Какие надежды Илон Маск возлагает на новую ракету BFR

Николай Хижняк

За время своей карьеры Илон Маск сформировал вокруг себя репутацию человека, не боящегося делать весьма смелые заявления и обещания. В 2002 году, движимый желанием сделать космические полеты более доступными за счет использования многоразовых ракет, он основал компанию SpaceX. В апреле 2014 года весь мир с замиранием смотрел на то, как происходит первая успешная посадка отработанной ступени ракеты-носителя Falcon 9. В феврале этого года люди, искренне верящие в технологический прогресс, на зависть всех недоброжелателей наблюдали за запуском самой тяжелой ракеты-носителя в мире Falcon Heavy, а затем и синхронной посадкой ее двух отработанных ускорителей.

Какие надежды Илон Маск возлагает на новую ракету BFR. Космос — это и есть то, ради чего его надо покорять. Может на BFR? Фото.

Космос — это и есть то, ради чего его надо покорять. Может на BFR?

Да, у Маска не всегда все идет гладко. Но он и не стесняется об этом говорить, когда публикует ролики, в которых показывает, как не следует сажать ракеты. За время работы в SpaceX мечта о многоразовых ракетах сменилась на еще более амбициозную цель – пилотируемый полет на Марс и в перспективе основание на Красной планете первой межпланетной человеческой колонии. Осознав, что с помощью Falcon Heavy эту мечту будет невозможно осуществить, SpaceX занялась разработкой еще более крупной ракеты Big Falcon Rocket (BFR).

Вопрос о том, когда эта ракета будет готова к запуску, стал одной из тем обсуждения на ежегодном фестивале SXSW, недавно проходившем в городе Остин (Техас, США), где Маск поделился некоторыми деталями ближайших планов своей компании с собравшейся аудиторией и ведущим Джонатаном Ноланом (режиссер и сценарист, а также младший брат еще более именитого режиссера Кристофера Нолана).

Вам будет интересно: Илон Маск заявил, что Neuralink поможет вылечить аутизм и шизофрению

Во время этого интервью Маск опять повторил свои ранние заявления о том, что первый испытательный полет BFR запланирован на 2019 год, а полноценный тестовый запуск BFR и космического аппарата Big Falcon Spaceship (BFS) должен будет состояться в 2020 году. И хотя эти прогнозы выглядят уж очень оптимистично (Маск славится и таким «грешком», в чем он сам, впрочем, не стесняется признаваться), прошлые успехи компании в многоразовых запусках, а также «стахановские темпы» разработок необходимых технологий дают возможность в это поверить. Хотя бы чуть-чуть.

«Мне многие говорят, что я слишком оптимистичен касаемо времени реализации. Поэтому следует сделать на это поправку. Что я могу сейчас сказать? В данный момент мы строим первый корабль, первый межпланетный корабль, который полетит на Марс и в будущем будет использоваться для межпланетных перелетов. Я думаю, что первые короткие полеты – взлеты и посадки — этого корабля случатся в первой половине следующего года», — сказал Маск в ходе интервью.

Что такое ракета-носитель BFR? Ракета-носитель BFR, ранее известная как Interplanetary Transport System, будет представлять собой двухступенчатую систему из разгонного блока и второй ступени/космического аппарата BFS. После запуска ракеты-носителя и вывода корабля на низкую околоземную орбиту первая ступень будет возвращаться на Землю и осуществлять мягкую посадку. Дальше интересней. На севшую первую ступень будет производиться установка новой второй ступени в виде танкера с топливом. После повторного запуска танкер будет отсоединяться от BFR и устанавливаться на находящийся на орбите BFS, заправлять его, а затем возвращаться обратно на Землю с первой ступенью. После этого космический корабль, заправленный, с припасами и командой на борту, запустит свои двигатели и продолжит путешествие к Марсу.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен. Там можно найти много всего интересного, чего нет даже на нашем сайте.

Несмотря на то, что по отдельности многие технологии и концепты создавались и испытывались еще в ходе разработок, модернизации, а также в рамках запусков Falcon 9 и Falcon Heavy, ракета-носитель BFR станет пусковой системой, которая не будет похожа ни на что, что было запущено под флагом SpaceX до этого.

По планам ракета-носитель BFR будет существенно крупнее (отсюда, кстати, и ее неофициальное название «Большая гребаная ракета») Falcon 9 и Heavy, будет обладать гораздо большей тягой и грузоподъемностью. О технических характеристиках новой ракеты-носителя Маск говорил еще в ходе презентации на 68-й встрече Международного конгресса астронавтики, проходившей в конце сентября прошлого года в Австралии. Тогда глава SpaceX рассказал, что высота ракеты будет составлять 106 метров, при диаметре 9 метров. Она будет нести 110 тонн топлива и сможет выводить на низкую околоземную орбиту до 150 тонн полезной нагрузки, что почти в два раза больше возможностей Falcon Heavy. Возвратная полезная нагрузка при этом будет составлять 50 тонн.

«Это очень большой ускоритель и космический корабль. Тяга при взлете будет почти в два с половиной раза больше, чем при запуске «Сатурна-5» (ракета-носитель, использовавшаяся в программе «Аполлон» для доставки астронавтов на Луну). Она сможет выводить на орбиту до 150 тонн полезной нагрузки и будет полностью многоразовой», — заявил того Маск.

