10 распространенных заблуждений о динозаврах

Илья Хель

Слово «динозавр» происходит от двух греческих слов. Первое deinos, что означает «страшный», «мощный» или «чудный». Второе sauros, что означает ящерицу. Мы постоянно узнаем новые факты о динозаврах по их окаменелостям. За много лет мы накопили множество «фактов», которые долгое время считались истинными, но были опровергнуты в свете недавних дебатов. Перед вами десять фактов, которые менялись со временем. Забудьте все, что вы знали о динозаврах.

10 распространенных заблуждений о динозаврах. Фото.

Большая часть того, что вы знаете о динозаврах — мифы

Динозавры бросали яйца, подобно ящерицам

10 распространенных заблуждений о динозаврах. Динозавры бросали яйца, подобно ящерицам. Фото.

Ископаемые останки динозавров и их гнезд многое рассказали об их поведении.

В прошлом всеобщее мнение было таково, что динозавры оставляли свои яйца, подобно рептилиям, но недавние находки показали, что многие динозавры ухаживали за своим потомством, подобно современным птицам. Гнезда варьируются от простых ям до сложных конструкций с грязевыми ободами. Встречались большими группами и по одному. Эти гнезда и собрания яиц показали, что динозавры были заботливыми родителями.

В Монтане нашли множество гнезд майазавра. Гнезда, яйца, выводок, молодь и взрослые динозавры, точнее их останки, тоже были обнаружены в том же районе. Подобная находка свидетельствует о высоком уровне родительской заботы и о высокой социальности динозавра. Гнезда представляли собой дыры, вырытые в земле, 2-метровой ширины и 1,1-метровой глубины. Новорожденные были всего 30 сантиметров в длину. Гнезда находились в 9 метрах друг от друга, это размер взрослого майазавра. В одном месте группа из 40 гнезд покрыла 2,5 акра земли.

Динозавры были покрыты чешуей

10 распространенных заблуждений о динозаврах. Динозавры были покрыты чешуей. Фото.

На сегодняшний день все пернатые динозавры — и это подтверждено — являются плотоядными предками птиц.

Раньше мы думали, что все динозавры были покрыты чешуей, но последние находки подтвердили существование более 30 видов пернатых нелетающих динозавров по таким признакам, как непосредственно окаменелости и перьевые бугорки. Но в 2013 году недалеко от берегов реки Оловы в Сибири были найдены останки травоядного динозавра. Этот новый вид Kulindadromeus zabaikalicus был пернатым. Возможно, у всех динозавров были перья.

K. zabaikalicus жил около 160 миллионов лет назад и был 3 метров в длину. Основываясь на неполных скелетах, коих было найдено много, археологи сделали выводы, что это двуногое животное имело короткие передние лапы и длинные задние ноги. Вполне вероятно, что когда животное жило, на месте его обитания протекала река. После смерти река защитила останки динозавра от падальщиков, благодаря чему сохранились отпечатки перьев и чешуек.

Динозавры были холоднокровными

10 распространенных заблуждений о динозаврах. Динозавры были холоднокровными. Фото.

Судя по темпам роста и метаболизма, динозавры были где-то между.

Многие люди считают, что динозавры были холоднокровными, как рептилии сегодня, но тогда у них не было бы мышц, необходимых для охоты на других динозавров. Ученые оценивали метаболизм многих динозавров, определяя процент костной массы в теле и темп роста костей по кольцам окаменевших костей. Результаты показали, что динозавры имели темпы роста и метаболизма, присущие теплокровным созданиям, а не хладнокровным.

Динозавры не были похожи на млекопитающих, птиц, рептилий или рыб. Их физиология отличалась от современных животных. Мы думали, что динозавры были медленными, неповоротливыми, холоднокровными животными, но чем больше обнаруживается ископаемых останков, тем больше динозавры становятся похожи на велоцирапторов. Скорее всего, они были активными теплокровными млекопитающими и птицами.

Но сказать, что все животные холоднокровные или теплокровные, будет слишком просто. Некоторые из животных, живущих сегодня, подобно большой белой акуле, кожистой морской черепахе и тунцу, не умещаются в простую классификацию.

Если вам интересны новости науки и технологий, подпишитесь на нас в Google Новостях и Яндекс.Дзен, чтобы не пропускать новые материалы!

Птерозавры были динозаврами

10 распространенных заблуждений о динозаврах. Птерозавры были динозаврами. Фото.

Птерозавры это просто рептилии

Мы все знаем о птерозаврах. Они стали знамениты благодаря «Земле до начала времен» и «Парку Юрского периода», только вот… они не динозавры. Эти рептилии мезозойской эры были первыми позвоночными, которые взлетели и образовали отдельную группу животных. Слово «динозавры» обычно используется для обозначения всех допотопных рептилий, но не все допотопные рептилии были динозаврами.

Динозавры принадлежат к очень разнообразной группе наземных рептилий, которые имели уникальные анатомические особенности. Птерозавры были летающими рептилиями и по этой причине исключаются. Главная особенность, которая выделила динозавров на фоне других рептилий, это их конечности. В отличие от допотопных крокодилов, конечности динозавров были непосредственно под их телами и позволяли им стоять прямо.

Бронтозавра не существует

10 распространенных заблуждений о динозаврах. Бронтозавра не существует. Фото.

Оказалось, что различий между бронтозавром и апатозавром довольно много.

Первый бронтозавр был задокументирован в 1870-х годах, но в 1903 году палеонтологи выяснили, что эти окаменелости на самом деле принадлежали апатозавру. В 1970-х годах окаменелости бронтозавра были обнаружены на западе США. Назвали динозавра Brontosaurus excelsus, «благородный громоящер». Но позже ученые решили, что B. excelsus был настолько апатозавром, что переименовали его в Apatosaurus excelsus.

