Крысы не поверили в виртуальную реальность

Илья Хель

Если бы вы были крысой, живущей в полностью виртуальном мире вроде Матрицы, могли бы вы об этом узнать? Может быть и нет, однако ученые считают, что ваш мозг смог бы наверняка. Последние исследования показали, что определенные клетки мозга крыс работают по-разному, в зависимости от того, находятся животные в виртуальной реальности или в реальном мире.

Крыса и виртуальная реальность

Нейроны, о которых идет речь, известны как пространственные клетки; они откликаются на изменение расположения тела и находятся в гиппокампе — части мозга, ответственной за пространственную ориентацию и память. Когда вы выходите из дома, эти клетки срабатывают, напоминая, что через два шага от двери будет какой-то куст. Они срабатывают снова, когда вы возвращаетесь домой и проходите рядом с кустом, хотя вы движетесь в обратном направлении. Ученые давно подозревали, что эти клетки помогают мозгу генерировать карту мира вокруг нас. Но как клетки узнают о том, что попали в какое-то место впервые?

Прежние исследования показали, что эти клетки полагаются на три разных вида информации. Во-первых, они анализируют «визуальные сигналы», то есть то, что вы видите вокруг. Во-вторых, они анализируют так называемые «сигналы самодвижения». Эти сигналы поступают от того, как ваше тело движется в пространстве и являются причиной того, что вы можете найти выход из комнаты с выключенным светом. Последний тип информации — это «проксимальные сигналы», которые улавливают данные о вашем окружении. Запах булочной по дороге на работу, звуки улиц, забитых машинами, узор на траве в парке — все это проксимальные сигналы.

В реальном мире очень сложно подделать работу каждого из этих сигналов. Но в среде виртуальной реальности ученые могут их контролировать. В эксперименте участвовали крысы, сидящие на шаре, вокруг которого менялись фильмоподобные изображения, создавая впечатление, будто крысы сидят на беговой дорожке. Их чувство пространства полагалось на визуальные сигналы от проекций и сигналов самодвижения, однако у них не было проксимальных сигналов типа звука и запаха.

Когда Маянк Мета, нейробиолог из Калифорнийского университета, сравнил активность клеток, бегущих по реальной дорожке, с активностью клеток крыс, бегущих по виртуальной реальности, он обнаружил несколько забавных закономерностей. В реальном мире около 45 % пространственных клеток крыс активировались на одном из участков дорожки. В виртуальной реальности — только 22 %. «Половина нейронов просто замолкли», — говорит ученый.

Более того, пространственные клетки, похоже, имели совершенно другое отношение к пространству в виртуальной реальности, нежели в реальной. Помните, ваши пространственные клетки активируются, когда вы находитесь в двух шагах от входа в ваш дом? В реальных условиях крысиная версия этих нейронов будет активироваться в двух шагах после старта, а после — когда крыса вернется к той же точке. Однако в виртуальной реальности происходит что-то странное. Вместо того, чтобы активироваться второй раз во время возвращения крысы к исходной точке, клетки активируются, когда крыса находится в двух шагах от противоположного конца дорожки. С таким же успехом ваши клетки могли активироваться один раз, когда вы выходите из дома, и второй — когда вы подходите к автомобилю. Вместо расположения крысы в абсолютном пространстве клетки учитывают ее относительное положение на беговой дорожке. Мета назвал это «дисто-кодом» и отметил, что в реальном мире такого не бывает никогда.

Мета подозревает, что эти различия в активности пространственных клеток связаны с отсутствием в виртуальной реальности проксимальных сигналов. Он полагает, что нейроны, которые отключаются в виртуальной реальности, представляют собой те, которые ответственны за восприятие запаха, звука, текстур с последующим превращением в информацию о том, где находится крыса. Учитывая то, что, когда эти сигналы исчезают, когнитивная карта крысы меняет ориентацию с абсолютного положения на относительное, проксимальные сигналы могут быть ключевым компонентом, который отвечает за ментальную карту в реальном мире.

«Пока наличествуют проксимальные сигналы, у них есть сила вето. Они не позволяют срабатывать дисто-коду».

Лорен Франк, невролог из Сан-Франциско, не принимавший участие в эксперименте, впечатлен экспериментом Меты и выводами последнего относительно гибкости системы картографии гиппокампа. Но он предупреждает, что сила проксимальных сигналов относительно визуальных может сильно отличаться у крыс и людей.

«У нас есть тенденции полагать, что другие организмы воспринимают мир так же, как мы», — говорит он. — «Но в отличие от людей, крысы чертовски плохо видят». Вместо этого они полагаются на осязание и обоняние. А значит, исключение проксимальных сигналов может повлиять на них в большей степени, нежели на людей.

Даниель Домбек, нейробиолог из Северо-Западного университета в Эванстоне, также не связанный с экспериментом, соглашается с тем, что новое исследование «любопытное». Он также выказывает предположение, что интерес к моделированию виртуального мира для крыс будет только расти.

В человеческом же мире мы больше ждем появления первых плодов дополненной реальности.

Новости партнеров
Популярные альткоины дорожают на фоне стабильности Биткоина. Чего ждут эксперты от рынка криптовалют?
Популярные альткоины дорожают на фоне стабильности Биткоина. Чего ждут эксперты от рынка криптовалют?
Как добавить папку в док-панель на iPad с iPadOS 26
Как добавить папку в док-панель на iPad с iPadOS 26
Galaxy S26 будет мощнее всех смартфонов на Android, и вот почему
Galaxy S26 будет мощнее всех смартфонов на Android, и вот почему