Сможем ли мы объединить квантовую механику с общей теорией относительности?

29 Января 2014 в 19:00, Илья Хель 7 833 просмотра 17

ОТО

Чаще всего вопросы, которые задают в течение дня, поставлены довольно конкретно. Вы обедали? Который час? Слышали новую песню Джастина Бибера? Но когда мы начинаем задумываться о куда более серьезных вопросах — например, могут ли быть объединены квантовая механика и общая теория относительность — наша самоуверенность падает. Что делает квантмех с планетами? Только в ОТО энергия эквивалентна массе, умноженной на квадрат скорости света? Погодите, массе или движению? Или минуты. Это минуты, разве нет?

Не переживайте. Хотя на этот вопрос крайне сложно ответить, сам вопрос прост, как поиск смысла в попсовой песне. Прежде чем мы начнем решать неразрешимую вселенную, давайте разберем компоненты.

Для начала возьмем квантовую механику. С нее хорошо начать, потому что она изучает нечто крайне малое — вещество и излучение на атомных и субатомных уровнях. Когда ученые начали понимать атомы, стало понятно, что старая физика нуждается в поправках. Потому что когда ученые смотрели на атомы, они вели себя не так, как вселенная. К примеру, электроны не вращаются вокруг ядра подобно планете, вращающейся вокруг солнца — если бы это было так, они бы уже упали на ядро.

Стало очевидно, что классическая физика не работает на атомных масштабах. Квантовая механика возникла от необходимости понять, почему маленькие явления случаются не так, как большие в науке. В результате этого мы выяснили, что фотон может выступать в качестве частицы (которая несет массу и энергию) и волны (которая несет только энергию). Это стало прорывом. Фотон может быть в двух формах одновременно. А это значит, что самые маленькие части Вселенной ведут себя непредсказуемо.

Все относительно

Теперь мы понимаем, что квантовая механика существенно подорвала наше понимание вселенной (особенно на мелких масштабах). Частицы, к примеру, могут быть волнами. Ко всеобщему удовольствию появился и принцип неопределенности квантовой механики, который подсказывает, что мы не можем знать одновременно положение частицы и скорость ее движения.

Эйнштейну это крайне не понравилось. Сама идея того, что мы не можем определить, где частица или что она делает, должна быть очень тревожной для физика, который пытается определить, как работает вселенная — что и делал Эйнштейн, работая над общей теорией относительности.

И опять: не переживайте. У общей теории относительности было две больших идеи: одна о пространстве и времени, другая о гравитации. Как мы видим, пространство и время находятся в фоновом режиме. Они фиксированы. Они существуют хронологически (и отчасти монолитны). В общей теории относительности пространство и время представляют собой одно целое, так называемое пространство-время. Но если пространство-время и может быть большим и единым, оно не находится в фоновом режиме. В теории общей относительности на пространство-время может влиять материя. Это означает, что вы и существующая материя меняете пространство и время.

Ну да, не совсем. На самом деле, только большие вещи создают пространство-временные искривления. Солнце, например. Что это означает? Меньшие планеты «падают» на Солнце. И это приводит нас к гравитации. В самом деле, общая теория относительности означает не только то, что Эйнштейн похлопал Ньютона по спине и сказал «да, сэр, гравитация это круто!». Напротив, Эйнштейн дал нам причину для гравитации — искривление пространства-времени, которое вызывает гравитацию и заставляет вселенную быть такой, какая она есть.

В чем же проблема? Эйнштейн показал нам умопомрачительную картину работы вселенной, квантовая механика показала нам, как работают частицы на атомном и субатомном уровне. К сожалению, одно не объясняет другое. Значит, должна быть большая теория, которая объединит их… или нет.

Состоит ли наш мир из струн?

Мы не можем понять, как квантовая механика и общая теория относительности могут объединиться, если они еще не сделали этого до сих пор. Потому что если одна из сторон права, другая не будет работать как нужно.

Эйнштейн сказал, что пространство-время гладко и равномерно, и только большие вещи могут искажать его. Квантовая механика говорит, что мельчайшие частицы вселенной постоянно и непредсказуемо флуктуируют и меняются.

Если квантовая механика верна и все находится в постоянном движении, гравитация не будет работать так, как предсказывал Эйнштейн. Пространство-время будет находиться в постоянном противоречии со всем вокруг и будет вести себя соответствующим образом. Кроме того, квантовая механика говорит, что вы не сможете установить порядок с полной уверенностью. Вы будете предсказывать вероятности.

С другой стороны, если ОТО верна, материя не флуктуирует так дико и постоянно. В какой-то момент у вас будет возможность знать, где находится материя и куда движется. Но это противоречит квантовой механике.

Но не переживайте, ученые и физики все еще пытаются найти способ примирить два враждующих лагеря. Одним из фаворитов является теория струн, в которой говорится, что вместо частицы действует точка, на самом деле являющаяся струной. Это означает, что она может волноваться и двигаться, и скручиваться и многое другое. Также она может передавать гравитацию на квантовом уровне. Это дает возможность нащупать ходы для объединения квантмеха с ОТО. Но имейте в виду, что теория струн никогда не была подтверждена ни одним экспериментов — и много дебатов разворачивается на тему, может ли она в принципе подтвердиться.

Если такой монументальный эксперимент и будет, то, скорее всего, на ускорителе частиц. Там могут быть обнаружены суперпартнеры. Суперпартнеры — это часть теории струн, которая говорит о том, что у каждой частицы есть суперсимметричная частица-партнер, которая нестабильна и обладает другим спином (к примеру, электрон и селектрон или гравитон и гравитино). К счастью для нас, в 2010 году мы нашли подтверждения того, что существует бозон Хиггса, а он работает в пользу теории струн.

