Шмели и шимпанзе используют коллективный разум — как это работает

Андрей Жуков

Познавая мир и получая новые знания, люди опираются не столько на свой личный опыт, сколько на опыт других людей. Причем это начинается с самого раннего детства, и продолжается в течение всей остальной жизни. Например, родители рассказывают ребенку об опасности тех или иных действий, в школе детей обучают учителя, взрослые люди читают инструкцию как пользоваться теми или иными бытовыми приборами, и т.д. Какие-то из этих знаний мы могли бы приобрести самостоятельно, но потратили бы на это много времени. Другие же знания получить самостоятельно вообще невозможно. Опыт и информацию, накопленную обществом, и передающуюся от человека к человеку, принято называть коллективным разумом. В последнее время ученые обнаружили, что коллективный разум используют не только люди. Подобной способностью обладают обезьяны и даже шмели.

Шмели и шимпанзе используют коллективный разум — как это работает. Шмели для решения сложных задач могут использовать коллективный разум. Фото.

Шмели для решения сложных задач могут использовать коллективный разум

Шмели способны обучать друг друга

Шмели давно известны своими высокими когнитивными способностями. Например, они умеют связывать символы с числами, любят играть с игрушками, и даже смогли научиться играть в мяч. Но в нынешнем исследовании ученые пошли еще дальше — они научили шмелей открывать коробку-головоломку.

В целях эксперимента шмелей поместили на специальную площадку, где они чувствовали запах угощения, однако получить его могли только сдвинув небольшую пластину-перегородку красного цвета. Но, чтобы сделать это, вначале необходимо было сдвинуть другую пластину синего цвета. То есть задачу нужно было решать в два этапа.

Шмели способны обучать друг друга. Коробка-головоломка с лакомством для шмелей. Фото.

Коробка-головоломка с лакомством для шмелей

Конструкцию испытали на трех колониях шмелей, но ни одно насекомое не смогло получить доступ к лакомству. Тогда ученые взяли девять шмелей и сами обучили их решать головоломку. Для этого они разбили все действия на шаги, и после каждого шага давали угощение. В результате насекомые научились убирать преграды сами, выполняя все действия от начала и до конца без промежуточных угощений.

Затем обученные шмели передали свои знания другим шмелям. В результате они научились устранять преграды без помощи людей. Результаты данного эксперимента были опубликованы в журнале Nature.

Данная работа является очередным подтверждением того, что не только люди способны использовать коллективный разум, как считалось ранее. Следует отметить, что совместное владение навыками и знаниями, а также умение передавать их, является главным свойством культуры.

Шмели способны обучать друг друга. Шмели учатся решать сложные задачи у своих товарищей. Фото.

Шмели учатся решать сложные задачи у своих товарищей

Как шимпанзе используют коллективный разум

Другая группа ученых провела эксперимент с двумя группами обыкновенных шимпанзе в Замбии. Авторы поставили автомат, который выдавал орехи. Причем лакомство было видно, и обезьяны даже чувствовал его запах. Однако, чтобы автомат выдал орехи, нужно было выполнить определенные действия — открыть ящик, положить в специальное углубление деревянный шар и закрыть ящик. Шары для автомата были разбросаны поблизости в большом количестве.

Таким образом, шимпанзе нужно было вначале изучить аппарат, затем отойти от него, взять шар и положить его в ящик. За три месяца, пока стоял автомат, ни одна обезьяна не смогла решить задачу, хотя попытки неоднократно предпринимались.

Как шимпанзе используют коллективный разум. Шимпанзе умеют обучать друг друга. Фото.

Шимпанзе умеют обучать друг друга

Затем ученые взяли по одной обезьяне из каждой группы, и научили их выполнять необходимые действия, чтобы получать орехи. После того, как обученных обезьян выпустили к остальным собратьям, многие из них тоже научились пользоваться автоматом.

Надо сказать, что ученые и раньше проводили исследования, в которых выявляли способность обезьян и некоторых других животных учиться друг у друга. Однако раньше это касалось знаний, которые животные могли получить и сами. Поэтому было не до конца ясно, действительно ли животные перенимают чужой опыт или сами находят решение. В результатах же нынешнего исследования, опубликованного в журнале Nature Human Behaviour, сомнений быть не может.

Переходите по ссылке на наш ДЗЕН КАНАЛ. Мы подготовили для вас множество интересных, захватывающих материалов, посвященных науке.

Однако пока неясно, могут ли животные и насекомые использовать коллективный опыт для решения более сложных задач. То есть, если задача немного усложнится, например, нужно будет выполнить не два, а три однотипных шага, смогут ли решить ее насекомые, применяя уже имеющийся навык и знания. Если выяснится, что у шимпанзе или шмелей что-то подобное происходит, то можно будет сказать, что они способны к культурному накоплению общего опыта.