Слухи: США испытывают EM Drive на борту секретного аппарата X-37B

19 270 просмотров
Об авторе

В течение последнего года, пожалуй, только уж совсем не интересующийся технологиями человек не слышал о «невозможном» электромагнитном двигателе EM Drive – бестопливной альтернативе ныне используемым химическим реактивным двигателям, который якобы нарушает третий закон Ньютона и способен генерировать реактивную тягу. Интереснее эта история стала в декабре прошлого года, когда китайское правительство заявило, что уже проводит испытания EM Drive в космосе. Чуть позже появилась информация о том, что и США проводят аналогичные испытания на борту секретного космоплана X-37B. Пять месяцев спустя эти слухи по-прежнему циркулируют в Сети, поэтому давайте разбираться.

Если кто из вас забыл, X-37B, или Boeing X-37, – это космический беспилотный летательный аппарат на солнечных батареях. Мало того, что он поставил рекорд нахождения на орбите, проведя там 678 дней без перерыва, так еще до сих пор никто толком не знает (кроме американского правительства, разумеется), что же он там все эти дни делал. Аппарат был запущен на орбиту в мае 2015 года ВВС США, и никто не может ответить, сколько времени он там проведет и какая задача перед ним стоит.

Разумеется, вокруг такой загадочности как грибы после дождя полезли всевозможные теории заговора, в которых обсуждалось все, начиная от шпионажа за Ближним Востоком и космических бомбардировок (что в принципе возможно) и заканчивая слежением за китайской космической станцией. Само же американское правительство традиционно открещивается от шпионажа и ставит в приоритет «исследование технологий многоразовых космических аппаратов в перспективе их дальнейшего использования в рамках выполнения долгосрочных космических миссий».

Здесь-то наружу и вылезли слухи о EM Drive. Детали в этих слухах разнятся, но основа одна: на борту X-37B находится новый электромагнитный реактивный двигатель, который удаленно испытывается учеными на земле без воздействия гравитации и других сил, которые могли бы снизить уровень чистоты экспериментов. В общем, EM Drive – он как Кардашьян от мира науки. Еще не доказал свою пользу для общества, но всегда вызывает большой интерес, как только где-нибудь упоминается. Его привлекательность в первую очередь объясняется тем, что эта двигательная система теоретически способна работать и создавать тягу не благодаря сжиганию ракетного топлива, а благодаря вибрации и колебаниям микроволн. На бумаге такой двигатель (соответствующего размера) будет способен доставить человека на Марс всего за 70 дней, что, в свою очередь, создаст настоящую революцию в космических путешествиях.

Но это только в том случае, если двигатель докажет свою состоятельность. Ранние тесты, включая испытания, проведенные аэрокосмическим агентством NASA, результаты которых были опубликованы в журнале Journal of Propulsion and Power, показали, что EM Drive на самом деле создает тягу, однако никто не может объяснить, статическое ли это явление или же все дело в некоем внешнем вмешательстве (шумах внешнего воздействия).

«Данные по проверке фаз прямой и обратной тяги показывают последовательную производительность системы в 1,2 ± 0,1 мН/кВт, что можно рассматривать как импульсную производительность. Исследование также включало проверку нулевой тяги, целью которой являлось исключение возможных внешних воздействий и выявление возможных сторонних источников импульсной тяги. Однако ничего из этого определить не удалось», — сообщают в NASA.

Но даже после экспериментов исследователи не могут объяснить, как такая система может работать, так как по факту перед нами нарушение третьего закона Ньютона: каждое действие имеет равное противодействие. Другими словами, с одного конца EM Drive для создания тяги должно что-то выталкиваться. В обычных химических двигателях этим «что-то» является жар и огонь, создаваемый выбрасываемым сгорающим топливом. Но в EM Drive никакого топлива не используется, поэтому он и не должен создавать тягу. Но, судя по тестам, он ее создает. Как?

Пожалуй, лучшим вариантом, который позволит разобраться в этом вопросе, является проверка двигателя в среде с полным отсутствием раздражающих факторов вроде трения и давления воздуха. Идеальным местом для такой проверки является космос. Именно поэтому китайское правительство, а также создатель идеи EM Drive выразили заинтересованность в проведении подобных испытаний. И в случае Китая эти испытания, судя по заголовкам из СМИ, уже проводятся.

Но при чем здесь американский военный космический аппарат X-37B? Откровенно говоря, американское правительство официально еще даже не подтверждало свою заинтересованность в испытаниях EM Drive в космосе, поэтому утверждать не станем — был ли у него на руках собранный экземпляр EM Drive в 2015 году, когда запускали космический аппарат, или не было.

