#чтиво | Марсоходами не рождаются

Илья Хель

Полярные полюса Земли — это не только ледяные шапки и императорские пингвины, это полигон для испытаний двух марсоходов, оснащенных солнечными батареями, Cool Robot и его младшего брата Yeti. Эта сладкая парочка, разработанная командой под управлением Лоры Рэй (Laura Ray ) из Дартмутского колледжа, представляет собой первых полярных автономных роботов, готовых к работе.

Yeti

Малютка Yeti сейчас находится в экспедиции в Антарктике, огибая массивы льда и снега на Эребусе и изучая складки покрова ледяной шапки вулкана.

«Смысл затеи в том, что у нас должны быть наземные роботы-вездеходы, на основе которых мы будем делать исследователей планет», — говорит инженер Джеймс Левер (James Lever). — «Они могут быть в разы дешевле. Конечно, для исследователя планет они пока маловаты, но все еще впереди».

Похоже на то, что битва за космос только начинается, и многие страны включаются в нее весьма активно. Земные планы на космос до 2020 года существенно изменились после успешного запуска марсохода Кьюриосити. На задний план отошли даже Титан, с его маняще-неизвестной биологической активностью, исследования Луны и другие космические мероприятия. Теперь нам нужны марсоходы и другие планетарные вездеходы.

Созданный в 2005 году, Cool Robot был разработан для помощи командам, работающим в экстремальных условиях на краю света. Любой вездеход должен работать на протяжении долгого времени, поэтому команда инженеров решила оснастить Cool Robot солнечными батареями. Питаясь от солнечного света, механизм может покрывать до 450 километров в неделю. Единственное ограничение — солнце не светит 24 часа в сутки. Треть энергии вездеход получает от лучей, которые отражаются от яркой поверхности льда.

В следующем году 60-килограммовый Cool Robot вернется в Гренландию, где работал уже давно. В июне робот начнет сравнение шероховатостей и неровностей снежной поверхности с картографическими снимками из космоса. Кроме того, в его задачах — наблюдение за газовыми выбросами Summit Station, национальной научной станции, расположенной на высоте трех километров.

Yeti, работа над которым завершилась в 2008 году, представляет собой 80-килограммового робота с радаром и аккумулятором. Более активный, чем его меньший брат, Yeti побывал и в арктической Гренландии, и на Южном Полюсе, и на станции McMurdo. По словам инженеров, Yeti задействует радар для обнаружения трещин в земной поверхности.

Скрытые под толщей льда и снега, трещины представляют собой серьезную опасность для исследовательских групп с тяжелым оборудованием. Оснащенный GPS, Yeti идет по снегу и сообщает обо всех опасных нюансах на пути.

В декабре 2011 года, Yeti помог исследователям изучить останки станции на Южном Полюсе, поcтроенной еще в 1956 году. «Старый полюс» был брошен в 1970 году и теперь лежит под 9-метровой толщей снега. Задачей Yeti было выяснение, остались ли там целые здания, которые могли создать пустоты и быть опасными для людей на поверхности.

«Если строение было раздавлено толщей снега, это хорошо», — говорит Левер. Если же нет, то его может раздавить тяжелая техника. Исследования вездехода показали, что несмотря на снос с использованием взрывчатых веществ в 2010 году, некоторые из погребенных зданий стоят нетронутыми.

Теперь Yeti вернулся в Антарктиду, где присоединился к команде из 11 людей, изучающих Эребус — самый южный действующий вулкан на Земле. До января робот будет искать скрытые подо льдом пещеры, которые собирают горячие пары и плавят лед вокруг.

В будущем ученые надеются приспособить вездеходы для исследования других планет — примерно так, как действует марсоход Кьюриосити. Согласитесь, подобные «помощники» могут стать очень полезными для первых исследователей Марса, нога которых не должна провалиться в хорошо замаскированную марсианскую впадину.

CoolRobot1

Источник: wired.com