Квантовая физика объяснит ваши странные поступки

20 Сентября 2015 в 19:00, Илья Хель 28 308 просмотров 28

Психология

В следующий раз, когда кто-то обвинит вас в принятии иррациональных решений, просто объясните, что повинуетесь законам квантовой физики. В психологии складывается новая тенденция, которая не только использует квантовую физику для объяснения человеческого (иногда) парадоксального мышления, но и может помочь ученым разрешить определенные противоречия в результатах предыдущих психологических исследований.

По мнению Чжэн Джойс Вонг и других ученых, пытающихся моделировать наши процессы принятия решений математически, уравнения и аксиомы, которые наиболее близко соответствуют человеческому поведению, уходят корнями в квантовую физику.

«Мы насобирали очень много парадоксальных выводов в когнитивной науке, особенно на тему принятия решений, — говорит Вонг, которая также является адъюнкт-профессором по коммуникациям и директором Лаборатории коммуникаций и психофизиологии Университета штата Огайо. — Каждый раз, когда появляется что-то, что не согласуется с классическими теориями, мы часто помечаем это как «иррациональное». Но с точки зрения квантового познания, некоторые выводы перестают быть иррациональными. Они согласуются с квантовой теорией — и тем, как на самом деле ведут себя люди».

В двух последних обзорных работах академических журналов, Вонг и ее коллеги изложили свой новый теоретический подход к психологии. Одна работа появилась в Current Directions in Psychological Science, а другая — в Trends in Cognitive Sciences.

Из работы ученых следует, что квантово-подобное мышление — которое не следует традиционному подходу, основанному на классической теории вероятностей — позволяет людям принимать важные решения перед лицом неопределенности, а также решать сложные вопросы, несмотря на наши ограниченные умственные ресурсы.

Когда ученые пытаются изучать человеческое поведение, используя только классические математические модели рациональности, некоторые аспекты человеческого поведения не поддаются вычислению. С классической точки зрения, такое поведение кажется иррациональным, объясняет Вонг.

Например, ученым давно известно, что порядок, по которому задаются вопросы в рамках опроса, может изменить ответы людей — ранее этот эффект объясняли нечетко обозначенными помехами, вроде «эффектов переноса», «якоря и надстройки» или шумом в данных. Организаторы опросов обычно меняют порядок вопросов от респондента к респонденту, надеясь отменить этот эффект. Но в работе, которая появилась в Трудах Национальной академии наук в прошлом году, Вонг и ее коллеги продемонстрировали, что этот эффект может быть точно предсказан и объяснен квантовым аспектом поведения людей.

Обычно мы думаем о квантовой физике как описывающей поведение субатомных частиц, а не поведения людей. Но эта идея не так уж и надумана, говорит Вонг. Также она подчеркивает, что ее исследовательская программа не предполагает, что наши мозги — буквально квантовые компьютеры. Вонг и коллеги сосредоточены не на физических аспектах мозга, а скорее на том, как абстрактные математические принципы квантовой теории могут помочь в понимании человеческого сознания и поведения.

«Как в социальных, так и в бихевиоральных науках мы часто используем вероятностные модели. К примеру, мы задаем вопрос, какова вероятность того, что человек будет действовать определенным образом или примет определенное решение? Традиционно, эти модели все основаны на классической теории вероятностей — которая возникла из классической физики ньютоновых систем. Что экзотического в том, что социальные ученые будут думать о квантовых системах и их математических принципах?».

Квантовая физика имеет дело с двусмысленностью в физическом мире. Состояние конкретной частицы, ее энергии, ее положения — все это неопределенно и должно быть рассчитано в терминах вероятностей. Квантовое познание рождается, когда человек имеет дело с психической двусмысленностью. Иногда мы не уверены в своих чувствах, ощущаем неоднозначность в выборе варианта, либо вынуждены принимать решения, основанные на ограниченной информации.

«Наш мозг не может хранить все. Мы не всегда имеем четкое представление о происходящем. Но если вы зададите мне вопрос вроде «что ты хочешь на ужин?», я подумаю и приду к конструктивному и четкому ответу, — говорит Вонг. — Это квантовое познание».

«Я думаю, что математический формализм, обеспечиваемый квантовой теорией, согласуется с тем, что мы интуитивно чувствуем как психологи. Квантовая теория может не быть интуитивной вообще, когда используется для описания поведения частицы, но вполне интуитивна, когда с ее помощью описывается наше типичное неопределенное и неоднозначное мышление».

