10 проблем в космосе, которые решились очень просто

Илья Хель

Чтобы что-то отправить в космос, нужны миллионы долларов и тысячи человеко-часов. В первую очередь потому, что нужно предусмотреть все непредвиденные события — если в космосе что-то пойдет не так, исправить будет практически невозможно. Однако такие случаи были, и иногда требовалась недюжинная смекалка, чтобы найти простое решение тогда, когда, казалось бы, все уже потеряно.

Луна

Задний ход «Кьюриосити»

Кьюриосити

Марсоход «Кьюриосити» — это научное чудо, а также неофициальный талисман нашего изучения звезд и Солнечной системы. Учитывая то, что марсоход находится в 56 миллионах километров от нас, чем-либо помочь ему невозможно. Повреждение колес и истощение их ресурса неизбежно, поскольку этот небольшой «вездеход» будет разъезжать по острым камням Марса, и не все дефекты почвы можно будет разглядеть с первого взгляда. Конечно, замена колес в условиях Марса невозможна, поэтому NASA нашло хорошее и простое решение. Марсоход «Кьюриосити» будет ездить задом наперед.

У «Кьюриосити» шесть колес, поэтому движение задом наперед на определенных участках его путешествия существенно снизит нагрузку на передние колеса и распределит нагрузку на все шесть колес. Таким образом марсоход прослужит дольше.

«Очки» космического телескопа Хаббла

Хаббл

На счету космического телескопа Хаббла — несколько самых первых и хорошо известных снимков нашей Вселенной, и, кроме того, телескоп известен своей невероятно продуктивной работой за 20 лет. Конечно, однажды ему на замену придут другие, более продвинутые телескопы.

Стоит напомнить, что когда телескоп впервые был запущен в космос, первые изображения, которые он отсылал назад, были ужасно размытыми. Они были лучше, чем снимки земных телескопов или людей, но все же. И тогда инженеры Хаббла нашли интересную штуку: главное зеркало было выполнено не совсем точно и правильно. Зеркало оказалось слишком плоским по краям. Отклонение было всего на 1/50 от ширины человеческого волоса (около 2 мкм), но этого оказалось достаточно — у зеркала была сильная сферическая аберрация. Поэтому изображения были размытыми.

Вместо того, чтобы строить новое зеркало, которое влетело бы в астрономическую копеечку, ученые обратились к решению с 800-летней историей: очки. Инженеры разработали два инструмента для устранения проблемы. Релейные зеркала должны были компенсировать ошибку оригинального зеркала, а набор камер должен был записывать свет, который они отражают, и отправлять на Землю. Результат был отличным. Смотрите сами.

Улучшения в зрении Хаббла

Когда зонд Гюйгенс «опоздали»

Гюйгенс и Допплер

«Кассини-Гюйгенс» — это комбинация космического аппарата и зонда, запущенного в 1997 году с целью наблюдения за Сатурном и его атмосферой. Хотя зонд Гюйгенса и не был первым объектом, отправленным людьми на Сатурн, он стал первым объектом, который должен был выйти на орбиту гиганта и навестить его луны.

Тем не менее, спустя несколько лет после запуска аппарата инженеры обнаружили катастрофический недостаток. Дело в том, что информация с зонда Гюйгенс должна была отправляться на Кассини, а потом на Землю. К сожалению, так получилось, что если бы зонд был запущен в соответствии с графиком, эффект Допплера привел бы к полной нечитабельности сигнала. Эффект Допплера не только смещает частоту входящего сигнала, но и сжимает ее в более короткий промежуток времени. В результате, получатель Кассини не распознал бы импульс в определенной локации, да и поток данных нельзя было бы считать.

«Это поставило под удар весь эксперимент — ну или поставило бы, если бы не гениальность инженеров и ученых, работавших над ним. План был прост: запустим зонд на пару дней позже, чем планировалось, нивелируем эффект Допплера и выведем аппараты на орбиту Сатурна разными путями».

