, что лишний вес появляется из-за регулярного приема жирной пищи. Однако в последнее время в СМИ можно встретить все больше информации о том, что углеводы, в том числе и фруктоза, играют не менее значительную роль в накоплении организмом лишнего жира. Фруктоза активно применяется в пищевой промышленности и даже продается в чистом в виде в качестве более полезного заменителя сахара. Одна из особенностей фруктозы заключается в том, что она слаще сахара, а также способна усиливать эффект от других подсластителей. Поэтому ее часто можно встретить в напитках, выпечке, консервах и многих других продуктах. Чаще всего фруктозу добывают из сиропа, выполненного по особой технологии из кукурузного крахмала. Именно этот сироп обычно и добавляют в продукты. В то же время науке известно, что фруктоза не только вызывает ожирение, но и приводит к ряду другим сопутствующим заболеваниям, таким как диабет и жировой гепатоз печени (перерастающий затем в цирроз). Вообще, негативное влияние фруктозы на печень сложно переоценить. Она стимулирует в этом органе гены, которые регулируют синтез липидов. Чем больше в организм поступает фруктозы, тем быстрее она обрастает жиром. Но, как оказалось, это далеко не все ее опасные свойства.
Аэрокосмическое агентство NASA объявило о завершении испытаний космического телескопа Джеймса Уэбба. Разработка этой орбитальной обсерватории началась в 1996 году и по плану она уже более десяти лет как должна быть в космосе. Однако, из-за многочисленных технических проблем запуск исследовательского аппарата постоянно откладывался. Теперь же инженеры полностью его собрали, убедились в работоспособности и даже упаковали для последующей перевозки на космодром Куру, который находится на северо-восточном побережье Южной Америки. Как только телескоп окажется на космодроме, он будет помещен внутрь головного обтекателя ракеты-носителя Ariane 5 и отправится в космос. Звучит очень просто, но стоит понимать, что речь идет об огромной обсерватории диаметром около 6,5 метров и массой 6,2 тонны. Исследователям предстоит проделать много работы, причем в очень сжатые сроки — запуск телескопа будет совершен уже очень скоро.
Физическая реальность может быть гораздо более обширной, чем просто участок пространства времени, который мы называем Вселенной. Наша космическая среда может быть сконструирована в невероятных масштабах, при этом наши астрономические инструменты невероятно ограничены. Мы, подобно муравьям, не знаем о том, насколько огромен мир вне муравейника. Так что некоторые физики-теоретики всерьез рассматривают теорию Мультивселенной, согласно которой наш мир – лишь один из многих. Более того, применяя квантовую теорию к Вселенной, мы вынуждены признать, что она существует одновременно во многих состояниях. Иными словами, допустив применение квантовых флуктуаций к Вселенной, мы практически вынуждены признать существование параллельных миров. Интересно и то, что сочетание теории струн и «вечного» варианта инфляционной космологии (речь об инфляционной модели Вселенной) обеспечивает естественную основу для так называемой «ландшафтной Мультивселенной».
Марс — невероятно пыльная планета. Периодически ее всю охватывают пылевые бури, которые видны даже с Земли. По одной из версий ученых, пылевые бури даже могли стать причиной потери Марсом воды. Правда, с планеты исчезла не вся вода. Часть ее в замороженном виде сохранилась и до наших дней. Напомним, что температура здесь колеблется в районе -60 градусов. Поэтому в жидком виде вода встречается крайне редко в виде соленых ручьев, когда летнее солнце растапливает стенки кратеров. Однако такая ситуация, по мнению ученых, была не всегда, о чем я недавно писал. Исследователи продолжают ломать голову над тем, что с водой происходило раньше, до того, как Марс превратился холодную и покрытую пылью пустыню. Получить ответы может помочь оставшийся на планете лед — его состав, плотность и прочие характеристики. Эта информация позволит ученым понять какие процессы воздействовали на воду, чтобы впоследствии воссоздать ее историю. Но несмотря на то, что Марс изучает уже не первый марсоход, о его воде ученым приходится судить лишь по снимкам, полученным с камер и спектрометров орбитальной станции. Другими словами, информации не так уж много, чтобы делать какие-либо сложные выводы. Однако недавно ученые разработали способ, который даже на основе снимков позволяет определять возраст воды и получать другие некоторые данные.
