Спортзал спасет от гриппа

Зима в разгаре, и если верить чиновникам от медицины, к нам приближается очередная эпидемия гриппа. И если вы успели сделать прививку, то не спешите радоваться: она не может гарантировать вам стопроцентной защиты от вируса. Однако, как выяснили ученые, у нас есть возможность сделать эту защиту более эффективной. В данном материале мы расскажем вам о том, как максимально уберечь себя от этой хвори. В соответствии с выводами ученых, физические упражнения помогают усилить этот эффект за счет нужного количества выделяемого пота.

Спортзал спасет от гриппа
Считается, что инъекции с вакциной против гриппа является одним из лучших способов минимизировать угрозу заражения вирусом. Однако защиту эту вряд ли можно назвать пуленепробиваемой. В соответствии с большинством подсчетов, годовая вакцина помогает блокировать инфицирование в течение 50-70 процентов времени. Это означает, что привитые граждане все же рискуют подцепить вирус. Если говорить в общем смысле, то чем больше антител вырабатывается в организме, тем серьезней усиливается защита от гриппа. Однако по какой-то причине некоторые организмы вырабатывают куда меньше антител для вирусов гриппа, чем другие.

Вряд ли будет новостью, если сказать, что человек, находящийся в хорошей физической форме, менее подвержен воздействию различных вирусов. В рамках эксперимента 2009 года группа пожилых пациентов, которые особенно уязвимы перед угрозой болезней, начала реализовывать программы, заключающиеся в упражнениях по быстрой ходьбе и простых упражнениях по растяжке. Спустя 10 месяцев люди, занимавшиеся ходьбой, значительно улучшили свою физическую форму и после вакцинации продемонстрировали меньшую предрасположенность к заболеванию.

Тем не менее этот эксперимент подразумевал почти год регулярных тренировок, что выглядит нереальным для многих простых людей. К тому же если вы уже вступили в сезон гриппа, не пребывая в хорошей форме, вряд ли эта информация способна принести вам какую-либо пользу. По этой причине ученые начали изучать вопрос о том, можно ли путем единовременного сеанса упражнений добиться повышения эффективности защиты от гриппа.

Для этого исследователи из Университета Айовы (США) набрали несколько добровольцев из своего вуза, чтобы они прошли через серию испытаний. Эксперимент заключался в том, что после инъекции вакцины одни «подопытные» должны были осуществить 90-минутную пробежку или в течение 15-минут прокатиться на велосипеде. Другие же участники эксперимента провели то же самое время, просто сидя сложа руки. После этого, спустя месяц, у них взяли анализы крови и проанализировали концентрацию антител гриппа.

В результате выяснилось, что привитые студенты, которые после вакцинации занимались физическими упражнениями, продемонстрировали «почти двойной прирост количества антител». Кроме того, в их крови было выявлено увеличение количества определенных иммунных клеток, которые помогают организму бороться с инфекцией.

Чтобы с большей точностью определить, сколько необходимо упражнений для эффективной борьбы с гриппом, ученые затем повторили эти эксперименты на лабораторных мышах. Для начала им вкололи вакцину против гриппа, а затем заставили одних мышей в течение 90 минут бегать в колесе, а для других сократить этот период вдвое.

Спустя четыре недели животные, прошедшие через 90 минут изнурений, продемонстрировали наибольшую концентрацию антител. Что же касается более ленивых грызунов, то у них в этом отношении дела обстояли куда хуже. Из этого ученые сделали вывод: продолжительность упражнений оказывает прямое воздействие на состояние иммунной системы.

Спортзал спасет от гриппа

Не меньше пользы могут принести и силовые тренировки. Исследователи из Университета Бирмингема в Англии протестировали добровольцев, заставив их в течение 20 минут поднимать тяжелый вес за несколько часов до вакцинации. При этом основная нагрузка была направлена на ту самую руку, в которую должен был делаться укол. В частности, внимание было сосредоточено на бицепсе и предплечии, причем вес равнялся 85 процентам от того веса, который человек способен поднять за раз. Другая группа участников не делала никаких упражнений перед инъекцией.

Через четыре недели исследователи проверили своих «подопытных» на предмет антител, и каковы же были результаты? Было установлено, что люди, которые делали физические упражнения перед вакцинацией, продемонстрировали увеличение концентрации антител.

«В целом мы можем заключить, что упражнения способны помочь в борьбе с инфекцией посредством задействования частей иммунной системы», сказала Кейт Эдвардс (Kate Edwards), ученый Сиднейского университета, принимавший участие в эксперименте. При этом, по ее словам, наиболее эффективными оказались упражнения на бицепс, поскольку они помогли максимально разогреть мышцы и активизировать работу иммунной системы.

Что же касается 90-минутных пробежек или велосипедных прогулок, то они помогли стимулировать циркуляцию крови, из-за чего вакцина с участка инъекции распространилась и на другие части тела. Также это упражнение активизировало иммунную систему, что в свою очередь повысило степень эффективности вакцинации.

При этом ученые предупреждают, что полученные данные пока представляются неполными. Например, пока еще не удалось установить, что эффективней: делать упражнения до прививки или после. Также еще предстоит выяснить, какой эффект возымеют занятия спортом как до, так и после укола. Ведь это может не только активизировать выработку антител, но и наоборот — переутомить иммунную систему.

На данный момент гарантированный способ максимально обезопасить себя от заразы может быть таким: запишитесь на прививку и на тот же самый день запланируйте поход в спортзал. А при выборе упражнений делайте упор на тренировку бицепса для разогрева мышц и занятия на беговой дорожке или велотренажере для разгона вакцины по телу. Ну и самое главное: одевайтесь потеплей и не посещайте места с большим скоплением неизвестных и не внушающих доверие людей.

Источник: NewYorkTimes.com