Способна ли жизнь развиться из проводов и пластмассы?

Илья Хель

В одной из лабораторий кампуса Корнельского университета, процветают роботы Хода Липсона. Он уже сделал автономного робота, который может собирать информацию о себе по мере того, как учится ходить. Как и персонаж «Истории игрушек», он сидит в окружении других бывших звезд лаборатории. Что ж, искусственный интеллектмечта недалекого будущего, но без аппаратной базы он останется всего лишь интеллектом.

Роботы

В лаборатории также есть набор модульных кубиков, похожих на что-то среднее между кубиками для детей и модель хрящей в кабинете ортопеда. Но за неприглядной формой скрывается один из первых самовоспроизводящихся роботов в мире. Пластиковые структуры и кубы. Наверное, так выглядит инкубатор робототехники.

Роботы и куски, распечатанные на 3D-принтере, — это следы эволюционной истории нового типа организмов.

«Я хочу сделать что-то вроде жизни», — рассказал Липсон. — «Из пластика, проводов и неживой материи».

Практически слово в слово с Танатосом из «Доннерджека» Роджера Желязны. Молодой Франкенштейн всем видом выражает желание понять, как создается жизнь. При этом тщательно работает над созданием машины с самосознанием, которая может собрать себя в лаборатории и отправиться на улицу. Липсон, конечно же, осознает риск:

«Чем больше мы пытаемся контролировать инженерные изобретения, тем проще нам его потерять. Чем больше мы автоматизируем, тем меньше мы знаем, что происходит на самом деле».

Первые попытки написать алгоритмы развития для роботов Липсон предпринял в 1998 году:

«Мы написали тривиальный алгоритм из 10 строк, запустили его на большом игровом симуляторе, на большом компьютере и подождали недельку. В начале появилась куча хлама. Потом — прекрасные машины. Безумные формы. Потом мотор подсоединился к проводу и завибрировал. Потом вибрирующая куча хлама стала совершенствоваться и… в итоге, мы получили ползающую машину. Эволюционный алгоритм придумал дизайн и чертежи специально для робота».

Связанное с компьютером существо вышло из виртуального пространства в наш мир через 3D-принтер. И сделало первый шаг. Было ли это нагромождение стержней и проводов машинным эквивалентом первобытной клетки? Не совсем: робот Липсона все еще зависит от человеческого вмешательства.

«Основная проблема в батарее. Но это первая эволюция физического робота. Вообще, я хочу печатать провода, батареи, все. Тогда у эволюции появится больше свободы. Она не будет ограничена».

Немногие могут назвать кучу пластика, проводов и металла красивой. Тем не менее, когда создатель видит, как эта куча ковыляет по полу лаборатории, сгибается, поднимает блоки и делает копии самой себя, наверняка он видит в этом произведение искусства.

Не так давно команда Липсона вышла на новый уровень работы: внезапное прозрение на тему модульности — когда биологическая система состоит из отдельных функциональных единиц.

Хотя происходящее в Creative Machines Lab заслуживает освещения на страницах нашего сайта, разработчики прошли всего несколько маленьких шагов на пути создания новой жизни. Однако Липсон утверждает, что его роботы живы в самом загадочном смысле.

«Нет ничего более черного или белого, чем жизнь или смерть. Но под поверхностью все не так просто. Есть много серых оттенков».

Способна ли жизнь развиться из проводов и пластмассы? Фото.

Роботы Creative Machinve Lab отвечают множеству критериев жизни, но не являются полностью автономными — пока. Им требуется человеческое вмешательство для энергии и воспроизводства. Это условия, которые вполне могут быть в скором времени решиться, благодаря готовой поставке сырья и 3D-принтерам, и останется лишь человеческая рука, которая вовремя нажмет кнопку.

Согласно Липсону, развивающаяся система это «полноценный искусственный интеллект, самый самостоятельный ИИ. Все, что нужно — это энергия и вычислительная мощь. Но это палка о двух концах: такое развитие событий одновременно и пугающее, и многообещающее».

Но что если разрешение некоторых наших насущных проблем требует развития искусственного интеллекта, прежде чем мы сами будем в состоянии их решить? Ведь такая программа вполне может предсказать развитие нового вируса гриппа, например. Возможно, она создаст более эффективные машины. И сколько нужно времени автономным роботам Липсона, чтобы сделать свой первый шаг из грязи в князи робототехники?