Однако слухи в поддержку испытаний этого двигателя подогреваются некоторыми фактами, хоть и очень скудными. В прошлом году анонимный источник сообщил интернет-изданию International Business Times о том, что разговоры об этой технологии на самом деле начались еще в 2007 году, после подписания одного контракта между Министерством обороны Великобритании и компанией Boeing. В самом контракте об этой технологии ничего не говорилось, но интерес вызвал один из его пунктов, позволяющий Boeing (создателю X-37B) вести исследовательскую работу EM Drive в течение 10 лет.

Ходили также слухи о том, что Boeing ведет сотрудничество с самим изобретателем EM Drive, британским инженером Роджером Сойером, хотя Boeing позже заявила, что больше не заинтересована в этом устройстве.

По официальной же версии, американское правительство проводит на борту X-37B исследования ускорителя с эффектом Холла, построенного компанией Aerojet Rocketdyne. Двигатель на эффекте Холла рассматривается в качестве еще одного многообещающего источника реактивной тяги, поэтому в настоящий момент его исследованием занимается NASA. К слову, разработка Холловских двигателей в СССР велась еще с 1972-го года, а серийное производство ведется с 1984-го. Эти двигатели, как правило, используются в качестве корректировочных. Нынешняя же версия двигателя NASA способна создавать силу в 60 мН на киловатт мощности, что на порядок больше возможностей EM Drive. Но двигатель Aerojet Rocketdyne тоже работает на топливе, поэтому он совсем не решает проблемы будущих миссий, ограничения в которых могут создавать как раз именно топливные реактивные двигатели.

Что из этого всего можно сегодня вывести? По факту доказательств того, что на борту X-37B действительно проводятся испытания EM Drive, практически нет, поэтому единственным вариантом остается ожидание каких-либо официальных заявлений руководящих органов.

Слухи: США испытывают EM Drive на борту секретного аппарата X-37B

Приложение
Hi-News.ru

Новости высоких технологий в приложении для iOS и Android.

20 комментариев

  1. BEBEL

    Стесняюсь спросить, но может Мильнеру купить у Макса пуск и протестировать на орбите ЭмДрайв, поделиться со всем миром результатами, глядишь, и на Альфу Центавру улетит быстрее

  2. 4loveK

    Можно Маск подключится тогда город на марсе можно будет построить еще быстрее (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  3. voviliamus

    Статья ни о чем. Возможно испытывают США такой двигатель, а возможно не испытывают.

  4. michigan

    "В обычных химических двигателях этим «что-то» является жар и огонь"
    Как можно такое писать в статье, претендующей на научность?! Не "жар и огонь", а выбрасываемое с большой скоростью сгоревшее топливо! (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

    • Николай Хижняк

      Если претендуете на объективность и приводите еще и цитату, то приводите всю фразу целиком, а не два вырезанных слова.

      • Vemaster

        Да статья полна кучи ложных домыслов и не объективных данных, которые предоставляют чуть ли не как факт. Короче больно уж чести мало претендовать на что-то перед чем-то подобным.

    • BEBEL

      Как вы не читали Махабхарату, где ясно и в деталях описывается полет вимана "на жаре и огне" ...?

  5. WEST117

    Квадратноголовые гиптил тырят!)))

  6. irONTrunk

    А наши что-нибудь подобное испытывают? (отправлено из приложения Hi-News.ru)