Жители элитного поселка Нордельта в Аргентине недавно столкнулись с весьма необычной проблемой. На территории их жительства появились толпы капибар — самых крупных в мире грызунов. Они активно объедают растительность, гадят на чистые газоны, нападают на собак и становятся причиной аварий на дорогах. Учитывая то, что капибары могут весить до 66 килограмм, они действительно могут доставить огромное количество хлопот. Некоторые люди даже начали доставать охотничьи ружья для отстрела нежданных гостей, но делать этого категорически нельзя. Если узнать больше подробностей, становится ясно, что виноватыми в этой ситуации являются не животные, а сами люди. Капибары просто вернулись на свое естественное место обитания, где люди построили дорогие дома. Как решать эту ситуацию пока никто не знает, но у нас есть интересные подробности о ней.
Автомобили были изобретены людьми для того, чтобы как можно быстрее преодолевать большие расстояния. Поэтому скорость является одной из самых важных характеристик всех существующих сегодня средств передвижения и электромобили не являются исключением. Производители доказывают скоростные способности своих автомобилей проводя заезды по испытательным трассам. Самым известным гоночным треком в мире является немецкий Нюрбургринг, протяженность которого составляет более 20 километров. В 2019 году рекорд трассы был поставлен автомобилем Porsche Taycan — установленную дистанцию электромобиль проехал за удивительные 7 минут и 42 секунды. Само собой разумеется, компания Tesla ни в коем случае не хочет оставаться позади и недавно попыталась побить этот рекорд при помощи нового Tesla Model S Plaid. В ходе одной из попыток автомобиль разбился но, к счастью, никто не пострадал.
Более чем за полувековую историю освоения космоса человечество добилось немалых успехов — нам удалось «обосноваться” на орбите Земли благодаря космическим станциям, и даже несколько раз побывать на Луне, где американские космонавты провели ряд исследований и собрали образцы лунного грунта. И это лишь те, достижения, которых удалось достичь при непосредственном участии человека. А в области беспилотных миссий мы продвинулись еще дальше, что позволило собирать подробную информацию о других планетах, в том числе о Марсе с его загадочной историей. Однако освоение космоса имеет и трагическую сторону. За все время количество погибших людей составило около 330 человек. Причем самые масштабные катастрофы происходили даже не в космосе, а на Земле, во время подготовки космических кораблей к полетам. Жертвами становились сразу десятки человек. Некоторые из них не предавались огласке или вообще были засекречены, а детали стали известны спустя много лет благодаря независимым расследованиям. Наша подборка содержит 5 самых масштабных и ужасающих катастроф за всю историю космонавтики.
Недавно я писал о том, что в последнее время в Антарктиде участились случаи возникновения расколов в шельфовых ледниках и последующих их отколов. Пока еще ситуация не критическая, однако ученые боятся таяния и превращения в айсберги больших ледников, таких как Туэйтса. Они способны нарушить равновесие ледников, что может привести к самым непредсказуемым последствиям и резкому повышению уровня воды в мировом океане. К примеру, ледник Туэйтса имеет площадь в 120 тысяч квадратных километров. Уже несколько лет он с высокой скоростью движется в сторону моря Амундсена. Ученые Вашингтонского университета называют этот ледник “порогом системы”. Это значит, что его разрушение повлечет за собой ряд других необратимых процессов. Поэтому Туэйтса считают самым опасным ледником на планете, и в то же время самым быстро разрушающимся. Долгое время причины его аномального таяния были загадкой, но на днях экспертам удалось найти объяснение этому явлению.
Прямо сейчас на территории техасской деревни Бока-Чика происходят исторически важные события. Именно там находится частный космодром компании SpaceX, с которого отправляются в космос ракеты Falcon 9 и ведется разработка космического корабля Starship. Так как в скором времени компания собирается отправить людей на Луну и Марс, число сотрудников постоянно растет и все они нуждаются в жилье. Ранее предприниматель Илон Маск получил разрешение на строительство небольшого поселения рядом с космодромом и даже сам начал жить в скромном доме, который больше похож на контейнер. Кажется, компания не будет на этом останавливаться и в будущем проведет к космодрому подземный туннель, чтобы живущие на соседнем острове сотрудники могли быстро добираться до места работы. Рытьем подземного пути займется The Boring Company, которая тоже находится под руководством Илона Маска.
О том, что социальная изоляция негативно влияет на человека, науке известно давно. Более того, как недавно выяснили ученые, одиночество может привести к смерти даже быстрее, чем, к примеру, курение, алкоголизм или ожирение. Также установлено, что одиночество сильно влияет на работу мозга. Наверняка, многие из вас испытали этот стресс на себе во время всеобщего карантина. Оказаться отрезанным от постоянного живого общения — это серьезная встряска для организма. И в этом удивительного ничего нет, ведь еще Аристотель сказал, что человек — существо социальное. Но речь далее пойдет вовсе не о людях, и даже не животных. Как оказалось, от одиночества могут страдать даже насекомые, а точнее — мухи дрозофилы. В их мозгу ученые нашли нейроны, которые в результате стресса вызывают ряд негативных последствий. Другими словами, они реагируют на одиночество примерно так же, как и люди, несмотря на то, что в эволюционном плане от нас сильно отстают. Такую особенность этих насекомых обнаружили исследователи из Рокфеллеровского университета.
