Слухи: США испытывают EM Drive на борту секретного аппарата X-37B

В течение последнего года, пожалуй, только уж совсем не интересующийся технологиями человек не слышал о «невозможном» электромагнитном двигателе EM Drive – бестопливной альтернативе ныне используемым химическим реактивным двигателям, который якобы нарушает третий закон Ньютона и способен генерировать реактивную тягу. Интереснее эта история стала в декабре прошлого года, когда китайское правительство заявило, что уже проводит испытания EM Drive в космосе. Чуть позже появилась информация о том, что и США проводят аналогичные испытания на борту секретного космоплана X-37B. Пять месяцев спустя эти слухи по-прежнему циркулируют в Сети, поэтому давайте разбираться.

Слухи: США испытывают EM Drive на борту секретного аппарата X-37B. Фото.

Если кто из вас забыл, X-37B, или Boeing X-37, – это космический беспилотный летательный аппарат на солнечных батареях. Мало того, что он поставил рекорд нахождения на орбите, проведя там 678 дней без перерыва, так еще до сих пор никто толком не знает (кроме американского правительства, разумеется), что же он там все эти дни делал. Аппарат был запущен на орбиту в мае 2015 года ВВС США, и никто не может ответить, сколько времени он там проведет и какая задача перед ним стоит.

Разумеется, вокруг такой загадочности как грибы после дождя полезли всевозможные теории заговора, в которых обсуждалось все, начиная от шпионажа за Ближним Востоком и космических бомбардировок (что в принципе возможно) и заканчивая слежением за китайской космической станцией. Само же американское правительство традиционно открещивается от шпионажа и ставит в приоритет «исследование технологий многоразовых космических аппаратов в перспективе их дальнейшего использования в рамках выполнения долгосрочных космических миссий».

Здесь-то наружу и вылезли слухи о EM Drive. Детали в этих слухах разнятся, но основа одна: на борту X-37B находится новый электромагнитный реактивный двигатель, который удаленно испытывается учеными на земле без воздействия гравитации и других сил, которые могли бы снизить уровень чистоты экспериментов. В общем, EM Drive – он как Кардашьян от мира науки. Еще не доказал свою пользу для общества, но всегда вызывает большой интерес, как только где-нибудь упоминается. Его привлекательность в первую очередь объясняется тем, что эта двигательная система теоретически способна работать и создавать тягу не благодаря сжиганию ракетного топлива, а благодаря вибрации и колебаниям микроволн. На бумаге такой двигатель (соответствующего размера) будет способен доставить человека на Марс всего за 70 дней, что, в свою очередь, создаст настоящую революцию в космических путешествиях.

Но это только в том случае, если двигатель докажет свою состоятельность. Ранние тесты, включая испытания, проведенные аэрокосмическим агентством NASA, результаты которых были опубликованы в журнале Journal of Propulsion and Power, показали, что EM Drive на самом деле создает тягу, однако никто не может объяснить, статическое ли это явление или же все дело в некоем внешнем вмешательстве (шумах внешнего воздействия).

«Данные по проверке фаз прямой и обратной тяги показывают последовательную производительность системы в 1,2 ± 0,1 мН/кВт, что можно рассматривать как импульсную производительность. Исследование также включало проверку нулевой тяги, целью которой являлось исключение возможных внешних воздействий и выявление возможных сторонних источников импульсной тяги. Однако ничего из этого определить не удалось», — сообщают в NASA.

Но даже после экспериментов исследователи не могут объяснить, как такая система может работать, так как по факту перед нами нарушение третьего закона Ньютона: каждое действие имеет равное противодействие. Другими словами, с одного конца EM Drive для создания тяги должно что-то выталкиваться. В обычных химических двигателях этим «что-то» является жар и огонь, создаваемый выбрасываемым сгорающим топливом. Но в EM Drive никакого топлива не используется, поэтому он и не должен создавать тягу. Но, судя по тестам, он ее создает. Как?

Пожалуй, лучшим вариантом, который позволит разобраться в этом вопросе, является проверка двигателя в среде с полным отсутствием раздражающих факторов вроде трения и давления воздуха. Идеальным местом для такой проверки является космос. Именно поэтому китайское правительство, а также создатель идеи EM Drive выразили заинтересованность в проведении подобных испытаний. И в случае Китая эти испытания, судя по заголовкам из СМИ, уже проводятся.

Но при чем здесь американский военный космический аппарат X-37B? Откровенно говоря, американское правительство официально еще даже не подтверждало свою заинтересованность в испытаниях EM Drive в космосе, поэтому утверждать не станем — был ли у него на руках собранный экземпляр EM Drive в 2015 году, когда запускали космический аппарат, или не было.

Однако слухи в поддержку испытаний этого двигателя подогреваются некоторыми фактами, хоть и очень скудными. В прошлом году анонимный источник сообщил интернет-изданию International Business Times о том, что разговоры об этой технологии на самом деле начались еще в 2007 году, после подписания одного контракта между Министерством обороны Великобритании и компанией Boeing. В самом контракте об этой технологии ничего не говорилось, но интерес вызвал один из его пунктов, позволяющий Boeing (создателю X-37B) вести исследовательскую работу EM Drive в течение 10 лет.

Ходили также слухи о том, что Boeing ведет сотрудничество с самим изобретателем EM Drive, британским инженером Роджером Сойером, хотя Boeing позже заявила, что больше не заинтересована в этом устройстве.

По официальной же версии, американское правительство проводит на борту X-37B исследования ускорителя с эффектом Холла, построенного компанией Aerojet Rocketdyne. Двигатель на эффекте Холла рассматривается в качестве еще одного многообещающего источника реактивной тяги, поэтому в настоящий момент его исследованием занимается NASA. К слову, разработка Холловских двигателей в СССР велась еще с 1972-го года, а серийное производство ведется с 1984-го. Эти двигатели, как правило, используются в качестве корректировочных. Нынешняя же версия двигателя NASA способна создавать силу в 60 мН на киловатт мощности, что на порядок больше возможностей EM Drive. Но двигатель Aerojet Rocketdyne тоже работает на топливе, поэтому он совсем не решает проблемы будущих миссий, ограничения в которых могут создавать как раз именно топливные реактивные двигатели.

Что из этого всего можно сегодня вывести? По факту доказательств того, что на борту X-37B действительно проводятся испытания EM Drive, практически нет, поэтому единственным вариантом остается ожидание каких-либо официальных заявлений руководящих органов.