Она использует пример кота Шрёдингера — мысленный эксперимент, в котором кот внутри ящика с определенной вероятностью одновременно и жив, и мертв. Оба варианта потенциальны в нашем сознании. То есть, у кота есть потенциал быть одновременно мертвым или живым. Этот эффект называется квантовой суперпозицией. Когда мы открываем ящик, обе вероятности больше не существуют, и кот должен оказаться живым или мертвым.

С квантовым сознанием, каждое принятое нами решение — наш собственный уникальный кот Шрёдингера.

Когда мы перебираем варианты, мы просматриваем их своим внутренним взглядом. Какое-то время все варианты сосуществуют с различной степенью потенциалов: вроде суперпозиции. Затем, когда мы выбираем один вариант, остальные перестают существовать для нас.

Смоделировать этот процесс математически трудно, отчасти потому, что каждый возможный вариант добавляет уравнению веса. Если во время выборов человеку предлагают выбрать из двадцати кандидатов в бюллетене, проблема выбора становится очевидной (если человек впервые видит их имена). Вопросы с открытым концом вроде «как вы себя чувствуете?» оставляют еще больше возможных вариантов.

С классическим подходом к психологии, ответы могут вовсе не иметь смысла, поэтому ученым нужно построить новые математические аксиомы, чтобы объяснить поведение в каждом отдельном случае. Результат: появилось много классических психологических моделей, некоторые из которых конфликтуют между собой, и ни одна из которых не применима к каждой ситуации.

С квантовым подходом, как отмечает Вонг и ее коллеги, многие сложные и комплексные аспекты поведения могут быть объяснены одним ограниченным набором аксиом. Та же квантовая модель, что объясняет, почему порядок вопросов влияет на ответы опрашиваемых людей, также объясняет нарушения рациональности в парадигме «дилеммы заключенного», эффекта, когда люди работают сообща, даже если это совсем не в их интересах.

«Дилемма заключенного и порядок вопросов — два совершенно разных эффетка в классической психологии, но они оба могут быть объяснены одной квантовой моделью, — говорит Вонг. — С ее же помощью можно объяснить много других, несвязанных и загадочных выводов в психологии. Причем элегантно».

Квантовая физика объяснит ваши странные поступки

1. Galaxy De Ray

Жду книг на эту тему. (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

• lotos_ndv

Уилсон Роберт "Квантовая психология", Майкл Талбот "Голографическая вселенная"

2. Kutcher

Наша интуиция работает на квантовом уровне. В повседневности мы ею фактически не пользуемся, по этому так легко предугадать(посчитать) поведение человека.

3. VOSTORG

Tgf (отправлено из приложения Hi-News.ru)

4. sadkov24

похоже на правду и очень интересно))

5. mtata2000

Квантовая механика очевидно связана со временем, если есть наблюдатель, время движется медленнее, если за временем не наблюдать , оно летит очень быстро... (отправлено из iOS приложения Hi-News.ru)

6. Ce3apyc

Осталось только квантовую механику с женской логикой связать;)

• Andreykapro

Лучше не надо. Я когда своей девушке сказал что у нее вместо мозга квантовый компьютер она обиделась:) (отправлено из приложения Hi-News.ru)

7. Uglik

У всей этой лабуды растут уши из весьма околонаучной (точнее даже сказать псевдонаучной) "теории квантового сознания". Но такие вещи разумеется всегда привлекают простого обывателя. А значит книга будет покупаться. Мистер Вонг пилит бабло, а обыватели не искушённые в здравом смысле как всегда рады платить за собственную промывку мозгов...

8. qwsz

пытаться описать поведение человека с помощью теории вероятностей.. это пять. и ещё удивляются что у них ничего не получается. и попытки приписать квантовую теорию для работы с поведением человека обречены на ту же участь.

9. sllouyssgort

Сравнительная статья на тему квантового сознания http://www.iissiidi.org/svzi-s-naukoj/fizika/issledovatelskie-stati/kvantovaya-fizika/kvantovoe-soznanie.html

• Uglik

Ну, та же ересь. Это не наука а бред собачий, простите за выражение.

• qwsz

99% статей на эту тему - вот то что вы сказали

• VZH

Я бы не назвал это ересью. Квантовые процессы безусловно играют важную роль в существовании живой клетки. Кроме того, один из столпов идеи квантового сознания - Пенроуз и я не могу просто так назвать ересью догадки этого блестящего ученого.

• Uglik

Вот как? Ну, тогда вам наверное не составит труда привести ХОТЯ БЫ ОДНО доказательство того что "квантовые процессы безусловно играют важную роль в существовании живой клетки". Нет таких доказательств. А следовательно всё это не более чем просто домыслы и пустые теории не подкреплённые реально ни одним фактом. Пенроуз тоже не привёл ни одного доказательства своей теории "квантового сознания". И не удивительно. Как известно "беда коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник" - Пенроуз отнюдь не нейрофизиолог, или биохимик, он вообще не биолог. Вот и результат.

