Будущее игровой индустрии: радикальная эмоциональность

Илья Хель

Виртуальные игры должны совершить варп-прыжок сквозь черную дыру, благодаря группе ученых в Гонконге и спонсору с мощным научным бэкграундом, Джеффри Эпштейну. Программирование игр понемногу уходит от роботизированных алгоритмов в творческие сумерки эмоциональных мыслителей, которые должны вывести онлайн, видео и предпринимателей к «голодеку» из «Звездного пути».

Open Cog

Годами в виртуальных играх единственным разумным игроком был человек, играющий в игру и преодолевающий инертные препятствия. В лучшем случае, противники могли взорваться или превратиться во что-нибудь еще. Какой бы ни была реакция, это простейший алгоритмический ответ (если А, то B, если A+D, то C).

К 70-м годам противники стали более сложными с развитием виртуальных шахмат: программа отвечала на широкую сеть алгоритмических возможностей. До 10 123 шахматных вариаций, если быть точным. Но даже в подобных сценариях программа была сугубо реактивной и детерминированной: у нее не было цели, она не стремилась поставить шах и мат, а просто отвечала на ряд шагов, которые приводили к этому.

Современные персонажи игр значительно более сложны, чем Pac Man. Как шахматная программа, виртуальный солдат может реагировать на самые разные изменения игрового пейзажа и отвечать множественным количеством образов, от случая к случаю.

Как сообщает Forbes, гонконгская группа, занимающаяся разработками в сфере искусственного интеллекта, стоит перед открытием нового эмоционального программного обеспечения под названием Open Cog. Будучи ПО с открытым исходным кодом, Open Cog возглавляется Беном Герцелем, который разрабатывает язык программирования для сообщества ИИ, которое находится в крайне фрагментированном состоянии. Тем не менее, в рамках усилий по структурированию человеческого разума, в Open Cog написали трех персонажей (призрака, робота и девушку), которые толкают в прошлое традиционные игровые алгоритмы.

Каждый персонаж запрограммирован в базе данных под названием AtomSpace. Она состоит из сотен «атомов», которые являются такими мыслительными понятиями, как объекты (стул, стол, полка), действия (сидеть, бежать, петь) и чувства (гнев, радость, страх). Каждый раз, когда алгоритм под названием MindAgents подключает к персонажу более одного атома, ассоциативная цепочка становится сложнее и влияет на будущий выбор персонажа. С такой точки зрения персонаж строит и включает ассоциативную память. В то же время, цепочки могут распадаться со временем, если не используются алгоритмом, тем самым ослабляя память персонажа.

Другой уникальной особенностью является использование нескольких алгоритмов, функционирующих одновременно, что называется «когнитивной синергией». Теория, которая лежит в основе этой синергии, говорит о том, что у людей сразу несколько мыслительных процессов происходят одновременно.

OpenPsi, созданная ученым из области ИИ Джоша Бахом из Берлина, это другая программа, работающая с этими тремя персонажами. OpenPsi управляет основными нуждами персонажа и определяет их путь. Программа базируется на теории немецкого психолога Дитриха Дёрнера о том, что животными руководит пять основных нужд: сохранение существования (еда, вода, целостность тела и избегание боли), сохранение вида (сексуальность, воспроизведение), занятость (необходимость быть в группе, социальное взаимодействие), уверенность (необходимость предсказания событий и их последовательности), компетентность (способность решать проблемы и задачи). Каждая из этих нужд становится в приоритет в зависимости от времени и взаимодействия с другими атомами. Статус нужды оказывает значительное влияние на то, какой путь выбирает персонаж. Например, если потребность в воде чрезвычайно высока, персонаж отведет приоритет атому воды при выборе.

Для предпринимателей Open Cog будет поставлять набор программного обеспечения, включающего персонажей, которых можно использовать в любом сегменте рынка: от виртуальных витрин до игрушек и даже роботов. Open Cog даже разработала собственный трехмерный ландшафт, чтобы показать, как действуют персонажи, вдохновившись популярной игрой Minecraft.

Цели Open Cog отличаются от целей игровой индустрии, которая уже выстраивается в очередь, чтобы опробовать новое ПО. Конечно, компания заинтересована в получении прибыли, но основной интерес — в использовании виртуальной платформы для проверки гипотез о разуме.

«Разрыв между этими двумя моделями и наше понимание разума являются бесценным руководством к действию», — говорит Джеффри Эпштейн. — «Это несколько похоже на строительство автомобиля без инструкции, но с желанием посмотреть, что сможет сделать автомобиль».

За последние десять лет Джеффри Эпштейн стал одним из крупнейших сторонников передовой науки по всему миру. По данным New Your Magazine, Эпштейн жертвует до 200 миллионов долларов в год видным ученым: Стивену Хокингу, Марвину Мински, Эрику Лэндеру, Джорджу Черчу, а также нобелевским лауреатам: Джерарду Хуфту, Дэвиду Гроссу и Франку Вилчеку. Как и Open Cog, Эпштейн заинтересован в том, чтобы узнать больше о разуме, а не создать очередной стартап.