#химия | 14 фактов о водороде

Водород — самый распространенный во Вселенной химический элемент. Его символом в таблице Менделеева является H, его атомное число — 1. Именно водород — своеобразная «точка отсчета», «химическая единица», и каждому человеку будет интересно узнать об нем немного побольше. Не исключено, что он станет топливом грядущих транспортных средств.

Водородные элементы питания

Водородная автозаправка

Новозеландский ресурс Science for Kids составил интереснейшую подборку информации о мейнстримнейшем из элементов периодической таблицы.

1. Водород — самый легкий, самый простой и самый распространенный химический элемент во Вселенной. Он составляет примерно 75% от всей массы элементов в ней.

2. В больших количествах водород обнаружен в звездах и планетах типа «газовый гигант». Он играет ключевую роль в протекающих в звездах реакциях синтеза.

3. Водород является одним из двух элементов, из которых состоит вода (H2O). Каждая молекула воды содержит два атома водорода и один атом кислорода.

4. Водород был впервые обнаружен в 1766 году Генри Кавендишем в процессе реакции окисления металла. В 1781 году он обнаружил также, что процесс горения водорода сопровождается образованием воды. Хотя Кавендиш и считается первооткрывателем водорода, ученые и до него выделяли этот элемент, не считая его при этом самостоятельным.

5. Через два года (в 1783 году) водород получил свое имя. Слово «гидроген» происходит из греческого языка и состоит из слов «гидро» (означающего воду) и «генез» (означающего рождение). Гидро- (водо-) ген (род) — порождающий воду.

6. Водород является газом с молекулярной формулой H2. При комнатной температуре и нормальном давлении водород является безвкусным, бесцветным и лишенным запаха газом.

7. Под давлением и при сильном холоде (-252,87 градусах по Цельсию) водород переходит в жидкое состояние. Хранимый в этом состоянии водород занимает меньше места, чем в своей «нормальной» газообразной форме. Жидкий водород используется в том числе и в качестве ракетного топлива.

8. При сверхвысоком давлении водород переходит в твердое состояние и становится металлическим водородом. В этом направлении ведутся научные исследования.

9. Водород используется в качестве альтернативного топлива для транспорта. Химическая энергия водорода высвобождается при его сжигании способом, подобным тому, который применяется в традиционных двигателях внутреннего сгорания. На его основе также создаются топливные элементы, в которых задействован процесс образования воды и электричества путем осуществления химической реакции водорода с кислородом.

10. Инженеры и автопроизводители исследуют возможность применения водорода в качестве массового топлива для автомобилей. Одной из перспектив является помещение в топливный бак водорода в твердом состоянии. На этом пути много трудностей, но и преимущества очевидны: если результат будет достигнут, заправляться придется реже.

11. Молекулярная формула перекиси водорода H2O2. Это вещество часто используется для отбеливания волос и в качестве чистящего средства. В виде медицинского раствора оно используется также для обработки ран.

12. С 1852 года — с тех самых пор, как первый дирижабль на основе водорода был создан Генри Гиффардом — водород использовался в воздухоплавании. Позднее водородные дирижабли называли «цеппелинами» (zeppelins). Их использование было прекращено после крушения дирижабля «Гинденбург» в 1937 году. Авария произошла в результате возгорания.

13. Водород широко применяется в нефтяной и химической отраслях, а также часто используется для различных физических и инженерных задач: например, в сварочном деле и в качестве охлаждающего вещества.

14. Водород потенциально опасен для человека, поскольку может возгораться при соприкосновении с воздухом. Кроме того, этот газ не годится для дыхания.

Разумеется, этим списком фактов знания о водороде не исчерпываются. Возможно вы знаете о самом простом химическом элементе что-то интересное?