Из-за глобального потепления жизнь в Европе становится опасной для здоровья

Денис Урман

Впервые о глобальном потеплении заговорили еще в 60-х годах прошлого столетия. На основе многолетних наблюдений ученые пришли к выводу о повышении средней глобальной приземной температуры воздуха на несколько десятых градуса. На уровне отчетов ООН об этом явлении заговорили в 1980-е годы в США. Прозвучали данные о том, что за последние 100 лет температура воздуха у земной поверхности повысилась в среднем от 0,3 до 0,6 градуса.

Изменение климата в Европе неизбежно

К началу 1990-х на основании прогнозов шведского ученого Аррениуса, сделанных им в конце XIX века, сформировалась точка зрения о том, что глобальное потепление на Земле обусловлено ростом концентрации в атмосфере «парниковых» газов, в первую очередь углекислого, а также метана, водяного пара, закиси азота, фреонов и др. В 1995 году на межправительственной конференции в Мадриде ООН провозгласила глобальное потепление научным фактом.

Не секрет, что тёплый и сверхкомфортный климат США и Западной Европы на 90 % обусловлен отепляющим действием океанического течения Гольфстрим. Его мощность равна 50 млн м3 тёплой воды в секунду, это десять в пятнадцатой степени киловатт (полтора петаватта) тепловой энергии. Что в свою очередь эквивалентно по мощности одному миллиону атомных электростанций, которые вот уже на протяжении нескольких веков обогревают Европу, США и Канаду. Эта «тепловая добавка» на 8-10 °С повышает температуру в Европе и США! Все это создаёт исключительные условия для сельского хозяйства этих территорий. К примеру, урожайность зерновых в нечернозёмных Германии, Франции, Великобритании, Швеции, Ирландии колеблется от 60 до 85 центнеров с гектара, а урожайность чернозёмной Украины — лишь 24 ц/га, в нечернозёмной России — 12-15 ц/га.

Гольфстрим

Благодатный тёплый климат, отсутствие мерзлоты и промерзания почвы, позволяют экономить триллионы долларов на инфраструктуре и её эксплуатации. Экономится гигантское количество топлива (газа, нефти, угля, электроэнергии), стройматериалов, утеплителей. Не нужно строить мощные теплоцентрали и теплотрассы. Население в тёплом климате экономит на тёплой одежде, отсутствии необходимости питаться более калорийной пищей в условиях более холодного климата. В десятки раз дольше, из-за отсутствия убийственных процессов промерзания — оттайки, сохраняются дороги. И так далее…

Но будет ли так хорошо всегда? Ученые неоднозначны в своих прогнозах. Но большинство из них склонны предполагать, что уже в ближайшие 15-25 лет, западная цивилизация ощутит негативное влияние, набирающего обороты глобального потепления. Причем, кроме экономической составляющей, под угрозой окажется здоровье и жизнедеятельность всего населения Европы.

Европа изнывает от жары

Дэниэль Оудин Эстрем (Daniel Oudin Astrom) и его коллеги из Университета Умео считают, что если связь между температурой и смертностью известна, и учитывая то, что она не меняется с течением времени, то соответственно количество смертей от очень жаркой или холодной погоды может быть подсчитано.
Они определили, насколько за три прошедших десятилетия смертность от аномальных температурных условий стала выше по сравнению с началом XX века.
Заледенелая Европа

Для этого ученые использовали данные о дневной температуре в Стокгольме с 1900 по 2009 годы, выбрав 1900-1929 годы в качестве «контрольного» периода — они сравнивали процент смертности в этот промежуток времени с аналогичным показателем с 1980 по 2009 годы. Исследователи определили случаи, когда температура была чрезвычайно высокой или низкой, а затем подсчитали, сколько человек погибло от аномальных температур в эти годы.

Оказалось, что всего с 1900 по 1929 годы было 220 таких смертей, когда температура была крайне низкой, и 220 — крайне высокой, но уже в 1980-2009 годах эти показатели увеличились до 251 и 381 случаев соответственно. Результатом стало то, что смертность сильно возрастала летом, зимой — несколько меньше: в начале XXI века в экстремально холодные дни умирали на 5,6 % больше людей, а в экстремально жаркие — на 4,6 %, чем в такие же аномальные дни в начале 20 века. «Смертность от жары в 1980-2009 годы удвоилась по сравнению с тем, какой бы она была без климатических изменений», — считают Эстрем и его коллеги.

Подобные явления, говорят ученые, происходят не только в Швеции, но и по всей Европе, при этом люди так и не смогли адаптироваться к таким условиям — это значит, что любой новый температурный рекорд может увеличить процент смертности.

По материалам Павла Губарева и Nature Climate Change