«Зонт» космической станции Skylab

Кинзлер

Skylab («Скайлэб») вошла в историю не только как одна из первых в мире космических станций, но и как единственная станция, которую буквально починили удочками. Когда запускалась Skylab, специально спроектированные щиты должны были защищать экипаж внутри от смертельной радиации, которая также могла повредить и корабль. К счастью, на борту Skylab не было никого, когда станция вышла в космос, поскольку потеря щита сделала ее практически бесполезной. При выведении станции, с нее сорвало теплоизолирующий экран и одну из солнечных батарей. Другую заклинило. Температура внутри станции быстро выросла, воздух перестал быть пригодным для дыхания, еда и пластик буквально расплавились. Нужно было найти решение, и быстро.

Джек Кинзлер, осматривая конструкцию Skylab, обнаружил небольшое отверстие, зарезервированное под камеры и прочую утварь. В голову инженера пришла идея. Что, если астронавты высадятся на «Скайлэб», потом откроют это окошко и изнутри починят станцию? Все, что было нужно, это зонтик. Когда в NASA сказали, что у них нет такого устройства, Кинзлер сделал копию такого всего за шесть дней, используя рыболовецкие удочки как основу. Насколько полезным оказалось изобретение Кинзлера, смогли оценить только астронавты, которые впоследствии даже не пытались развернуть щиты станции — оно успешно блокировало большую часть радиации, от которой должны были спасать щиты изначально.

Как скафандры спасло простое изменение названий

Размер

Как вы можете догадываться, если вы в скафандре, вам придется долго терпеть — в прямом смысле, в космосе туалетов не ставят. Когда появились первые скафандры, в них включали нечто вроде перезервативов (в мужские модели, конечно), которые, в свою очередь, прикреплялись к небольшим мешочкам, которые оборачивались вокруг астронавта, позволяя им «ходить под себя» без проблем.

К сожалению, астронавты выбирали только самые огромные размеры презервативов, поскольку «маленькие» или «средние» их не устраивали. К еще большему сожалению, гордость играла плохую шутку, поскольку крупные презервативы могли просто соскочить, а космонавт «ходил бы на себя». Чтобы исправить это недоразумение, умные люди просто переименовали три размера мешочков с «маленький», «средний» и «большой» на «большой», «гигантский» и «огромный». И все стало хорошо.

Клейкая лента заклеит все

Аполлон

«Аполлон-13» помнится нам как космическая миссия, которая пошла очень плохо, но не так плохо, как это показал Голливуд в своем фильме. Если вы не видели фильм и не читали о миссии, напомним. «Аполлон-13» должен был сесть на Луне, но через несколько дней после взлета взорвался баллон с кислородом. Команде пришлось использовать крошечный лунный модуль, чтобы выжить.

Наряду с множеством проблем, преследующих экипаж на борту судна в течение нескольких дней, проведенных на орбите, одной из самых опасных проблем было отсутствие фильтров для машины, которая очищала воздух от углекислого газа. По самым скромным оценкам, у трех членов экипажа на борту модуля было всего 24 часа, прежде чем закончится чистый воздух и они начнут дышать двуокисью углерода. Хотя на борту модуля было много фильтров, ни один из них не подходил по размерам. Команде нужно было усадить квадратный фильтр в круглую дыру. Но никто не паниковал: команда взяла квадратные фильтры, завернула их в картон, а потом посадила на клейкую ленту куда нужно, и это, как бы невероятно это ни звучало, сработало. Никто не задохнулся углекислым газом.

Как астронавт доверился часам на запястье

Купер

Гордон Купер (справа) был американским астронавтом, которому было поручено испытать последнюю ракету, запущенную в рамках проекта «Меркурий» в 1962 году. Полет Купера в космос должен был быть длительным, почти на целый день, что было рекордным для американцев в то время. Нужно было с фейерверком закончить Project Mercury, дабы пойти в ногу с русскими.

