Самые главные научные открытия о динозаврах за 2023 год

Рамис Ганиев

Слово «динозавр» было придумано в 1842 году биологом Ричардом Оуэном — этот термин был необходим для обозначения первых ископаемых останков этих древних созданий. Каждый новый скелет доисторических хищников вызывал бурную реакцию во всем научном сообществе, и это происходит до сих пор. Ежегодно палеонтологи находят новые останки, которые рассказывают о том, как эти великолепные рептилии ели, как общались, какого они были цвета и многое другое. Прошедший 2023 год тоже был полон удивительными открытиями о динозаврах — например, мы узнали, что другие животные не обязательно боялись этих гигантов и вполне могли дать им отпор. В рамках данной статьи мы поговорим о самых ярких открытиях в сфере изучения динозавров.

Самые главные научные открытия о динозаврах за 2023 год. В 2023 году ученые узнали о динозаврах много чего нового. Изображение: нейросеть DALL-E. Фото.

Динозавры не были непобедимыми

На протяжении многих лет считалось, что во времена динозавров млекопитающие были беззащитными созданиями. Ученые предполагали, что встреча с хищниками для них являлась смертным приговором. Однако, в 2023 году ученые обнаружили останки репеномама (Repenomamus) — древнего млекопитающего размером с кошку, который укусил за ногу динозавра пситтакозавра (Psittacosaurus), размеры которого можно сравнить с собакой. Ученые не знают, что заставило этих созданий подраться, но данная находка говорит о том, что некоторые млекопитающие все же могли дать отпор динозаврам.

Динозавры не были непобедимыми. Финальная схватка древнего млекопитающего и динозавра. Изображение: Канадский музей природы. Фото.

Динозавры не были непобедимыми. Репеномам. Изображение: Википедия. Фото.

Репеномам. Изображение: Википедия

Динозавры не были непобедимыми. Пситтакозавр. Изображение: Википедия. Фото.

Пситтакозавр. Изображение: Википедия

Какими были динозавры троодоны

Долгие годы ученые не могли понять, что из себя представляли динозавры троодоны (Troodon). Их окаменелые зубы были найдены в 1855 году и являются одними из самых первых останков древних хищников, известных науке. В 2023 году ученым стало известно, что эти создания были похожи на велоцирапторов, то есть были небольшого размера и напоминали птиц. У них были необычные, выступающие зубы — авторы исследований прошедшего года выяснили, что это было связано с тем, что они могли питаться как мясом, так и растениями. Также стало известно, что они откладывали в гнезда от 4 до 6 яиц.

Какими были динозавры троодоны. Реконструкция скелета троодона. Изображение: Smithsonian Magazine. Фото.

Реконструкция скелета троодона. Изображение: Smithsonian Magazine

Статья в тему: Некоторые динозавры 74 миллиона лет назад высиживали яйца как птицы

Как эволюционировали динозавры

Некоторые динозавры поражают нас своими размерами. В качестве примера можно привести травоядных патаготитанов (Patagotitan), средний рост которых составлял 31 метр, а масса тела могла достигать 55 тонн. Упоминания заслуживают аргентинозавры (Argentinosaurus) — они могли вырастать до 35 метров и весить до 108 тонн. В 2023 году науке стало известно, что динозавры не просто становились большими и оставались гигантами до вымирания от падения астероида. Оказалось, что они эволюционировали до гигантских размеров около 36 раз за сотни миллионов лет. Это открытие говорит о том, что у этих созданий существовали разные эволюционные пути, которые зависели от окружающих условий.

Как эволюционировали динозавры. Реконструкция скелета патаготитана. Изображение: Википедия. Фото.

Реконструкция скелета патаготитана. Изображение: Википедия

Чем питались хищные динозавры

Ученым бывает трудно определить, чем питались те или иные виды динозавров. Но в ушедшем году палеонтологам улыбнулась удача — в канадской провинции Альберта они нашли скелет молодого горгозавра (Gorgosaurus), который был очень похож на всем известных тираннозавров и бродил по этим землям примерно 75 миллионов лет назад. Оказалось, что перед своей гибелью, он съел двух маленьких динозавров размером с попугаев. Судя по их останкам, один из самых кровожадных хищников древних времен в первую очередь ел их задние ноги. Это логично, потому что в них больше всего питательного мяса.

Чем питались хищные динозавры. Горгозавр ест свою жертву. Изображение: Королевский Тиррелловский палеонтологический музей. Фото.