#химия | 14 фактов о водороде

Олег Довбня

Водород — самый распространенный во Вселенной химический элемент. Его символом в таблице Менделеева является H, его атомное число — 1. Именно водород — своеобразная «точка отсчета», «химическая единица», и каждому человеку будет интересно узнать об нем немного побольше. Не исключено, что он станет топливом грядущих транспортных средств.

#химия | 14 фактов о водороде. Водород — очень занимательный элемент. Хотя казалось бы…. Фото.

Водород — очень занимательный элемент. Хотя казалось бы…

Новозеландский ресурс Science for Kids составил интереснейшую подборку информации о мейнстримнейшем из элементов периодической таблицы.

1. Водород — самый легкий, самый простой и самый распространенный химический элемент во Вселенной. Он составляет примерно 75% от всей массы элементов в ней.

2. В больших количествах водород обнаружен в звездах и планетах типа «газовый гигант». Он играет ключевую роль в протекающих в звездах реакциях синтеза.

3. Водород является одним из двух элементов, из которых состоит вода (H2O). Каждая молекула воды содержит два атома водорода и один атом кислорода.

4. Водород был впервые обнаружен в 1766 году Генри Кавендишем в процессе реакции окисления металла. В 1781 году он обнаружил также, что процесс горения водорода сопровождается образованием воды. Хотя Кавендиш и считается первооткрывателем водорода, ученые и до него выделяли этот элемент, не считая его при этом самостоятельным.

5. Через два года (в 1783 году) водород получил свое имя. Слово «гидроген» происходит из греческого языка и состоит из слов «гидро» (означающего воду) и «генез» (означающего рождение). Гидро- (водо-) ген (род) — порождающий воду.

6. Водород является газом с молекулярной формулой H2. При комнатной температуре и нормальном давлении водород является безвкусным, бесцветным и лишенным запаха газом.

7. Под давлением и при сильном холоде (-252,87 градусах по Цельсию) водород переходит в жидкое состояние. Хранимый в этом состоянии водород занимает меньше места, чем в своей «нормальной» газообразной форме. Жидкий водород используется в том числе и в качестве ракетного топлива.

8. При сверхвысоком давлении водород переходит в твердое состояние и становится металлическим водородом. В этом направлении ведутся научные исследования.

9. Водород используется в качестве альтернативного топлива для транспорта. Химическая энергия водорода высвобождается при его сжигании способом, подобным тому, который применяется в традиционных двигателях внутреннего сгорания. На его основе также создаются топливные элементы, в которых задействован процесс образования воды и электричества путем осуществления химической реакции водорода с кислородом.

10. Инженеры и автопроизводители исследуют возможность применения водорода в качестве массового топлива для автомобилей. Одной из перспектив является помещение в топливный бак водорода в твердом состоянии. На этом пути много трудностей, но и преимущества очевидны: если результат будет достигнут, заправляться придется реже.

11. Молекулярная формула перекиси водорода H2O2. Это вещество часто используется для отбеливания волос и в качестве чистящего средства. В виде медицинского раствора оно используется также для обработки ран.

12. С 1852 года — с тех самых пор, как первый дирижабль на основе водорода был создан Генри Гиффардом — водород использовался в воздухоплавании. Позднее водородные дирижабли называли «цеппелинами» (zeppelins). Их использование было прекращено после крушения дирижабля «Гинденбург» в 1937 году. Авария произошла в результате возгорания.

13. Водород широко применяется в нефтяной и химической отраслях, а также часто используется для различных физических и инженерных задач: например, в сварочном деле и в качестве охлаждающего вещества.

14. Водород потенциально опасен для человека, поскольку может возгораться при соприкосновении с воздухом. Кроме того, этот газ не годится для дыхания.

Разумеется, этим списком фактов знания о водороде не исчерпываются. Возможно вы знаете о самом простом химическом элементе что-то интересное?