#история | Восемь известнейших атомоходов прошлого

12 Марта 2015 в 10:30, Илья Хель 6 330 просмотров 7

Атомоходы

Мы часто говорим, что нет ничего, что могло бы так сильно изменить мир, как новые технологии. Появление первой лампочки и паровой машины. Электрификация и автоматизация производства. Первые самолеты и корабли. Роботы и компьютеры. Вычеркнуть все это из нашей жизни даже в теории невозможно: мы и сами без двух минут киборги.

Силы ног достаточно, чтобы носить ваше тело по дому, а канистры бензина хватает на путешествие от города к городу. В свое время уголь был королем рельс, а без электричества в наши дни вообще никуда. Но если вам нужно свернуть горы и заставить дрожать небеса, есть только один источник энергии, и он элементарный в прямом смысле слова. Да, мы говорим об атомной энергии. Ничто не сравнится с ней, и вот вам ряд гигантских монстров, которые используют ее на полную катушку.

USS Enterprise

USS Enterprise

USS Enterprise является одним из самых известных монстров, работающих от силы атома, и его жизненный срок подошел к концу: деактивации. Первому в мире атомному авианосцу исполняется 54 года. Восемь реакторов работали на уране-235, и с этой силой нельзя не считаться. Из-за того, что большую часть нутра корабля занимают реакторы, для музея останется мало места, поэтому Вашингтон просто решил разобрать его в 2015 году, хотя некоторые части все же могут сохраниться для мемориала.

ПЭС-3

ПЭС-3

Перед вами советская передвижная электростанция ПЭС-3 (или TES-3), которая была разработана в 50-х годах и буквально представляет собой мамонта, напичканного электричеством. 312 тонн веса и более 16 килограмм урана на борту — это впечатляет. Этот гусеничный голиаф был спроектирован для того, чтобы обеспечивать электроэнергией весь мир, где бы он ни находился, но его вполне могла постигнуть судьба чернобыльского реактора. ПЭС-3 остался в виде прототипа, но не из-за опасности или недостатка привлекательности, а просто из-за невыгодности. Проект был закрыт в 1961 году.

SNAP-10A

Snap10a

SNAP-10A был первым американским ядерным реактором, который вышел на орбиту, и случилось это 3 апреля 1965 года. Его задачей было обеспечивать энергией огромный спутник на орбите хотя бы  в течение года, но спустя всего полтора месяца все навернулось из-за плохого регулятора напряжения. Сейчас SNAP и 37 ядерных стержней летают вокруг Земли и будут делать это по меньшей мере 4000 лет. Интересно, что будет, когда они упадут на планету.

«Космос-954»

Kosmos954

Как и SNAP, «Космос-954» представляет собой ядерный спутник, но только сделанный в СССР. В 1977 году на орбиту отправились 45 килограмм урана с целью долгосрочного висения на орбите. Как и SNAP, «Космос» очень быстро сломался, но, в отличие от своего американского коллеги, пролетел над Канадой и распространил в атмосфере много всякой пакости. Большая ее часть распалась, и после десятимесячной очистной операции канадские и американские силы убрали около 0,1% шлака, оставшейся в загрязненной зоне. Собственно, это всё.

Ледокол «Ленин»

Ледокол Ленин

«Ленин» был первым в мире атомным ледоколом и, кроме того, первым кораблем, оснащенным ядерным реактором (не считая подводных лодок). В 1957 атомоход сошел на воду с тремя реакторами, но к 1970 году все три были заменены из-за различных инцидентов. Теперь он находится в нерабочем состоянии в Мурманске, где представляет собой жутковатый музей. А вот мощные преемники «Ленина» до сих пор бороздят арктические моря.

«Таймыр»

Ледокол Таймыр

Ледяные реки — это не совсем то же самое, что ледяные океаны, но России по силам справляться и с тем, и с другим. Ядерному «Таймыру» стукнуло 26 лет, и он был первым атомным ледоколом, который вышел в сибирские реки в 1989 году. Он и его друг «Вайгач» до сих пор ломают русские льды своими мощными грудинами.

Savannah

Savannah

У этого корабля была совершенно другая задача, в отличие от других атомоходов. Savannah был первым в мире атомоходом, который должен был возить пассажиров. Созданный в конце 50-х по инициативе правительства США, Savannah показал цивилизованным жителям потенциал ядерной двигательной установки. Корабль работал с 21 июля 1959 года по 1972 год, а теперь находится в музее в Балтиморе.

Субмарина Nautilus

Субмарина Наутилус

Ну и куда без подводных лодок? Давным-давно списанная в утиль субмарина Nautilus была первым атомоходом, который был построен в 1954 году с реактором S2W и мог оставаться, будучи погруженным в пучины океана, гораздо дольше любых дизельных подлодок. И, между прочим, это первая подводная лодка, которая пересекла ледяную шапку Северного полюса, ни разу не всплывая на поверхность. Серьезное достижение.

Несмотря на то, что корабли, наземные и космические, работающие на ядерной энергии, отлично себя зарекомендовали, отношение мирового сообщества к «мирному атому» крайне негативное. Что придет на смену атомоходам? Безопасные атомные установки? Термоядерные реакторы? Водородное топливо? Экзотическая материя?

#история | Восемь известнейших атомоходов прошлого

Приложение
Hi-News.ru

Новости высоких технологий в приложении для iOS и Android.

7 комментариев

  1. nut_sick

    ПЭС-3 вообще жесткач,способен обеспечивать электроэнергией весь мир! - даже не знал про него...спасибо за статью,интересно!

  2. SuperStarSieve

    Интересный материал. Надеюсь "общество" образумится и мы в скором времени перейдем с нефти, газа и торфа на чистую энергию атома.
    P.S. Почему-то не могу оставлять комментарии с iPhone (iPhone 5s, iOS 8.1.3, последняя версия приложения Hi-News, ошибка в виде надписи на красном фоне).

    • Lee-S

      Я тоже надеюсь, что наше общество образумится, и вскоре мы забудем про "мирный атом".

      • nergaveechka

        Мне думается, что скоро весь мир настолько образумиться, что мы вообще всё забудем.

  3. light_guest

    Наверное она называется не "ПЭС-3", а ТЭС-3 (транспортабельная атомная электростанция) или «Объект 27».

    Общая масса, т.....................................Более 300
    Масса оборудования, т.........................Около 200
    Мощность двигателя, л.с.................................750
    Тепловая мощность, кВт...........................8,8 тыс.

    Электрическая мощность
    турбогенератора, кВт.....................................1500

    А так хорошая статья, спасибо.

  4. storm X

    Энтерпрайз - вот откуда ноги растут у космолета (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

Новый комментарий

Для отправки комментария вы должны авторизоваться или зарегистрироваться.