В 2016 году в состав холдинга Alphabet (частью которого является даже Google), вошла компания Waymo. Это один из крупнейших разработчиков систем автоматического вождения для беспилотных автомобилей, который уже давно пытается создать собственный сервис такси. На протяжении нескольких лет автомобили с фирменной системой автономной езды тестировались на дорогах аризонского города Финикс — у нас есть даже видео одной из поездок. На днях компания решилась на проведение более масштабных испытаний и теперь покататься на автономном такси могут жители огромного Сан-Франциско. Так как технология до сих пор находится на стадии тестирования и не может гарантировать полной безопасности, внутри салона всегда будет находиться сотрудник Waymo, готовый взять управление в свои руки. Но зато жители города могут пользоваться сервисом совершенно бесплатно. Правда, есть один нюанс.
Иногда вещи, которые на первый взгляд кажутся невероятно простыми, на самом деле оказываются чуть ли не самыми сложными. Взять, к примеру, свет. Древние цивилизации испытывали больше трудностей в понимании его природы, чем в понимании вещества – чего-то, к чему можно прикоснуться. Сегодня мы знаем, что свет – это не только способ переноса энергии от Солнца к Земле, делающей жизнь на нашей планете возможной, но и невидимая сеть из фотонов, которая позволяет электромагнетизму работать на расстоянии. Интересно, что до конца XVII века существовало две противоположные теории света. Так, Ньютон считал, что свет состоит из крошечных частиц, которые он назвал корпускулами. Но другие ученые, включая современников английского физика, полагали, что свет состоит из волн, как рябь, движущаяся по поверхности воды. Многим позже шотландскому физику Джеймсу Клерку Максвеллу удалось объединить Ньютоновские корпускулы и волновую теорию света, создав теорию, в которой эти явления были хорошо собраны воедино.
Морские звезды на Тихоокеанском побережье от Аляски до Мексики стали жертвами массового вымирания, начавшегося в 2013 году в результате глобального потепления климата (не путайте с изменением климата). Оно коснулось более 20 видов морских звезд. Внезапно у больных особей появлялись язвы, затем на поверхности образовывалась слизь, и они погибали в считанные дни. Особенно сильно от вымирания пострадала морская звезда-подсолнух. Одно из исследований показало, что в некоторый районах они вымерли вообще полностью. Причина, вызывающая их болезнь и гибель, ученым неизвестна. По одной из версий это связано с инфекцией, вызванной потеплением воды, по другой — звезды погибают от синдрома, который также возникает от аномально высокой температуры воды. Как бы там ни было, исчезновение морских звезд привело к увеличению количества морских ежей. К примеру, на одном из рифов в Орегоне популяция этих животных в период с 2014 по 2019 год увеличилась в 10 000 раз, и составила более 350 миллионов особей. Это в свою очередь выбило всю морскую экосистему из равновесия, так как морские ежи уничтожают целые леса водорослей, оставляя после себя лишь подводные пустоши. Чтобы спасти ситуацию, которая близка к катастрофе, ученые решили разводить морских звезд искусственно.
В последнее время стало модным вести здоровый образ жизни, правильно питаться и вообще всячески поддерживать свое тело в хорошей физической форме. Но насколько мы хорошо знаем свое тело, что ему вредно, а что полезно? На самом деле недостаточно много. Зачастую мы руководствуемся старой информацией, опытом предыдущих поколений или теми сведениями, которые были навязаны рекламой. Однако часто эти данные не в полной мере соответствуют действительности или вовсе являются мифами. Несмотря на то, что медики всячески их опровергают, люди продолжают упорно в них верить. Одни из них безобидные, которые лишь искажают представление о нашем теле, другие способны серьезно навредить здоровью. Мы подготовили подборку из 5 самых распространенных мифов и их опровержений, которые наверняка помогут больше узнать о собственном теле.