  7. Victor Zubkov

    По-моему, принцип работы двигателя, если он, конечно, работает, прекрасно объяснен его изобретателем Робером Шоером ( Roger Shawyer ) в публикации на YouTube (Roger Shawyer Explaining The Basic Science behind #EmDrive, https://www.youtube.com/watch?v=wBtk6xWDrwY ). В основе работы двигателя, насколько я понимаю, лежит независимость скоростей микроволн от скорости резонатора (картинка “Independent of velocities” примерно в момент времени 3.13 упомянутого видео), что соответствует второму постулату, лежащему в основе теории относительности. В соответствии с упомянутым постулатом скорости распространения света или других электромагнитных волн, грубо говоря, постоянны ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Теория_относительности ). Это должны проходить в школе. В данном случае, в волноводе и резонаторе (металлический корпус двигателя можно считать волноводом и резонатором) групповые или просто реальные скорости электромагнитных волн или микроволн могут зависеть от сечения резонатора, но НЕ ЗАВИСЯТ от скорости резонатора (момент времени 3.13 упомянутого видео, рисунок «Independence of velocities» ). Согласно теории относительности электромагнитные волны обладают энергией и массой как эквивалентом энергии, могут нести импульс и создавать давление. Это тоже должны проходить в школе. Электромагнитные волны, распространяющиеся внутри резонатора навстречу друг другу с разными (вследствие конусообразной формы резонатора) т. н. групповыми (или просто «реальными») скоростями, НЕ ЗАВИСЯЩИМИ от скорости резонатора, обладают некоторым общим импульсом. Общий импульс микроволн, распространяющихся в закрытом резонаторе, должен быть передан чему-либо или нейтрализован. Общий импульс микроволн, распространяющихся в резонаторе с независимыми от скорости резонатора реальными скоростями, не может ускорять резонатор в направлении, совпадающим с направлением общего импульса микроволн, т. к. ускорение резонатора в указанном направлении противоречило бы закону сохранения импульса. Получается, что закон сохранения импульса имеет некоторую функцию запрета, что, по-моему, достаточно интересно. Чтобы закон сохранения импульса при работе двигателя Emdrive выполнялся, необходимо, чтобы резонатор ускорялся в направлении, противоположном направлению общего импульса микроволн, распространяющихся в резонаторе (картинка «Conservation of the momentum» примерно в момент времени 9.59 упомянутого видео). Ускорение резонатора в направлении, противоположном направлению общего импульса микроволн, обеспечивает выполнение закона сохранения импульса, третьего закона Ньютона и наличие «обратной реакции». Таким образом, работа двигателя Emdrive аналогична работе реактивного двигателя с микроволнами, используемыми в качестве рабочего вещества. При работе двигателя Emdrive микроволны не излучаются наружу, а суммируются внутри резонатора вследствие многократных отражений, что обеспечивает создание силы тяги, достаточной для многих применений. Думаю, что работа двигателя, если он, конечно, работает, является прекрасным подтверждением как второго постулата, лежащего в основе теории относительности, так и самой теории относительности, а само изобретение, по-моему, является гениальным.

  8. allexxic

    Изменение энергии есть? Есть. Изменение энергии - работа, работа - перемещение.

  9. barura

    Уже существуют проекты по созданию искусственной гравитации за счет вращающихся вокруг своей оси цилиндров (колец и пр.), предлагались они ещё до освоения космоса, вот ссылка на один из них

    Гравитация в таких устройствах создается за счет центробежных сил. Получается, что проживая в таких условиях на станции, человек ощущает «гравитацию» как на Земле и все происходящее там будет повторять то, что происходит с ним на Земле.

    Так вот, к примеру, человек находящийся на этой станции держит мяч в руках и подбрасывает его «вертикально вверх», что он будет наблюдать? Он увидит, что мяч полетит вверх, долетит до определенной точки и потом начнет падать ему в руки.

    Сторонний наблюдатель (находящийся за пределами станции) будет наблюдать, как человек вращается с этим цилиндром, после того как он подбросит мяч, наблюдатель увидит, что мяч оторвавшись от рук человека полетит по прямой, а человек будет продолжать двигаться вместе с цилиндром по окружности и в месте пересечения человека (перемещающегося по кривой) и мячом (двигающимся по прямой), мяч снова попадет к нему в руки (или приблизительно в руки, за счет кориолисовой силы). Но…

    Здесь возникает интересный момент. Человек, подбрасывая мяч вверх придает ему импульс, но обратный импульс передается на цилиндр в момент, когда мяч падает в руки человека. Мяч передает импульс обратно же на цилиндр, но между двумя импульсами на цилиндр будет определенный угол, который будет никак не 180o, получается ни что иное, как… инерциоид.

  10. AlienMaxis

    С одной стороны статья неполная: так как если бы ученые НАСА не понимали принцип работы данного ЭМ двигателя, то соответственно и не было бы каких либо тестов, домыслов и слухов.
    А во-вторых: Никакого нарушения 3-его закона Ньютона и нет, так как все окружено электромагнитными полями и естественно предполагать, что возможно создание устройства манипуляции данными полями (природным же устройством является магнит - как самый простой пример).
    Просто пока еще не известно проводились ли замеры волн на земле, на низкой-высокой орбитах и дальше в космическом пространстве, без влияния электромагнитного поля планеты и т.п.

  11. valeriiilichev
  12. valeriiilichev

    Работа EmDrive вполне понятна. Энергия им потребляемая преобразуется в материю ( электромагнитное поле - вид материи), которая затем излучается ( отбрасывается) в направлении сформированном антенной. Т.о. Имеем гетерогенную материальную систему: вещество, поле. Взаимные преобразования материя- энергия и энергия -материя давно известны. Следовательно EmDrive это электрическая гетерогенная ракета пригодная к перемещению в пространстве.
    Зачем NASA при объяснении работы EmDrive использует термин " виртуальная плазма" ?

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.