Откуда берется мораль и что на нее влияет?

То, что общество считает «приемлемым» и «правильным» называют моралью. Эти неофициальные правила возникают в разных сообществах и сильно отличаются друг от друга: то, что в вашей стране считается «неприемлемым», является нормой в другой. Географические особенности, религия, семья и жизненный опыт формируют нравственные принципы и регулируют поведение человека во всех сферах общественной жизни. Чаще всего нравственные нормы усваиваются с детства, а результаты научных исследований за последние десять лет показали, что ключевую роль в происхождении морали играют эмоции. Удивительно, но животные тоже следуют негласному своду моральных норм: пользователи социальных сетей несколько лет обсуждают поступок слона, который помог обессиленному от жажды львенку и его маме добраться до водопоя. Нравственные принципы и альтруизм также есть у шимпанзе и других обезьян – эти животные заботятся друг о друге, совместно растят детенышей и помогают пожилым сородичам. Так что же такое мораль?

Откуда берется мораль и что на нее влияет? Повреждение определенной области мозга влияет на наши моральные суждения. Фото.

Повреждение определенной области мозга влияет на наши моральные суждения

Общественный инстинкт заставляет животное получать удовольствие в обществе себе подобных, чувствовать к ним определенную симпатию и оказывать им различные услуги, – Чарльз Дарвин.

Мораль в мире животных

Далай-лама чаще всего говорит о сострадании – прекрасной стороне всего живого на нашей планете. Французский антрополог Франс де Вааль в книге «Истоки морали» рассказывает об увлекательной беседе с одним из самых уважаемых людей на Земле. Изучая альтруизм у животных Вааль поведал лидеру Тибета о том, что к эмпатии способны млекопитающие и птицы – они чувствуют боль близкого существа.

В ответ далай-лама проявил интерес к черепахам, отметив, что эти пресмыкающиеся проявляют заботу о потомстве когда ищут подходящее место для кладки яиц. В конечном итоге все животные проявляют заботу об отпрысках (сознательно или нет), а в основе всякой жизни, по мнению Его Святейшества лежит сострадание. При этом все живые существа делают то, что лучше для них самих и их потомства.

Мораль в мире животных. Впервые этот снимок появился в 2018 году, когда его опубликовали в Twitter Национального парка Крюгера в Южной Африке. Фото.

Впервые этот снимок появился в 2018 году, когда его опубликовали в Twitter Национального парка Крюгера в Южной Африке.

Не пропустите: Африканские серые попугаи помогают друг другу безвозмездно

И хотя общество бонобо не является примером для подражания, а различий между нами не счесть, эти животные показывают, что длинный ряд далеких предков отмечен не только мужским доминированием и ксенофобией, но и приверженностью к гармонии и вниманием к ближнему. Шимпанзе, например, не настолько агрессивны как бонобо и в дикой природе самцы и самки нередко убивают друг друга. Это, однако, не мешает им заботиться о близких.

Самцы шимпанзе вместе охотятся, объединяются против соперников и вместе защищают территорию от враждебно настроенных соседей; в то же время они борются за статус в группе и соперничают из-за самок, – пишет Вааль. Никого не напоминает?

Изучая общество человекообразных обезьян и их отношения между собой, исследователи все чаще приходят к выводу о том, что истоки морали следует искать в эволюционных изменениях работы мозга. Даже в обществе бонобо раненой особи приходят на помощь сородичи, осматривая и вылизывая раны. Подобное поведение как будто встроено в мозг этих приматов – недавно ученые обнаружили так называемые веретенообразные клетки в мозге бонобо. Эти же клетки задействованные в механизмах самосознания, эмпатии и чувства юмора у человека.

Мораль в мире животных. Исследователи обнаружили у шимпанзе и бонобо приветствия и прощания. Фото.

Исследователи обнаружили у шимпанзе и бонобо приветствия и прощания

Первоначально эти особенности выявили у людей, но, как это часто бывает, затем обнаружились у бонобо и других приматов. Результаты множества научных исследований показывают, что мозг бонобо имеет физиологическую основу эмпатии. Выходит, мы с вами не такие уж и особенные, а наши моральные суждения можно объяснить размером миндалевидного тела (амигдалы) – области мозга, которая участвует в обработке эмоций и является мозговым “центром страха”.

Это интересно: Почему животные и люди жертвуют собой?

Проблема вагонетки

Хотим мы этого или нет, но наш вид схож с бонобо, шимпанзе и другими высшими приматами. Это подтверждают результаты нового исследования, в котором приняли участие люди с редким генетическим синдромом Урбаха-Вите, который характеризуется повреждением миндалевидного тела. Такие пациенты демонстрировали нарушение морально-утилитарного суждения в мысленном эксперименте с вагонеткой: они предпочитали спасти одного человека вместо тысяч других.

Интересный факт
В 1967 году философ Филипп Фут впервые сформулировал проблему вагонетки, представив как она несется по рельсам в направлении стрелки, которую можно переключить. На одном из железнодорожных путей "сумасшедший философ" привязал к рельсам пять человек и одного на другом. В еще одной версии мысленного эксперимента жертву предлагалось сбросить на рельсы с моста. И так как эта проблема заслуживает отдельного внимания, ей посвящена одна из лекций Гарвардского университета, посмотреть которую можно здесь.