• Uglik

Должен добавить что Пенроуз вообще теоретик, и теории его весьма поверхностны при ближайшем рассмотрении. Те учёные которые опробуют свои мысли на практике весьма расходятся в выводах с ним. Если интересно, можете посмотреть что думает о Пенроузе и его "квантовом сознании" например Марвин Минский - сооснователь Лаборатории искусственного интеллекта в Массачусетском технологическом институте.

• VZH

Доказательств у меня нет, равно как и у Вас нет объяснения феномена человеческого сознания. В интернете нашел заметку об открытых квантовых колебаниях микротрубочек нейронов. Я понимаю, что это жидковато для доказательства и даже для подтверждения гипотезы, но я категорически отказываюсь верить в то что создав искусственную структуру аналогичную по сложности человеческому мозгу мы получим копию сознания.

• VZH

И должен добавить, что Пенроуз может и теоретик, но ученый он выдающийся и если у него есть гипотеза, я считаю что она имеет право на жизнь до тех пор пока не будет подтверждена или опровергнута. Да, я понимаю что квантовый компьютер, как мы его понимаем на современном уровне врядли сидит у нас в голове, но что мы вообще об этом понимаем по большому то счету? Мы только в начале пути и квантовая механика, сколь бы точной она не была, в конце концов уступит место другой теории.

• VZH

сорри за "понимаю-понимаем-понимаем" :) жаль редактировать нельзя :)

• Uglik

Прогресс возможен только в том случае, если за основу взята конструктивная гипотеза, которая подтверждена хотя-бы парой-тройкой фактов и на основе которой можно создавать работоспособные модели и ставить практические эксперименты.
              Теория же "квантового сознания" - в научном плане мертва - в ней невозможно всё перечисленное. Она годится не более чем как на философское течение или же в удобрение маргинальной науке (проще говоря мракобесия).
              И снова повторю Любая теория в науке имеет право на существование только в том случае, если она проистекает хоть из каких-то фактов и подтверждается эксперементально. В противном случае это просто домыслы, или говоря проще болтовня.
              И в данном случае "выдающийся" Пенроуз не более чем болтун, потому что никто (включая его самого) не подтвердил эту "теорию" на практике. И не подтвердит просто потому что клеткам на микроуровне просто нет дела до квантовой организации материи, как например галактикам нет никакого дела до того есть в их недрах живые организмы, или нет.

• VZH

Я читал лишь научно-популярные труды Пенроуза и не претендую на строгость выводов, однако, как я понял, "квантовое сознание" не относится к разделу теорий и как следствие, с нее надо заранее снять все обвинения в несостоятельности. Это скорее логически построенный вывод, некая идея как объяснить то у чего нет пока научного объяснения. По стопам Пенроуза идут другие, как ученые так и псевдо-оные, и пытаются строить теории, пытаются заглянуть немного дальше. Многие из них откровенно заблуждаются, но все они были увлечены идеей объяснить феномен сознания. Согласитесь, что штука эта не простая, и даже в принципе не ясно с какой стороны к ней подступиться чтобы тут же не вляпаться в эзотерическое (в лучшем случае) болото. Так что тот что делает Пенроуз может и не является теорией как таковой, но заставляет задуматься над проблемой и попытаться проанализировать ее с точки зрения известной на данной момент науки.

• Uglik

"Некая идея как объяснить то у чего нет пока научного объяснения" - это уже философия и к науке не относится :).
                  Пусть так, но тем не менее "квантовое сознание" никоем образом не поможет в создании действующей модели сознания. Если вкратце, то по теории "квантового сознания" сознание вообще не может быть воссоздано искусственно, потому как оно дескать слишком сложное. Но практика неумолимо доказывает что моделирование нервной системы возможно. Просто нужно больше исследований, и больше практических опытов. Количество переходит в качество всегда (это тоже практическое наблюдение... ).

• VZH

Да, мы сможем когдато смоделировать ее полностью наверно, вопрос лишь в том, останется ли это лишь компьютером, способным распознавать образы или оно перейдет на уровень осознания себя как сущности и будет способно решать не алгоритмизуемые задачи?

• Uglik

Поверьте, даже когда появится, и даже будет выпускаться серийно компьютер, который осознает себя как сущность, всё равно найдутся пенроузы, которые долго будут всем доказывать, что этот компьютер думать не умеет и никогда не сможет, аминь.
                      Антропоцентризм наш - враг наш.
                      И кстати не существует "не алгоритмизуемых задач". Бывает просто недостаточно исходных данных и анализа.

10. Аноним