Спин также может помочь нам в экспериментах с квантовой запутанностью. В небольших масштабах она работает на ура, но ученые очень хотят отправить фотоны в космос и обратно, чтобы измерить, как это работает на большом расстоянии.

Мы также можем взять черные дыры и с их помощью создать «теорию всего». В черной дыре хранятся как крупные вещи (звезды), так и мелкие (частицы с квантово-механическим объяснением). Если мы сможем определить, что происходит, когда большое становится маленьким, мы просто примирим квантовую механику и общую теорию относительности.

Сможем ли мы объединить квантовую механику с общей теорией относительности?

1. Archer

Если одна теория противоречит другой, разве это не говорит о том, что одна из них ошибочна??? :)))
    ... Сейчас, что я нуб, а обе теории даны нам непогрешимыми Богами.

• Shiplan

ИМХО. Это не значит, что какая-то из них неверна. Тут как раз пытаются найти связь между ними, чтобы они слились в одну Теорию Всего. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

• Archer

Эти теории предполагают, разные свойства и характеристики вещества (об этом написано в статье).
        Один покойник тащит другого. ОТО приводит нас к идеал стоическим взглядам на материю, большой взрыв, подспудно, предполагает Божественное влияние. ОТО пытается всучить нам абстрактное пространство-время, но у нас нет ясного понимания, что такое время, да и свойства пространства не достоверны.
        Квантовая механика прекрасно справляется с математической частью, но физически ни чего нам не объясняет. Нет в ней понимания почему именно такими свойствами обладает микромир. Самой физики (в исходном естество звательном понимании) в ней нету.

• zzz7

Ну относительно недавние ,,открытия,, тёмных... Напрямую показывают неверность одной обеих теорий относительности...
          Относительно квантовой механики...-почему-то интуитивно чувствуется что без филисофии и биологии,одной лишь математикой не обойтись.
          Звучит сверъестественно и мне это не нравиться,но тем не менее ....-прав Кларк)) (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

2. denn

Почему люди тоесть все человеческие умы постоянно хотят все измерить и подсчитать. Ведь мерия или считая мы фиксируем значение. Тоесть ( да, нет) а что если наш мир существует в еденице ( или) ? (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

3. Vladimir8

В том то и прикол что они, несмотря на то, что противоречат другу другу, обе верны. Мы живем одновременно в 2 разных мирах.
    И ученые пытаются понять как такое возможно, и это рвет им мозг.

Интересна аналогия - у китайцев, в их культуре, изначально заложено понимание, что наш мир создан в результате слияния/противоборства 2 противоположностей в одно единое (Китайская монада). В их философии очень много рассуждений об противостоянии и поддержке между этими началами (инь (напр. квантовая физика), и ян (макромир)).

Наверное, то как этот переход возможен с точки зрения физики, даст нам совершенно иное понимание строения вселенной. Надеюсь я застану этот момент, когда мы действительно поймем как Е=mc2

З.Ы."Есть только два способа прожить свою жизнь. Первый — так, будто никаких чудес не бывает. Второй — так, будто все на свете является чудом." Альберт Эйнштейн (с)

4. qqqqqq qqqqqqqq

еще будет много спор и дискуссий на эту теорию, думаю все начнуть синтезировать квантовую механику какими то науками.

5. fimakasimoff

:) я не физик, но почитайте Джозефа Фаррелла... (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

6. sova

статья ни о чем)) автор написал конспект учебника по физике? раньше было интереснее, Илья! (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

7. Romeeck

Обнаружение бозона Хиггса говорит ТОЛЬКО в поддержку Стандартной Модели, которая никоим образом не соотносится с Теорией Струн просто потому, что во-первых, является точечной, а во-вторых, не предусматривает частиц, отвечающих за гравитацию.

8. Romeeck

SOVA, согласен, да еще и с большой фактической ошибкой.

9. Romeeck

И кстати, обнаружили бозон Хиггса не в 2010, а в 2012 году. Я заметил, что это уже не первая Ваша статья, где Вы, Илья, путаете факты с вымыслом.

10. vetas

Сейчас все так увлеклись теорией струн что другие варианты связи между этими науками даже искать не пытаются! Ведь не "классические" логичные умозаключения привели к вопросу о пределе скорости в 300 тыс м/с а именно философские. Старик есть, его замысел не перестает поражать умы наблюдателей! ) И по всей видимости скорости свыше "с" тоже существуют! Но наши эксперименты, возможно, ограничены средой!? Если брать в пример гидроакустику, которая получила широкое распространение в связи с тем что никакие виды электромагнитных волн не распространяются в воде (вследствие её электропроводности) на сколько-нибудь значительном расстоянии, и звук поэтому является единственным возможным средством связи под водой. И ничто не двигается в воде быстрее звука!
    Сейчас мы уперлись в знание о фотоне с лимитом скорости по-выше! Но и ощущать мы его можем только из-за того что эволюция предложила вариант с колбочками на стенках глаза чувствительным к определенному спектру волновых колебаний фотона как вариант визуализации материального пространства вокруг! В космосе возможно есть другие силы, ощущать которые мы не можем из-за своей "эволюционной ограниченности". Так же как и в микромире!
    Безусловно, нужно смотреть на проблему шире, возможно даже возвращаться к фундаментальной философии чтобы найти взаимосвязь!

11. spacelegion

Вы уж меня простите! Но статейка получилась желтоватая. (отправлено из приложения Hi-News.ru)

12. Webvopli

Только в ОТО энергия эквивалентна массе, умноженной на квадрат скорости света?
    {почему на квадрат (а не на саму себя ,ведь мы не знаем границ (иначе их можно было бы подсчитать) и почему не на бесконечность} ?!... (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)