Проблема вагонетки. Готовы ли вы спасти одного человека вместо пятерых? Фото.

Готовы ли вы спасти одного человека вместо пятерых?

Интересно, что в Китае, Корее и Японии гораздо больше людей спасают одного человека вместо пятерых (особенно если они знакомы). Ученые объясняют это устройством общества, в котором люди чаще остаются внутри небольших групп и редко обретают новых знакомых (в отличие от жителей Западной Европы).

А кого бы спасли вы в эксперименте с вагонеткой? Ответ ждем в нашем Telegram-чате, присоединяйтесь скорее!

Мораль и мозг

Чувство морали неразрывно связано с мозгом, что подтверждает синдром Урбаха-Вите: повреждение амигдалы может привести к трудностям с распознаванием эмоций по лицам, а также бесстрашию перед змеями, пауками, привидениями и фильмами ужасов. На сегодняшний день в мире зарегистрировано всего 400 случаев.

Авторы нового исследования предполагают, что повышенная чувствительность к социальной боли может играть определенную роль в неспособности людей с синдромом Урабах-Вите выносить моральные суждения. Пациенты регулярно сообщали, что делать выбор в эксперименте с вагонеткой для них «слишком больно». По-видимому миндалевидное тело имеет решающее значение в механизмах возникновения страха.

Мораль и мозг. Нарушение работы миндалевидного тела оказывает влияние на наши суждения о морали. Фото.

Нарушение работы миндалевидного тела оказывает влияние на наши суждения о морали

«Исследования на животных показали, что ядро миндалевидного тела играет важную роль в принятии решений и поведении. Мы предполагаем, что именно эта структура ответственна за утилитарные моральные суждения, принимаемые людьми», – пишут авторы научной работы.

А вы знали, что чувство отвращения связано с религиозными переживаниями? Подробнее мы рассказывали здесь

Монополия на мораль

Итак, моральные принципы формируются в разных обществах и редко связаны с повреждением амигдалы. Неудивительно, что весомый вклад в развитие нравственных ценностей вносит религия. Можно сказать что она обладает своего рода монополией на мораль. Об этом в своих книгах и лекциях говорит американский популяризатор науки Сэм Харрис. Он также утверждает, что наука способна формировать общечеловеческие ценности, справляясь не хуже религиозных догматов.

Безусловно, никто не ставит под сомнение ценность 10 заповедей и Нагорной проповеди, однако эволюционные процессы развития нашего вида способствовали формированию морали. Более того, нравственное поведение и альтруизм свойственны млекопитающим, что подтверждает изучение бонобо, шимпанзе и других высших приматов.

Монополия на мораль. Источником морали издревле считается религия. Фото.

Источником морали издревле считается религия

При этом в мире существует не менее 20 религий, а их ценности могут отличаться друг от друга. Так, в семи странах безбожие карается смертной казнью и поддерживается соответствующими законами, а в ряде государств для атеистов предназначены тюремные сроки и существенные ограничения прав. Это вновь возвращает нас к тому, что формирование морали зависит от общества, его устройства, воспитания и религии.

В Саудовской Аравии, Пакистане и Мавритании аморальными считаются атеисты – люди, не причисляющие себя ни к какой из существующих религий.

Харрис также считает, что существует правильное значение слова «ценность» по отношению к человеческой жизни и ее процветании. Тщательное наблюдение за тем, что на самом деле приносит людям удовлетворение является предметом научных исследований, а не философских или религиозных дебатов.

Благополучие человека всецело зависит от событий в мире и от состояний человеческого мозга. Следовательно, проблемой должны заниматься ученые. Как только мы увидим, что забота о благополучии является единственной разумной основой для морали и ценностей, мы увидим, что миру необходима наука о морали, – пишет Харрис.

Монополия на мораль. Этика и мораль отвечают за то, что считается нормой в том или ином обществе. Фото.

Этика и мораль отвечают за то, что считается нормой в том или ином обществе

Американский журналист отмечает, что для людей не существует единственного наилучшего образа жизни. Вместо него существует объективная, поддающаяся определению разница между обстоятельствами и действиями, что подтверждают результаты научных исследований.

Так, слово «мораль» имеет два разных значения: описательное и нормативное. В первом случае речь идет об обозначении правил поведения, фактически выдвинутых отдельными группами или обществами, а во втором попросту неприменимо к восьми миллиардам человек. Некоторые ученые и вовсе не видят различий между этикой и моралью, так как оба термина определяют что правильно а что нет.

Этика – это учение о морали (нравственности), ее развитии, принципах и роли в обществе.

Монополия на мораль. Этика является более широким понятием по сравнению с моралью. Фото.

Этика является более широким понятием по сравнению с моралью

В завершении отмечу, что тратить время на размышления о морали полезно, так как позволяет нам принимать жизненно важные решения относительно дружбы, денег, образования и семьи. Изучение морали также способствует лучшему пониманию животных, объясняя их поведение. Так, особый интерес ученых вызывают осьминоги, о чем мы рассказывали в этой статье.