Совсем недавно новый анализ окаменелостей, проведенный Оксфордским университетом, восстановил бронтозавра как род. Это стало возможным благодаря современным компьютерным программам, которые используются для расчета различий между другими видами и родами динозавров.

Динозавры вымерли

10 распространенных заблуждений о динозаврах. Динозавры вымерли. Фото.

Потомки динозавров среди нас

Динозавры вымерли? Не совсем. Зауроподы и многие другие группы действительно вымерли. Но одна из восьми крупных групп динозавров, тероподы, пережила мелпалеогеновое вымирание. Одна из 40 подгрупп теропод выжила и стала хорошо знакомыми нам всем птицами.

Считается, что все динозавры вымерли порядка 65 миллионов лет назад, но тысячи живых видов динозавров все еще живут. Согласно современным системам эволюционной классификации, нет никаких причин не считать птиц разновидностью динозавров.

Биологи делят динозавров на две большие группы — ящеротазовые и птицетазовые. Ящеротазовые динозавры делятся на Sauropodomorpha, куда входят длинношеие динозавры, и Theropoda, включающие современных птиц и двуногих динозавров вроде Tyrannosaurus rex.

Велоцирапторы были большими динозаврами

10 распространенных заблуждений о динозаврах. Велоцирапторы были большими динозаврами. Фото.

Велоцирапторов нашли в Монголии в 1920-х годах.

Благодаря «Парку Юрского периода», мы все знаем велоцирапторов, умных чешуйчатых динозавров, которые любят подкрадываться к напуганным детишкам. Оказывается, динозавры в фильме не были настоящими велоцирапторами (и нарисованными тоже). В палеонтологии, как и в других науках, названия постоянно меняются. Некоторых динозавров разные ученые называют по-разному. Некоторых переименовывают. Большая часть изменений известна специалистам, но в одном из редких случаев мы называем динозавра не так, как палеонтологи. Велоцирапторы в «Парке Юрского периода» были совершенно неправильными, и эксперты это сразу же поняли.

Они были небольшими хищниками, которые вырастали до 0,5 метра высоты и были в длину около 1,8 метра. Считалось, что они убивали свою жертву серповидным когтем на ноге.

Когда выше «Парк Юрского периода», был известен один тип раптора, который соответствовал изображенному в фильме велоцираптору — дейноних. Дейнониха нашли в 1960-е годы. Считалось, что это увеличенная версия велоцираптора, но их роды отличались во многих отношениях. Они были в два раза длиннее и выше своих монгольских кузенов. У них был большой серповидный коготь на каждой ноге, длинные лапы с цепкими кистями и мощный хвост, помогавший удерживать равновесие при погоне за добычей. Знакомая картина, не правда ли?

Ти-рексы плохо видели

10 распространенных заблуждений о динозаврах. Ти-рексы плохо видели. Фото.

На самом деле он видел лучше ястреба

Все мы помним это «Не двигайся! Он не увидит нас, если мы не будем двигаться» из «Парка Юрского периода». Но у Tyrannosaurus rex было не настолько плохое зрение, как мы думали. Даже если не ходить далеко, первый же признак того, что у T. rex было хорошее зрение, мы видим в фронтальной постановке глаз и узком черепе — у него было прекрасное чувство глубины. И каждый глаз был размером с теннисный мяч.

Было установлено, что бинокулярный диапазон T. rex составлял 55 градусов, что больше, чем у ястреба, так что это поддерживает основные наблюдения. Кроме того, другие тероподы имели бинокулярный диапазон, сопоставимый с современными хищными птицами. Дальнейшие исследования показали, что у T. rex было в 13 раз большая визуальная четкость, чем у человека. Ряд испытаний показали, что T. rex мог четко видеть некоторые объекты на расстоянии до 6 километров.

У T. rex были бесполезные ручки

10 распространенных заблуждений о динозаврах. У T. rex были бесполезные ручки. Фото.

Эти руки могли задушить кого угодно

Многие из нас считают, что у T. rex были относительно маленькие и бесполезные ручки, но это не так. Каждая из «ручек» была очень мускулистой и могла, вероятно, поднять 200 килограммов. Свидетельства этому были найдены в трещинах в вилочках (кости) многих ископаемых Tyrannosaurus rex. Эти трещины, вероятно, были причиной невероятной борьбы с другими тираннозаврами.

T. rex мог вцепиться зубами жертве в горло и задушить ее, удерживая ее руками. И вероятнее всего, именно для охоты и использовались передние конечности T. rex.

Плезиозавры — тоже динозавры

10 распространенных заблуждений о динозаврах. Плезиозавры — тоже динозавры. Фото.

Это не динозавр

Все мы слышали о Лох-Несском чудовище, которое якобы является плезиозавром. Но многие не знают, что плезиозавры динозаврами не являлись. Динозавры принадлежат обширной группе наземных рептилий, обладающих уникальными анатомическими особенностями. Подобно птерозаврам, водоплавающие рептилии не отвечают всем требованиям.

У плезиозавров было широкое тело с коротким хвостом и длиной от 2,4 до 14 метров. У них были длинные шеи, маленькие головы и большие ласты вместо ног. (Другие роды плезиозавроидов имели большие головы и короткие шеи). Ласты использовались для быстрого поворота, но плавали они медленно. Длинные шеи позволяли им хватать добычу, плавающую у поверхности. На многих изображениях плезиозавров показывают с головами, высунутыми из воды, но на такое они не были способны. Даже если бы они могли так вытягивать шеи, гравитация, скорее всего, их бы свернула.