Грустная правда об Oculus Rift

Илья Хель

Когда вы играете в видеоигры сегодня, этот процесс практически в точности повторяет процесс игры в 1980 году. Вы используете контроллер — будь то джойстик, клавиатура или мышь, — который подключается к коробке, которая соединена с дисплеем. Эта система выдержала испытание временем. Но Палмер Лаки решил все это изменить. Его когда-то крошечная компания под названием Oculus бросила камешек в игровой пруд в конце 2012 года, выйдя с кампанией на Kickstarter, целью которой было создание новой гарнитуры виртуальной реальности. Она должна была произвести революцию в сфере игр. Эффект ряби только усилился в марте 2014 года, когда Марк Цукерберг объявил, что Facebook покупает компанию за 2 миллиарда долларов. Годом спустя остается до сих пор неясным, какую роль сыграет виртуальная реальность во всем этом. Устройство до сих пор не вышло на рынок. Будущее по-прежнему туманно.

Oculus Rift

Успех до запуска

В отличие от большинства проектов Kickstarter, цель которых представить ориентированный на покупателя продукт, а затем уже получить успешное финансирование, план Лаки на его гарнитуру виртуальной реальности заключался в том, чтобы раздать комплекты разработчикам и создателям контента. Между тем его собственная команда разработчиков продолжает работать над потребительской версией устройства. Проект был профинансирован раз десять, в общей сложности собрав 2,4 миллиона долларов. Успеха краудфандинга было достаточно, чтобы заинтересовать людей, и вскоре после успешной кампании практически каждый не сомневался, что очень скоро невероятная виртуальная реальность от Oculus станет частью жизни любого уважающего себя геймера.

Геймеры, кстати, тоже были унесены потоком всеобщей шумихи, и это редкость, когда речь идет непонятно о чем за пару сотен долларов. Первая потребительская версия Rift выйдет в продажу в 2015 году, и после двух версий для разработчиков новая модель, которую можно будет купить, станет самой долгожданной пользовательской версией устройства.

Испытатели успели опробовать и оригинальный комплект Oculus Rift, и Rift DK2, и потратить несметное количество часов на исследование виртуальных миров. Стоит отметить, что выбор игр довольно скудноват. Этого, в принципе, следовало ожидать, так как нет никакого смысла поддерживать устройство, если его нельзя купить в магазине. Гонки, летные симуляторы, ужастики, все в той или иной мере представлено, так что ознакомиться с технологией вполне можно.

Просто новинка?

В принципе, описать опыт общения с виртуальной игрой довольно трудно. Это виртуальная реальность, и если вы ее никогда не испытывали, едва ли письменное объяснение сможет объяснить вам, что это такое. Когда вы поворачиваете голову, вы вглядываетесь куда-то еще в игровом мире. Отсутствие возможности фактически видеть свои руки и пальцы — единственное, что удерживает вас от прикосновения к трехмерным объектам, представленным перед вами. Это сюрреалистично, да и просто здорово.

«В первый раз, когда я надел Rift, я был взбудоражен и почти сразу же влюбился в гарнитуру. Я полюбил чувство нахождения внутри игры — будто бы я живу в каком-то научно-фантастическом фильме 80-х — и хотел больше. Это чувство прошло довольно быстро, и к моменту прибытия второго поколения Rift желание посетить виртуальную реальность или вспомнить былое приходило очень редко».

Дело в том, что нет никакой реальной причины использовать виртуальную реальность для большинства игр. Она ничего не добавляет к большинству игр, а во многих случаях вообще убивает игру, отнимая чувство отстраненности. Давать возможность игроку осмотреться нужно только тогда, когда в самом цифровом мире не происходит ничего важного.

DK2

Если вы играете в гоночную игру, вам нужно повернуть голову, чтобы взглянуть в виртуальное зеркало заднего вида. Если вы играете в игру-ужастик, вам нужно посмотреть через плечо, чтобы заметить кого-то, кто крадется сзади. Если вы едете на цифровых горках, вам нужно закрыть глаза, чтобы сохранить завтрак в желудке. Игра может быть более реалистичной, но приятней — вряд ли.

Мы постепенно приближаемся к корню проблемы Oculus Rift: гарнитура совсем не лучше хорошего большого телевизора или монитора. Чудеса на виражах могут быть более интуитивными, крипота, выглядывающая из-за угла, заставит сердце сделать лишний удар, но это не сделает плохие игры хорошими и отличные игры — намного лучше. Это просто новый способ испытать их, и в этом вся новизна.

Вам также придется пойти на компромисс, если вы захотите поиграть в игру, установив на голове дисплей, вместо того чтобы смотреть на обычный монитор. Вы не сможете ничего делать, пока играете в игру. Если телефон оповестит о текстовом сообщении, вы не сможете его проверить. Если в горле пересохнет, вы не сможете попить водички. Когда на вашей голове массивная гарнитура и пара наушников, вы — в игре, и на этом все.

Ваши уши и лоб потеют; ваша шея не то чтобы болит, но чувствует напряжение под грудой электроники. Даже простой перерыв станет в тягость, ведь нужно будет снимать, а затем заново надевать целую кучу ремней и проводов.

Прежде чем обзавестись Rift, люди смотрят и думают, как классно было бы поиграть в виртуальной реальности. Но потом они смотрят на игру и не могут понять, стоит ли тащить Rift и подключать с десяток проводов, просто чтобы вернуть воспоминания о магическом чувстве, которое возникло при первом подключении.

Светлое будущее

Почему же люди кажутся настолько очарованными Oculus Rift? Сама аппаратура очень впечатляет и уж точно перевернет первое впечатление от игры с ног на голову. Тем не менее, когда вы слышите или читаете восторженные первые впечатления, будьте уверены, испытатель поиграл пять-десять минут.

На выставке типа E3 или PAX, конечно, все будут в восторге, потому что там всегда рады чему-то свежему и новому. Но после часа, проведенного в гарнитуре, многие не кажутся отдохнувшими и довольными, как после качественной игры. Впечатления оказываются обманчивыми.

Станет ли Oculus Rift будущим игр? В это уже мало кто верит.

Едва ли после выхода Rift разработчики откажутся от традиционных игр в пользу эксклюзивного виртуального опыта, и если вам нравятся те игры, в которые вы играете сегодня, у вас нет причин переходить на Rift.

Rift станет фантастической штукой для тех, кто захочет испытать свои игры по-новому, ощутить новые эмоции и получить принципиально другой игровой опыт. Но несмотря на все эти системы и навороты, ничто не заменит приятное ощущение контроллера, подключенного к коробке, соединенной с дисплеем. Дело не в деньгах или не в качестве опыта: дело в отсутствии необходимости.