Ожирение — залог долголетия?

Алекс Кудрин

Согласно исследованию датских ученых, люди с избыточным весом, как правило, живут дольше тех, кто имеет нормальную массу тела. Такая закономерность прослеживалась не всегда — в 1970-е годы дольше жили те датчане, чей индекс массы тела находился в пределах нормы (между 18,5 и 25). Эта характеристика рассчитывается как отношение веса (в килограммах) к квадрату роста (в сантиметрах). Например, для человека ростом 1,65 метра и массой 68 килограммов ИМТ составит 25.

Ожирение — залог долголетия

При экстремальных значениях ИМТ, связанных с истощением или сильным ожирением, риск смерти от разного рода причин, в частности от сердечно-сосудистых заболеваний, сильно возрастает. Однако, как показало исследование, опубликованное в журнале Американской медицинской ассоциации (JAMA), небольшое превышение нормального ИМТ не так уж вредно для здоровья. Наименьший риск смерти наблюдался у жителей Копенгагена с ИМТ равным 23,7 в 1970-е годы, 24,6 — в 1990-е и 27,0 — в настоящее время. Тенденция прослеживается даже среди граждан, которые никогда не курили и не лечились от сердечных или онкологических заболеваний.

В результате анализа статистических данных можно предположить, что небольшой избыточный вес у людей среднего возраста является неким защитным фактором. Однако ученые не торопятся делать такой вывод, ведь даже надежно установленная корреляция вовсе не доказывает причинно-следственной связи.

Исследователи отмечают, что с долголетием может быть связан не вес как таковой, а способность его набирать, характеризующая здоровый организм. Хорошо известно, что потеря веса часто является признаком болезни. Поэтому постепенный набор избыточной массы лишь свидетельствует о хорошем состоянии здоровья, пока ИМТ не переходит предел, после которого жировые отложения начинают приносить организму вред. Чтобы разделить «целительное» воздействие избыточного веса и его роль как индикатора здоровья, одних статистических данных недостаточно.

«Пока исследования не дают нам ответов. Они дают нам лишь интересные вопросы», — сказал доктор Тапан Мехта (Tapan Mehta), сотрудник Департамента здравоохранения США.