Увы, проект действительно закончился фейерверком. Во время девятнадцатого облета Земли Купером, электрическая система в его аппарате «накрылась медным тазом». К двадцатому облету Купер уже не мог идти по приборам, а к двадцать первому — не мог контролировать свое судно, кроме как двигая рычаги руками.

Тем не менее управление летательным средством без приборов, на которых можно положиться — гиблое дело — а ни один из навигационных приборов не работал. Купер был спокоен и рассчитывал свое положение, глядя из окна на Солнце и звезды. Затем он рассчитал, как долго сможет вручную вести ракету, по своим часам на руке. В итоге, он решил приземлиться в Тихом океане. Используя только свою голову и часы, Купер смог заменить производительность научного оборудования на миллионы долларов и посадить летательный аппарат без каких-либо инструментов. И все остались живы.

Как ловили руками спутник

Три члена команды Intelsat

В 1990 году NASA запустило спутник связи Intelsat 603 в космос вместе с четырьмя его братьями. Однако из-за технической неисправности Intelsat 603 закончил тем, что застрял на низкой околоземной орбите. Не имея никакой возможности сдвинуть его с орбиты, приняли решение просто бросить его там. Спутник оставался там почти два года, пока не случился первый полет «Индевора», который должен был забрать, починить и снова запустить спутник на орбиту. Но, прежде чем его начнут чинить, спутник нужно было как-то достать.

В итоге два или три астронавта, вооружившись специальным захватом, занялись спасением спутника. Пьер Туо и Ричард Хайб провели два дня, пытаясь схватить спутник этим самым захватом. На третий день оба астронавта вышли в незапланированную космическую прогулку с третьим членом экипажа, Томасом Акерсом, и схватили спутник руками. Впервые в истории три космонавта одновременно вышли в космос. Но тот факт, что они поймали спутник руками, это вообще нонсенс.

Туалеты — это не высокие технологии

Космический туалет

В 2008 году туалет на борту Международной космической станции внезапно и без предупреждения прекратил работу. К счастью для астронавтов и космонавтов на борту, оставалась капсула «Союз» с рабочим туалетом, пристыкованная к станции. К сожалению, капсула «Союз» не предназначалась для жизнеобеспечения космонавтов более чем на пару дней. Ее уборная не могла удовлетворить нужды всех космонавтов на МКС. Что же делать космонавтам, когда на МКС ломается туалет? Обращаться к еще более низким технологиям? Да. «Ходить» в пакет.

К слову, этим они занимались всю космическую эпоху полетов «Аполлона». В ходе миссии 1984 года астронавтам приходилось мочиться в пакеты и мешки, когда туалет нужно было закрыть, поскольку струя замороженной мочи могла что-нибудь повредить.

Даже после того, как они разбили сосульку манипулятором, туалет остался выключен, поэтому мешки остались единственным вариантом. Когда туалет на борту МКС сломался снова, уже в 2009 году, NASA отметило, что «эпоха сбора мочи в мешки времен «Аполлона» возвращается». В экстремальных условиях мешки буквально стали роскошью.

Базз Олдрин использовал ручку, чтобы покинуть Луну

Базз Олдрин

После посадки на Луну, сбора кучи лунных камней и свершения исторического подвида, Базз Олдрин сделал ужасающее открытие. Глядя на широкий спектр переключателей и кнопок в посадочном модуле, Базз обнаружил, что один из переключателей, который нужно нажать физически для соединения с командным модулем, просто сломан. Олдрин и Нил Армстронг просто останутся на поверхности Луны, пока не починят эту кнопку.

После провальной попытки «забить на проблему», Базз обнаружил, что есть небольшой зазор слева от кнопки, с помощью которого можно теоретически толкнуть проводок внутри, однако космонавт решил не делать этого, чтобы не получить удар током. В конце концов Базз вспомнил, что у него в кармане лежит обычная ручка, которая, благодаря невероятному совпадению, точно подошла к отверстию, позволив обоим космонавтам успешно покинуть луну. После приземления Базз все-таки нашел сломанный переключатель и оставил его себе на память.