Даже с учетом фантастичности вышесказанных заявлений, самые главные сложности, которые будут стоять на пути реализации проекта, связаны не с технологиями. Главные сложности будут связаны со стоимостью проекта и его безопасностью, особенно если учесть, что это будет лишь второй проект в истории, в котором предлагается использование космического аппарата с возможностью повторного использования. Первым, напомним, был космический шаттл, если, конечно, не считать один-единственный полет советского «Бурана», являющегося его практически полной копией.

Если же говорить о цене, то программа космических шаттлов опять становится отличным примером того, с чем Маску и его компании придется столкнуться в последующие годы. Согласно проведенным в 2010 году (незадолго до закрытия программы) подсчетам, программа Space Shuttle обошлась правительству США примерно в 210 миллиардов долларов. Большая часть этой суммы была освоена на обслуживание космических аппаратов между запусками, а также топливо. Эти виды издержек всеми силами компания SpaceX хочет (и уверена, что сможет) сократить до минимума, потому что только в таком случае BFR может стать экономически выгодным предприятием.

Отвечая на вопрос о затратах, Маск опять же отметил важность технологий многоразовости:

«Прелесть этого корабля, при условии, что нам удастся достичь его полной многоразовости, будет заключаться в том, что мы существенно снизим в таком случае маржинальную стоимость запуска. Она будет существенно ниже, чем сейчас. Многоразовость – это та фундаментальная часть в ракетостроении. Прорыв в этой области необходим».

Экономический принцип BFR будет заключаться в более низкой стоимости запуска полностью многоразового большого космического корабля для дальних полетов, по сравнению с запусками одноразовых ракет для кротких путешествий, которые будут дороже.

В качестве примера Маск привел стоимость аренды полностью загруженного авиалайнера Boeing 747 для полета из Калифорнии в Австралию, которая будет составлять полмиллиона долларов, и покупку нового турбовинтового самолета за 1,5 миллиона долларов, который до Австралии даже не долетит, потому что маленький и не такой мощный, как существенно более крупный Boeing. То же правило, по словам Маска, будет действовать и для ракет.

«Стоимость запуска BFR на самом деле будет даже ниже, чем в свое время стоил запуск Falcon 1. Маржинальная стоимость тогда составляла порядка 5-6 миллионов долларов за один запуск. Мы уверены в том, что запуск BFR будет обходиться дешевле. Это очень важно, потому что только так мы сможем создать базы на Луне и Марсе. Это станет своего рода эквивалентом транснациональной железной дороги или кораблей, позволяющих быстро пересекать океаны».

Помимо решения вопроса затрат на производство и обслуживание, придется существенно потрудиться над тем, как сделать ракету-носитель BFR полностью безопасной. Без этого SpaceX с ней далеко не уедет. В этом отношении компании может использовать схему, которую она применяла при разработке Falcon 9. Перед проведением полноценных испытаний и проверки безопасности вывода космического аппарата Dragon на орбиту, SpaceX проводила множество коротких запусков и посадок своей «болванки» Grasshopper.

Какие надежды Илон Маск возлагает на новую ракету BFR. Художественное представление ракеты-носителя Space Launch System (SLS) и многофункционального космического аппарата Orion. Фото.

Художественное представление ракеты-носителя Space Launch System (SLS) и многофункционального космического аппарата Orion

Со слов Маска в ходе интервью на SXSW, компания планирует провести первый суборбитальный запуск ракеты-носителя BFR в 2019 году. Первый орбитальный запуск ракеты вместе с космическим аппаратом может состояться в 2020. И похоже, что более ранние заявления Маска о первом коммерческом запуске BFR в 2022 году и пилотируемом полете в 2024 году тоже по-прежнему остаются в силе.

Для сравнения: тот же запуск ракеты-носителя Space Launch System (SLS), с помощью которой аэрокосмическое агентство NASA в перспективе хочет добраться до Марса, тоже запланирован на 2019 год. На данный момент известно, что в рамках первой миссии Exploration Mission 1 (EM-1) планируется отправка беспилотного космического аппарата Orion вокруг Луны. В рамках миссии EM-2, которая должна состояться в 2022 году и будет пилотируемой, будет производиться доставка первого модуля лунной орбитальной станции Gateway на орбиту спутника. После этого планируется проведение еще нескольких аналогичных миссий по доставке дополнительных модулей и в конечном итоге космического аппарата Deep Space Transport (DTS), который и станет средством, с помощью которого астронавты полетят к Марсу. Первая межпланетная миссия NASA, Exploration Mission 11 (EM-11), случится не раньше 2033 года. Другими словами, если озвученные Маском прогнозы окажутся верными, то SpaceX сможет обогнать NASA как в плане проведения автономного, так и в плане пилотируемого полетов к Марсу.

Чтобы не пропустить ничего интересного из мира высоких технологий, подписывайтесь на наш новостной канал в Telegram. Там вы узнаете много нового.

Касаемо вопроса о том, кто же именно решится строить и поддерживать постоянные базы на Луне и Марсе, то здесь пока все более туманно. В ходе интервью Маск также подчеркнул, что на примере BFR он и его компания SpaceX хотят показать другим космическим агентствам и организациям, что создание межпланетных космических кораблей действительно возможно, и тем самым вдохновить их на аналогичные разработки.

Новости партнеров
Google представила Pixel Watch 4 со спутниковой связи и ИИ-функциями
Google представила Pixel Watch 4 со спутниковой связи и ИИ-функциями
Зачем новым Apple Watch поддержка Touch ID?
Зачем новым Apple Watch поддержка Touch ID?
Strategy критикуют за последний раунд покупки Биткоина. Что компания делает не так?
Strategy критикуют за последний раунд покупки Биткоина. Что компания делает не так?