Первая в истории человечества «космическая гонка» длилась с 1957 по 1988 год. Именно в это время проходило жесткое соперничество между СССР и США в плане освоения космоса. Главными достижениями тех времен были выведение на орбиту Земли первого искусственного спутника и, конечно же, отправка людей на Луну. Это соперничество уже осталось позади, а сейчас человечество стоит на пороге второй космической гонки. На этот раз участников гораздо больше: помимо федеральных космических агентств, в нее вступили частные аэрокосмические компании. В 2019 году бывший президент США Дональд Трамп попросил аэрокосмическое агентство NASA вернуть людей на Луну. Для этого агентство создало программу «Артемида» и по его планам, первый за долгое время полет людей на Луну должен был совершиться в 2024 году. Но из-за проблем со скафандрами миссия была перенесена на апрель 2025 года. Однако, недавно глава компании SpaceX объявил, что событие произойдет в срок или даже раньше.
По данным Всемирной организации здравоохранения, к 2050 году от проблем со слухом во всем мире будет страдать около 2,5 миллиардов человек. Причины будут разными, начиная от последствий болезней и заканчивая травмами. И как минимум в 700 миллионах случаев ситуация будет настолько сложной, что люди будут нуждаться в срочной медицинской помощи. Недавно американские ученые научились печатать на 3D-принтере имплантаты барабанных перепонок — тонкой мембраны внутри уха, которая играет ключевую роль в возможности человека слышать окружающие звуки. В будущем при помощи новой технологии можно будет восстанавливать слух людей даже при очень серьезных травмах, причем это будет занимать всего лишь около трех месяцев, что определенно лучше, чем страдать от глухоты на протяжении всей жизни. Но стоит осознавать, что идеальных вещей не существует и даже у этой технологии есть как минимум один минус.
В ноябре 2019 года компания Tesla представила миру электрический пикап Cybertruck. Во время презентации Илон Маск буквально шокировал публику — вместо стильного грузовика из фантастических фильмов он показал нечто, отдаленно напоминающее грубо отесанный кусок стали с колесами. По предварительным данным, автомобиль может разгоняться до 100 километров в час за 2,9 секунд и перевозить грузы до 1 600 килограммов. Несмотря на странный внешний вид, грузовик Cybertruck уже набрал 1,2 миллиона предварительных заказов — для оформления необходимо заплатить 100 долларов. Грядущая новинка оказалась настолько неоднозначным продуктом, что даже ярый поклонник компании Tesla Джим Крамер (Jim Cramer) недавно выдвинул предположение, что электромобиль ждет оглушительный провал. И размышляет он весьма разумно.
На территории японского города Фудзиесида, прямо у подножия огромной горы Фудзи, расположен парк аттракционов Fuji-Q Highland. Он был открыт в марте 1968 года и его главной особенностью является наличие одних из самых быстрых на нашей планете американских горок Do-Dodonpa. Они были построены в 2001 году и смогли удивить посетителей парка скоростью движения в 172 километра в час. На протяжении двух десятилетий они работали безо всяких проблем — за этот период травму получил только один мужчина. Но с декабря 2020 года с горками творится что-то очень странное, потому что как минимум шесть любителей острых ощущений получили переломы костей. Архитекторы пытаются найти причину этих несчастных случаев, но это им до сих пор не удается. Впрочем, у них есть несколько интересных теорий, которые достойны обсуждения.
Вряд ли кто-то сейчас сомневается, что будущее автомобилей за электрокарами. Они не только более экологичные, но и превосходят автомобили с ДВС по характеристикам, при этом стоят значительно дешевле. Чаще всего, когда речь заходит об электромобилях, люди в первую очередь вспоминают сразу Tesla Илона Маска. Да и вообще принято считать, что машины с электрическими двигателями появились совсем недавно. На самом деле это не так — история электромобилей насчитывает без малого 200 лет. Они появились даже раньше, чем модели с двигателями внутреннего сгорания. Причем уже тогда они впечатляли своими характеристиками. К примеру, в конце XIX века был создан автомобиль La Jamais Contente, который развивал скорость свыше 100 км/ч. А первый гибрид, который сочетал в себе бензиновый и электрический двигатель, появился в 1916 году.
Шанс на совершение сенсационного научного открытия есть не только у ученых, но и у обычных людей. В современной истории огромное количество случаев, когда человек просто оказывался в нужное время в нужном месте, совершал открытие и уже через несколько дней упоминался на страницах научных изданий. Для обозначения этого явления даже существует термин «гражданская наука» — люди помогают ученым собирать научные материалы, просто занимаясь своим хобби вроде подводного плавания. Недавно австралийские дайверы совершенно случайно нашли на побережье одного из близлежащих островов огромный коралл высотой более 5 метров и возрастом около 400 лет. Пловцы сообщили о находке ученым, после чего они приехали и начали изучать особенности древнего гиганта. Оказалось, что он смог пережить несколько десятков штормов и множество других угроз.